Предмет, содержание и значение курса


А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.

Как научная дисциплина, экономика труда изучает специфическую для нее область явлений действительности — общественный труд и его организацию на различных этапах развития человеческого общества, устанавливает присущие этой области явлений законы, а также находит формы и методы их практического использования. Но подобное определение предмета экономики труда несравненно шире содержания настоящего курса, в котором рассматриваются лишь организация общественного труда при социализме и такие ее важнейшие вопросы, как производительность труда, нормирование и организация труда, организация заработной платы и планирование труда на предприятиях СССР, воспроизводство и распределение рабочей силы.
Экономика труда — общественная наука, поэтому ее методом является исторический материализм, который представляет собой последовательное распространение положений диалектического материализма на изучение общественных явлений.
Важное значение для правильного понимания предмета экономики труда и его связи с другими науками имеет положение Энгельса о том, что различные науки должны вытекать одна из другой подобно тому, как одна форма движения развивается из другой. Так, например, курс экономики труда с необходимостью вытекает из политической экономии социализма, но вместе с тем он связан с рядом других научных дисциплин (народнохозяйственным планированием, экономикой отдельных отраслей производства, организацией и планированием предприятий и др.).
Экономика труда изучает организацию общественного труда не только ради познания ее законов, но и с целью наиболее рационального их использования. В связи с этим особое значение для практики коммунистического строительства в нашей стране приобретает изучение социалистической организации общественного труда.
Важнейшая задача курса состоит также в том,чтобы показать роль Коммунистической партии, правительства и профсоюзов в СССР в разрешении важнейших вопросов социалистической организации труда.
Основными вопросами курса экономики труда, определяющими его содержание, являются:
1. Социалистический труд и организация его в СССР.
2. Производительность труда в СССР и факторы ее роста.
3. Нормирование и организация труда на предприятиях СССР.
4. Организация оплаты труда в народном хозяйстве СССР.
5. Планирование труда на предприятиях СССР.
6. Расширенное воспроизводство и плановое распределение рабочей силы в СССР.
В. И. Ленин придазал огромное значение организации общественного труда для победы коммунизма. В статье «Великий почин» он писал, что экономической основой диктатуры пролетариата, гарантий ее жизненности и успеха является то, что социалистический общественный строй «представляет и осуществляет более высокий тип общественной организации труда, по сравнению с капитализмом», и что именно в этом суть, «в этом источник силы и залог неизбежной полной победы коммунизма». В. И. Ленин особое внимание уделял вопросам организации труда на предприятиях.
В современных условиях, когда наша страна осуществляет постепенный переход от социализма к коммунизму, ведет борьбу за решение основной экономической задачи СССР — догнать и перегнать главные капиталистические страны по размерам производства на душу населения, важное значение в системе экономической подготовки наших кадров и их практической деятельности приобретают вопросы конкретной экономики и, в частности, вопросы организации общественного труда. Значение этого курса неизмеримо возрастает в свете решений XX съезда КПСС, предусматривающих также необходимость быстрейшего устранения недостатков в организации труда и его оплате и усиление личной материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.
Курс экономики труда имеет большое значение не только для подготовки профсоюзных кадров, но и для их практической работы. Вся деятельность профсоюзных организаций СССР теснейшим образом связана с основными вопросами экономики нашей страны, с организацией общественного труда как на отдельных производственных участках, так и в масштабе всего народного хозяйства. Можно без преувеличения сказать, что нет ни одного вопроса организации общественного труда в нашей стране, в решении которого не принимали бы то или иное участие профсоюзные организации. Их активное творческое участие в решении этих вопросов находится в прямой зависимости от степени подготовки и опыта профсоюзных кадров и особенно от уровня их экономических знаний. Повышая свое экономическое образование в области организации общественного труда, профсоюзные кадры будут плодотворнее помогать Коммунистической партии и Советскому правительству в воспитании коммунистического отношения к труду, у всех участников общественного производства, способствовать улучшению организации общественного труда, дальнейшему подъему производительности труда с целью максимально-возможного, удовлетворения материальных и культурных потребностей трудящихся нашей страны.