Заключение


Товарное производство и его экономические категории нельзя рассматривать как нечто самодовлеющее, независимое от окружающих условий. Особенностью товарного производства является то, что его существование относится не к какой-либо одной определённой общественно-экономической формации.
Назначение и функции экономических инструментов товарного производства (товар, деньги, цена и др.) в силу этого не могут также оставаться неизменными, независимыми от окружающих экономических условий. Вместе с исторической сменой общественно-экономических формаций и присущих им основных экономических законов изменяются функции экономических инструментов товарного производства, они теряют старое назначение и приобретают новое, соответствующее вновь возникшим экономическим условиям.
Существование в социалистическом обществе в известных пределах товарного производства обусловливает также существование соответствующих экономических инструментов товарного производства. При этом социалистическое обобществление основных средств производства, действие основного экономического закона социализма и закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства приводят к коренному изменению функций этих инструментов, характера их действия. «Так обстоит дело не только с товарами, но и с деньгами в нашем экономическом обороте, так же как и с банками, которые, теряя свои старые функции и приобретая новые, сохраняют старую форму, используемую социалистическим строем». Цена является одним из таких инструментов товарного производства, используемых социалистическим строем.
В условиях социализма функции и назначение цены коренным образом изменились по сравнению с капитализмом. Действие закона конкуренции и анархии производствa при капитализме проявляется в беспорядочном, стихийном движении товарных цен. Возникший на базе социалистического обобществления основных средств производства закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства означает объективную возможность и необходимость планирования цен. В планировании цен находит одно из выражений использование закона стоимости в интересах социалистического строя.
В силу социалистического обобществления средств производства и действий закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства закон стоимости не является и не может являться регулятором социалистического производства. Но поскольку в социалистическом обществе сохраняется, в известных пределах, товарное производство и товарное обращение, закон стоимости не может не оказывать своего воздействия на производство, что проявляется в существовании денежной формы оплаты труда членов социалистического общества, в необходимости и целесообразности использования внешнего облика товара и форм стоимости для учёта затрат труда и контроля деятельности предприятий, в применении хозрасчётной формы управления предприятиями в пределах государственного производственного сектора социалистической экономики.
Это обстоятельство позволяет активно использовать цены как орудие хозяйственной политики социалистического государства, отвечающей требованиям основного экономического закона социализма и закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства.
При помощи планово устанавливаемой системы государственных цен Советское государство:
а) осуществляет распределение национального дохода страны в соответствии с целью социалистического производства, заключающейся в максимальном удовлетворении постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества;
б) способствует усилению дополнительных стимулов выполнения планов развития промышленного и сельскохозяйственного производства;
в) обеспечивает контроль за издержками производства и обращения в народном хозяйстве, способствуя их систематическому снижению на основе непрерывного совершенствования социалистического производства;
г) стимулирует рациональное использование в народном хозяйстве материальных ресурсов и транспортных средств;
д) организует потребительский спрос населения и способствует всемерному развёртыванию товарооборота.
Действие основного экономического закона современного капитализма проявляется в области цен в виде роста дороговизны, взвинчивания монопольных цен. Рост дороговизны используется монополиями для эксплуатации большинства населения данной страны, для систематического ограбления народов других стран и обеспечения себе тем самым наивысших прибылей. Действие основного экономического закона социализма проявляется в области цен в виде систематического, планомерного снижения цен. Непрерывный рост и совершенствование социалистического производства, непрерывное увеличение товарных масс, направляемых государством в организованный товарооборот, снижение себестоимости продукции и издержек обращения в народном хозяйстве служат материальной основой осуществления советской политики снижения цен. В свою очередь снижение цен, означающее укрепление советского рубля, повышение его покупательной силы, увеличение реальных доходов трудящихся, способствует дальнейшему укреплению м:атериальных стимулов роста и совершенствования социалистического производства.
Таким образом, две противоположные линии современного экономического развития, определяемые действием двух противоположных основных экономических законов — капитализма и социализма, — находят своё проявление в характере движения цен и в том влиянии, которое оно оказывает на положение трудящихся в странах, где господствует капитализм, с одной стороны, и в странах социализма и народной демократии — с другой.
