Снижение оптовых цен и тарифов на грузовые перевозки в 1950-1952 гг.


Проведённая с 1 января 1949 г. реформа оптовых цен в промышленности и тарифов на грузовые перевозки была связана с некоторым повышением оптовых цен и тарифов. Однако это повышение было временным. Поскольку реформа оптовых цен и тарифов, приведя цены (тарифы) В должное соответствие с себестоимостью продукции тяжёлой промышленности и грузовых перевозок, способствовала укреплению хозяйственного расчёта и повышала стимулы к экономии затрат на производство, она создавала тем самым материальные предпосылки к снижению в дальнейшем вновь установленных цен и тарифов. Новые крупные успехи в развитии промышленности и транспорта, рост производительности труда и снижение себестоимости продукции, достигнутые в 1949 г. в результате дальнейшего трудового подъёма советского народа, укрепления советского рубля и хозяйственного расчёта, а также выявившиеся значительные резервы дальнейшего серьёзного снижения себестоимости в 1950 г. создали возможности снижения введённых с 1 января 1949 г. новых оптовых цен и тарифов.
В качестве первого этапа снижения оптовых цен и тарифов в промышленности и на транспорте с 1 января 1950 г. были снижены оптовые цены на металлы, химикаты, строительные материалы, лесоматериалы, бумагу, продукцию машиностроения, а также тарифы на электроэнергию и грузовые железнодорожные перевозки.
Впоследствии, с 1 июля 1950 г., имея в виду необходимость удешевления строительства, были дополнительно снижены оптовые цены на круглый лес, пиломатериалы и продукцию деревообработки, рядовой прокат чёрных металлов, строительные материалы, оборудование, а также тарифы на грузовые перевозки железнодорожного, речного, автомобильного и гужевого транспорта. О крупных масштабах произведённого в 1950 г. двухкратного снижения оптовых цен на многие виды промышленной продукции можно судить по тому, что оптовые цены на 1 июля 1950 г. были ниже их уровня на 1 января 1949 г.:

по чугуну................ на 20%
» стали обыкновенного качества..... » 37—47%
» трубам стальным, чугунным и баллонам .... » 15—50%
» деловой древесине хвойных пород ... » 10%
» продукции резиновой и химической промышленности............ более чем на 20%
» по цементу................ на 20%
» бензину................ » 20%
» машинам и оборудованию ........ » 20—30%.

