Фундаментальные исследования


Дж. Кендрик. "Совокупный капитал США и его формирование"
Изд-во «Прогресс», М., 1978 г.

Хотя фундаментальные исследования и не направлены на практическое использование знаний, они расширяют запас научных знаний, необходимый для практических изобретений и разработок. В целом нам кажется справедливым относить фундаментальные исследования к инвестициям, присоединяя расходы на «бесполезные» исследования к тем, которые дают экономический эффект, так же как стоимость безрезультатных геологических изысканий включается в расходы по открытию новых месторождений.
Реальные расходы на исследования и разработки могут рассматриваться как затраты в своеобразном производстве, дающем в результате знания, идеи и практический опыт, которые могут быть воплощены в проектах, опытных образцах и т. д. Результаты этого производства в свою очередь становятся затратами в последующем инвестиционном процессе, посредством которого идеи трансформируются в реальные, коммерчески выгодные товары потребительского и производственного назначения, технологические процессы, методы и системы, расширяющие возможности создавать продукт и доход.
Оценки исследований и разработок по секторам экономики основаны на информации скорее об источниках финансирования, чем об их использовании и включают только расходы на организованную научную деятельность. Неорганизованная научная деятельность, например исследовательская работа отдельного изобретателя в секторе домашних хозяйств, в оценки не включается. Существенное воздействие на оценку расходов, связанных с научной деятельностью, оказывает стремление представляющих статистические данные организаций относить возможно большую долю издержек к расходам на исследования и разработки, так как это направление деятельности получает все большее признание и становится все более престижным.
Используемый производителями запас знаний и опыта представляется капиталом, возникающим в результате исследований и разработок. Величина этого капитала измеряется затратами на его формирование в постоянных и текущих ценах. Благодаря фундаментальным исследованиям накапливаются знания, используемые веками. Прикладные же исследования, производственные знания и опыт, полученные при опытно-конструкторских разработках, имеют ограниченный срок жизни и в конечном счете вытесняются результатами новых прикладных исследований и разработок.
Поэтому при оценке объема накопленных производственных знаний, создаваемых исследованиями и разработками, мы учитываем срок службы новых продуктов и технологических процессов.
Образование и профессиональная подготовка. Распространение знаний давно признано важной формой невещественных инвестиций. Располагаемый людьми запас знаний и опыта является важным источником их дохода как в денежной, так и неденежной форме. Расширение знаний индивидуумов при прочих равных условиях ведет к росту их способности создавать доход. Таким образом, затраты на распространение знаний можно квалифицировать как инвестиции, поскольку они ведут к росту дохода, отдачи.
Большая часть знаний человека носит «общеобразовательный» характер, составляя то, что Махлуп назвал запасом «интеллектуальных» и «духовных» знаний.
К интеллектуальным относятся знания, которые создают общее представление об окружающем мире, человеческом обществе и культуре. Знания такого рода людям обычно дает гуманитарное образование. Духовные знания касаются вопросов о месте человека в мире, главных жизненных ценностях и принадлежат философии и религии. Знания общего характера являются важной частью человеческих знаний отчасти потому, что способствуют тренировке ума и подготовке его к восприятию более практических знаний, а отчасти потому, что помогают углубленному пониманию жизни, а иногда и увеличивают способность наслаждаться ею, что даже более важно. Тот факт, что такое образование способно приносить доход лишь в неденежных, психологических формах, не лишает нас оснований квалифицировать созданный им запас знаний как капитал, хотя и заставляет признать, что часть образования является не производительным, а потребительским капиталом и богатством.