Безудержный рост дороговизны в странах монополистического капитализма связан в особенности с проводимой в этих странах политикой милитаризации и подготовки новой войны, используемых для обеспечения монополиям наивысших прибылей. Запутавшись в неразрешимых и обостряющихся противоречиях, в страхе перед назревающим экономическим кризисом монополисты и находящиеся у них в полном подчинении правительства стали на путь развязывания новой мировой войны. По государственному бюджету США на 1952/53 бюджетный год только прямые военные расходы на содержание вооружённых сил составляют 58,2 млрд. долл. Это означает, что за последние пять лет прямые военные расходы США выросли почти в 5 раз. Военные заказы стали невиданным источником обогащения крупнейших монополий.
Государственные контракты на поставку вооружений заключаются с корпорациями США на таких выгодных для них условиях, которые обеспечивают баснословно высокий уровень прибылей. Монополиям прежде всего гарантирован заведомо высокий и непрестанно растущий уровень цен на военные поставки. Менее чем за шесть месяцев после начала агрессии США в Корее цены на радарные установки в США были повышены в 3 раза, на самолёты — в 2 раза, на горючее для армии — более чем в 1,5 раза, на стальной лом — в 1,5 раза, на каучук - почти в 5 раз.
Правительство США дарит монополистическому капиталу огромные суммы за счёт налогоплательщиков в форме различных льгот и субсидий на развитие военного производства. При калькулировании цен на военные заказы корпорациям разрешается включать в стоимость заказов неслыханно высокий процент амортизационных отчислений, достигающий в год одной пятой от стоимости основного капитала. Затраты корпораций на строительство новых предприятий финансируются за счёт предоставляемых им правительством США скидок с налога на прибыли. Правительство также даёт широкие гарантии частным кредитам, используемым для развития военной промышленности. В результате этого в 1951 г. общая сумма прибылей американских монополий (до уплаты налогов) увеличилась в 13 раз по сравнению с 1938 г. Источником средств для покрытия расходов на вооружение и для столь баснословного обогащения финансовой олигархии США и других капиталистических стран является усиление эксплуатации трудящихся, снижение потребления народных масс в результате роста налогов и цен. Перед второй мировой войной каждый американец затрачивал в среднем в год на покрытие правительственных военных расходов 8 долл. 75 центов. В 1952/53 г. он тратит на эти цели 413 долл. В 1951 г. с населения США было собрано налогов в сумме 75 млрд. долл., в то время как расходы на питание всего населения составили в этом году всего 55 млрд. долл.
Растущее сопротивление народных масс дальнейшему увеличению и без того чудовищно выросших налогов заставляет правящие круги капиталистических стран всё чаще прибегать к такой скрытой, завуалированной форме финансирования гонки вооружений за счёт трудящихся, какой является инфляция.
Наиболее ярким выражением инфляции является рост розничных цен на предметы потребления и тем самым рост стоимости жизни. По подсчётам, произведённым американским профсоюзом электриков, «стоимость жизни» в США достигла в 1952 г. 289%, а цены на продукты питания— 334% от довоенного уровня. В Англии, даже по официальным, заведомо заниженным данным, стоимость жизни в 1952 г. превысила довоенный уровень в 2,25 раза. Только на протяжении 1952 г. розничные цены выросли по хлебу на 25%, по мясу — на 20, по ветчине—на 92, по сыру—на 86, по маслу — на 20, по сахару — на 17% и т. д.
Кроме того, выросли цены на ряд промышленных товаров. Рост цен отражает сокращение душевого потребления продовольствия, одежды и других товаров трудящимися капиталистических стран. В США среднедушевое потребление масла в 1952 г. уменьшилось по сравнению с довоенным временем на 46 %, потребление говядины — на 14, муки — на 16%. Во Франции за 1949—1951 гг. потребление мяса сократилось на 24%.
Систематическое снижение цен в СССР имеет своей экономической основой планомерное, бескризисное развитие мирной советской экономики, подчинённое интересам максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей социалистического общества. Советский Союз, до конца верный политике мира, не сокращает, а, наоборот, расширяет гражданскую промышленность и мирное хозяйственное строительство, не прекращает, а, наоборот, продолжает политику снижения цен.
Послевоенное развитие советской экономики происходит под знаком мощного подъёма всех отраслей народного хозяйства, укрепления денежной системы, непрерывного роста народного потребления. В 1952 г. промышленная продукция СССР примерно в 2,3 раза превысила уровень предвоенного 1940 г. Значительно превышен довоенный уровень сельскохозяйственного производства.