Одновременно были снижены: тарифы на железнодорожные перевозки ряда грузов — от 10 до 40 % ; тарифы на речные перевозки лесоматериалов, строительных материалов, метизов и машин — на 15—25%; тарифы на грузовые перевозки автомобильным транспортом — на 8%. и тарифы на грузовые перевозки гужевым транспортом — на 12%.
Вместе со снижением в столь значительных размерах оптовых цен и тарифов были существенно улучшены ценностные соотношения в народном хозяйстве.
Улучшено в целом соотношение цен на чёрные и цветные металлы, а также между отдельными видами металлов в каждой из этих групп.
В составе чёрных металлов улучшено соотношение в ценах на рядовые и низколегированные стали. Цены на низколегированные стали марок «СХЛ1», «СХЛ2», «СХЛЗ» и «СХЛ4» дополнительно снижены против соответствующих заменяемых марок рядовых сталей на 10%. Такое снижение цен имело в виду стимулирование внедрения в строительство низколегированных сталей.
В составе цветных металлов изменено соотношение цен между алюминиевыми и магниевыми сплавами. При этом были учтены интересы всемерного внедрения в народное хозяйство магниево-алюминиевых сплавов.
Дополнительно улучшено соотношение в ценах на донецкие и подмосковные угли. В то время как цены на донецкие угли оставлены без изменения, а тарифы на их перевозку снижены всего на 10%, цены на подмосковные угли были снижены на 25 %, а тарифы на их перевозку на 50%.
Улучшены ценностные соотношения между отдельными группами строительных материалов. Цены на деловую древесину были снижены на 10%, в то время как на кирпич снижение цен составило 24 %, на цемент — 20 %. Новое соотношение в ценах имело в виду стимулировать экономию древесины в строительстве. Снижение цен на известь произведено в больших размерах, чем на цемент, что связано с необходимостью стимулирования использования местных ресурсов вяжущих материалов в строительстве. Изменено соотношение цен между круглым лесом (пиловочником) и пиломатериалами. Б то время как цены на пиломатериалы снижены на 25%, цены на пиловочник, действовавшие в 1949 г., снижены на 10%. Это обстоятельство стимулирует потребителей к завозу пиломатериалов вместо пиловочника, что является хозяйственно целесообразным с точки зрения рационального использования транспортных средств.
Снижены оптовые цены на уголь и сланцы, на торф, на электрическую и тепловую энергию, на чёрные металлы, на химикаты и продукцию резиновой промышленности, на бумагу и на продукцию деревоперерабатываю-щей промышленности, на строительные материалы, а также на все виды машин и оборудования. Наибольшим оказалось снижение оптовых цен на машины и оборудование, в результате которого уровень оптовых цен на продукцию машиностроительной промышленности сейчас значительно ниже, чем в довоенное время. Это обстоятельство имеет большое прогрессивное значение, поскольку оно дополнительно стимулирует к широкому внедрению новой техники в народное хозяйство.
Одновременно со снижением оптовых цен в значительных размерах снижены тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, а также тарифы на грузовые перевозки речного, морского и автомобильного транспорта.
Наряду со снижением уровня цен и улучшением ценностных соотношений в народном хозяйстве проведён ряд мер в области упорядочения существующей практики ценообразования. Прежде всего более последовательно, чем это имело место во время реформы оптовых цен, проведён принцип единства цен на одинаковую продукцию. С этой целью при разработке прейскурантов на отдельные группы продукции в них включались, как правило, все изделия соответствующей отрасли промышленности независимо от подчинённости предприятий, изготовляющих эти изделия. Такой подход к составлению прейскурантов способствовал во многом устранению разнобоя в ценах на одинаковую продукцию разных изготовителей. Тем не менее работу по унификации оптовых цен по соответствующим отраслям промышленности нельзя ещё считать полностью завершённой. Важной особенностью снижения оптовых цен и тарифов в 1950 г. является то, что оно было произведено в условиях полной отмены системы государственных дотаций тяжёлой промышленности и транспорту.
С 1 января 1950 г. помимо ликвидации практики возмещения из государственного бюджета разницы между себестоимостью и оптовыми ценами (тарифами) была отменена также выдача дотации отдельным отраслям народного хозяйства на цели капитального ремонта. Нормы амортизационных отчислений были приведены в соответствие с потребностями отдельных отраслей промышленности в капитальном ремонте. С этой целью на 1950 г. были введены временные нормы амортизационных отчислений, действие которых, с некоторыми коррективами, было продлено затем на последующие годы.
С 1 января 1952 г. в CGCP было осуществлено новое значительное снижение оптовых цен в промышленности и тарифов на грузовые перевозки.
Несмотря на то, что с 1 января 1950 г. было проведено уже трижды снижение оптовых цен и тарифов, народное хозяйство СССР достигло в результате снижения себестоимости продукции достаточно высокого уровня рентабельности. Государственный бюджет СССР на 1953 г. предусматривает увеличение суммы прибылей в народном хозяйстве до 111,5 млрд. руб., что примерно в 3,5 раза больше, чем в 1940 г.
Снижение в крупных масштабах оптовых цен и тарифов при одновременном обеспечении здоровой рентабельности тяжёлой промышленности и транспорта является одним из ярких показателей мощного подъёма тяжёлой индустрии и транспорта, укрепления советской денежной системы в послевоенный период. Тот факт, что Советское государство смогло в кратчайшие сроки после окончания войны не только восстановить и значительно развить дальше тяжёлую промышленность, но и поднять её на более высокий технико-экономический уровень, что эта промышленность к концу четвёртой пятилетки оказалась не только способной работать рентабельно, без государственных субсидий, но и снижать в значительных размерах оптовые цены, является чрезвычайно убедительным и неоспоримым доказательством огромных жизненных сил социалистического строя и его материальной основы — тяжёлой индустрии.

Вернуться в оглавление книги...