Профессиональная подготовка


Дж. Кендрик. "Совокупный капитал США и его формирование"
Изд-во «Прогресс», М., 1978 г.

Профессиональная подготовка в наибольшей степени и частично образование создают то, что Махлуп называет «практическими знаниями» или «ноу-хау». Основная масса этих знаний рассчитана на то, чтобы подготовить людей к конкретным видам трудовой деятельности — производственной, управленческой и т. д.
Очевидно, что практическое образование и подготовка специально направлены на увеличение способности человека создавать доход.
Из прочих видов образования к инвестициям можно также отнести «знания, служащие развлечениям» (категория, также предложенная Махлупом), в той их части, в которой они способствуют получению психологического эффекта.
Безусловно, хотя процесс обучения требует усилий, связанных с умственным трудом, он способен приносить удовлетворение. Принято считать, что это удовлетворение в данный момент невелико по сравнению с возможностью будущего увеличения дохода, поэтому большинство исследователей не вычитают оплату текущих услуг из расходов по формированию невещественного «человеческого капитала», и мы следуем их примеру.
Знания являются результатом не только организованного процесса обучения и тренировки, но и практического опыта, накапливаемого во время работы, отдыха и размышлений. Этому неорганизованному обучению нельзя дать оценку. В дальнейшем мы будем рассматривать лишь основные формы организованного обучения и соответствующие затраты.
Основной вид организованного обучения — это обучение в специальных учреждениях, которые мы называем «школами» в широком понимании этого слова, включая в рассмотрение не только начальные и средние школы, но и колледжи, университеты, технические институты и т. д.
За стоимость услуг платных частных школ обычно принимаются их доходы. За стоимость услуг бесплатных общественных и частных школ принимаются их издержки, в том числе рента, приписываемая зданиям, сооружениям и оборудованию. Еще более значительным элементом издержек являются потерянные заработки студентов, находящихся в трудоспособном возрасте (чтобы обеспечить их согласованность с оценками расходов по воспитанию, этот возраст принят за 14 лет и старше). Этот элемент, который, по мнению большинства экономистов, должен быть включен в оценки инвестиций в образование, может также рассматриваться как начисленная компенсация затрат труда учащихся.