Ярким показателем мощного экономического подъёма СССР является непрерывный рост национального дохода СССР. В 1952 г. национальный доход СССР увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 1940 г. Так нак в СССР не существует эксплуататорских классов и весь национальный доход принадлежит трудящимся и их государству, то рост продукции народного хозяйства и национального дохода СССР создал возможность для того, чтобы на протяжении 1947—1953 гг. 6 раз снижать розничные цены на предметы потребления.
После очередного снижения цен с 1 апреля 1953 г. уровень цен на важнейшие продукты питания в СССР дополнительно снизился и составил к 1947 г.: по хлебу — 35%, по Мясу — 36, по маслу сливочному—33, по оахару—44%.
В результате систематического снижения цен, а также роста заработной платы рабочих и служащих, увеличения денежных и натуральных доходов крестьян и других выплат населению за счёт государства реальные доходы рабочих и-служащих (по расчёту на одного работающего) в 1951 г. были выше, чем в предвоенном 1940 г., примерно на 57%, а реальные доходы крестьян (также по расчёту на одного работающего) были выше уровня 1940 г- примерно на 60%. В 1952 г. произошло дальнейшее повышение реальных доходов трудящихся на 7—8%.
Снижение розничных цен в СССР на предметы потребления представляет собой не временную кампанию, диктуемую теми или иными конъюнктурными причинами. Это — объективная закономерность развития социалистической экономики. Снижение цен отвечает главным требованиям основного экономического закона социализма, соответствует цели социалистического общественного производства.
В социалистическом обществе, где нет эксплуататорских классов и результаты общественного труда принадлежат всем трудящимся, непрерывный рост и совершенствование социалистического производства означают вместе с тем непрерывный рост потребления народа. При этом, поскольку распределение в социалистическом обществе опосредствуется товарно-денежными отношениями, рост потребления предполагает расширение платёжеспособного спроса населения на основе снижения цен.
Следует, однако, отметить, что такое крупнейшее мероприятие, как снижение цен, требует всякий раз создания необходимых для этого серьёзных материальных предпосылок.
Для того чтобы снижать и в дальнейшем розничные цены, необходимо:
во-первых, обеспечивать и впредь опережающий, и притом в значительных масштабах, рост товарных фондов, предназначенных для продажи населению, по сравнению с ростом денежных доходов населения; только при этом условии образуется материальная база для снижения цен;
во-вторых, обеспечивать и впредь такое снижение издержек производства и издержек обращения в народном хозяйстве, при котором оказалось бы возможным осуществить снижение цен при одновременном решении задач социалистического накопления.
Это означает, что осуществление снижения розничных цен требует всемерного увеличения товарных ресурсов, поступающих как из централизованных источников, так и в порядке местного производства. Это означает, далее, что промышленность и торговые организации должны лучше изучать потребительский спрос и вовлекать в товарооборот товары, действительно нужные населению, не допуская производства неходовых товаров, превращающихся в замороженные запасы материальных ценностей, не могущих быть использованными в качестве резерва для снижения цен. Это означает также, что в интересах увеличения объёма товарных ресурсов должно быть всемерно .использовано такое важное средство, как улучшение .ассортимента и повышение сортности выпускаемой продукции. Это означает вместе с тем, что рост производительности труда должен и впредь систематически и во всех отраслях материального производства опережать рост заработной платы и других денежных доходов трудящихся. Это означает, наконец, что во всех отраслях народного хозяйства должен проводиться строжайший режим экономии.
Снижение розничных цен имеет своим основанием систематическое снижение оптовых цен, которое в свою очередь основано на экономии издержек производства и обращения. Только при условии систематической экономии издержек производства и обращения возможны одновременный рост социалистического накопления и осуществление последовательного снижения цен. Это означает, что проведение советской политики цен предполагает выявление и мобилизацию всё новых и новых резервов роста производительности общественного труда, резервов экономии живого и овеществлённого труда в народном хозяйстве СССР. Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану требуют осуществления на всех больших и малых участках хозяйственного строительства строжайшего режима экономии, как одного из важнейших условий выполнения заданий новой пятилетки в области развития народного хозяйства и повышения благосостояния народа.
Предусмотренный этими директивами рост реальной заработной платы рабочих и служащих не менее чем на 35% и доходов колхозников—не менее чем на 40% предполагает значительное уменьшение себестоимости продукции и издержек обращения во всех отраслях народного хозяйства. На протяжении пятилетки себестоимость промышленной продукции должна быть снижена на 25%, стоимость строительства — не менее чем на 20, себестоимость железнодорожных перевозок—на 15, издержек обращения розничной торговли — на 23%.
Осуществление таких крупнейших заданий в области экономии затрат в народном хозяйстве требует всемерного использования технического прогресса как метода повышения производительности общественного труда, решительного осуществления комплексной механизации всех тяжёлых и трудоёмких работ, повышения культуры производства и прежде всего:—'обеспечения ритмичной, слаженной работы всех предприятий, полного устранения потерь, непроизводительных затрат и бесхозяйственности в использовании производственных ресурсов.
Осуществление политики систематического снижения цен на предметы потребления требует, далее, всемерного увеличения продукции сельского хозяйства, лёгкой и пищевой промышленности. Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР предусматривают резкое увеличение валовой продукции земледелия и животноводства на основе повышения урожайности всех сельскохозяйственных культур и роста продуктивности животноводства. На основе увеличивающихся ресурсов сельскохозяйственного сырья и крупных капитальных вложений в основные фонды лёгкой и пищевой промышленности продукция этих отраслей должна увеличиться за пятилетие не менее чем на 70%. Успешное выполнение этих заданий пятилетнего плана в решающей степени определяет осуществление намеченного на пятую пятилетку снижения цен и роста на этой основе реальной заработной платы рабочих, служащих и доходов крестьян.
Директивы XIX съезда партии предусматривают значительное расширение товарооборота в стране как важного условия осуществления советской политики систематического снижения цен и повышения материального и культурного уровня советского народа.
За годы четвёртой пятилетки розничный товарооборот в государственной и кооперативной торговле значительно превзошёл довоенный уровень. На протяжении пятой пятилетки государственный розничный товарооборот должен увеличиться ещё на 70%. Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1953 г. и речь Председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова на пятой сессии Верховного Совета СССР являются ярким свидетельством того, что Советское государство, руководимое и направляемое в своём развитии Коммунистической партией Советского Союза, имеет все возможности для успешного выполнения заданий пятой пятилетки по росту народного потребления в более короткие сроки, чем это предусматривалось пятилетним планом. На базе достигнутых успехов в развитии тяжёлой промышленности партия и Советское правительство организуют крутой подъём производства предметов народного потребления. Дело идёт о том, чтобы в течение двух-трёх лет резко повысить обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами, значительно раньше выполнив в этом отношении задания пятилетнего плана.
Для того чтобы резко повысить обеспеченность всего населения нашей страны продовольственными товарами, а лёгкую и пищевую промышленность сельскохозяйственным сырьём и вместе с тем обеспечить всей массе колхозного крестьянства более высокий уровень материального благосостояния, необходимо преодолеть отставание ряда важнейших отраслей сельского хозяйства. Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС о неотложных мерах по подъёму отстающих отраслей сельского хозяйства представляют собою развёрнутую программу развития сельского хозяйства, обеспечивающую мощный подъём всех его отраслей и создание на этой основе обилия сельскохозяйственных продуктов в стране.
Социалистическая система хозяйства, в которой целью общественного производства является максимальное удовлетворение потребностей человека, система, непрерывно развивающая производство на базе высшей техники, всеми своими успехами демонстрирует перед всем миром своё превосходство над капиталистической системой хозяйства и свидетельствует о неизбежности окончательного торжества коммунизма.
Советский народ с огромным политическим и производственным подъёмом претворяет в жизнь директивы XIX съезда Коммунистической партии по пятому пятилетнему плану развития СССР и систему мероприятий, проводимых Центральным Комитетом нашей партии и Советским правительством для решения неотложных задач в области промышленности и сельского хозяйства, видя в их осуществлении залог дальнейшего расцвета социалистической Родины, яркое подтверждение величайшей заботы Коммунистической партии и Советского правительства об удовлетворении растущих потребностей трудящихся.
Советский народ под испытанным руководством Коммунистической партии — направляющей и руководящей силы советского общества — успешно решит стоящие шеред ним исторические задачи.

Вернуться в оглавление книги...