Ликвидация системы государственных дотаций и реформа оптовых цен и тарифов в народном хозяйстве СССР


После того как была проведена денежная реформа, осуществлён переход к единьдм, сниженным государственным розничным ценам и достигнуты крупные успехи в снижении себестоимости промышленной продукции, создались условия для упорядочения оптовых цен в народном хозяйстве.
Система государственных дотаций, рассчитанная на покрытие плановых убытков в тяжёлой промышленности, была неизбежной в период войны. Но когда страна перешла к мирному строительству, система государственных дотаций не могла быть далее терпима, так как она мешала укреплению хозяйственного расчёта на предприятиях, ослабляла стимулы к борьбе за снижение себестоимости продукции и находилась в противоречии с задачей дальнейшего повышения роли рубля в народном хозяйстве. Хозяйственный расчёт как метод планового управления государственными предприятиями требует, чтобы возмещение расходов предприятий осуществлялось за счёт их доходов. При этом источником доходов государственных предприятий является продажа произведённой ими продукции другим производственным предприятиям или торговым организациям по государственным ценам. Оборот продукции между социалистическими предприятиями осуществляется на основе хозяйственных договоров и предполагает взаимный контроль хозяйственных организаций за выполнением договоров, санкции за нарушение договоров, государственный арбитраж по разногласиям, возникающим в ходе выполнения хозяйственных договоров. В условиях государственных дотаций обеспечивается возмещение в конечном счёте расходов предприятий. Однако наряду с оптовой ценой в качестве существенного, а в ряде случаев даже решающего источника доходов становится прямое финансирование из государственного бюджета. Таким образом, возмещение расходов предприятий достигается путём одностороннего повышения роли бюджетного контроля за хозяйством и одновременного ослабления роли всеобщего взаимного контроля хозяйственных организаций в ходе оборота продукции между социалистическими предприятиями.
Система государственных дотаций неизбежно приводит к ослаблению значения хозяйственных договоров. Доходы предприятия в той части, в которой они образуются за счёт государственных дотаций, становятся независимыми от контроля заказчика. Право отказа от платежа, равно как и право санкций при нарушении хозяйственных договоров, практически распространяется лишь на ту часть доходов предприятия, которая образуется за счёт реализации продукции по установленным ценам.
Система государственных дотаций не отменяет оборота продукции между отраслями социалистического хозяйства по государственным оптовым ценам, однако принижает роль оптовых цен. Они только частично возмещают расходы предприятий, связанные с производством. Поскольку это так, оптовые цены в значительной мере утрачивают свою роль общественного критерия издержек производства, ослабляется хозяйственная заинтересованность потребителей в контроле за правильностью установления и за соблюдением установленных цен.
Отрыв цен в ряде отраслей тяжёлой индустрии от себестоимости производства продукции означал, во-первых, преуменьшение объёма продукции, созданной в отраслях тяжёлой промышленности, во-вторых, преуменьшение затрат в отраслях народного хозяйства, потребляющих продукцию, продающуюся по планово убыточным ценам. Это в свою очередь вело к искусственному занижению удельного веса материальных затрат в себестоимости промышленной продукции, что не могло не ослабить стимулов к экономии сырья, материалов, топлива.
Интересы дальнейшего подъёма народного хозяйства требовали всемерного повышения роли экономических инструментов Советского государства, укрепления хозяйственного расчёта, а это не могло быть осуществлено без отмены государственных дотаций. Однако отмена государственных дотаций не могла быть проведена сразу же после окончания войны, так как это означало бы установление оптовых цен на базе высоких издержек первого периода послевоенной перестройки промышленности. Отмена государственных дотаций могла явиться результатом существенного снижения себестоимости продукции тяжёлой промышленности. А это в свою очередь предполагало осуществление ряда мер по устранению пережитков войны в области распределения продуктов, проведение денежной реформы, укрепление роли заработной платы и обеспечение на этой основе серьёзного подъёма производительности труда.
Отмена системы государственных дотаций была проведена в основном с 1 января 1949 г. в обстановке мощного хозяйственного подъёма в стране, успешного выполнения и перевыполнения установленных планов снижения себестоимости продукции. В 1948 г. снижение себестоимости продукции (в сопоставимых ценах) составило 8,6%, а в 1949 г.— 7,3%. Однако, как ни значительны были успехи промышленности в области снижения себестоимости продукции, отмена системы государственных дотаций не могла быть обеспечена за счёт одного этого фактора.
При этом оказалось необходимым произвести повышение оптовых цен в некоторых добывающих отраслях тяжёлой промышленности (угольная, рудная, лесозаготовительная), где в связи со значительным повышением заработной платы, произведённым за время войны, оптовые цены значительно оторвались от себестоимости продукции.
Что касается обрабатывающих отраслей тяжёлой промышленности, то уровень действующих на ях продукцию оптовых цен в целом соответствовал плановой себестоимости, предусмотренной четвёртым пятилетним планом. К тому же по отдельным видам продукции этих отраслей промышленности существовало обложение налогом с оборота. Это обстоятельство позволило значительную долю удорожаний, связанных с повышением оптовых цен на продукцию убыточных отраслей добывающей промышленности, компенсировать в обрабатывающей промышленности за счёт сокращения прибылей и отмены налога с оборота и ограничиться лишь частичным повышением цен в тех случаях, когда удорожание сырья и топлива было особо значительным или же когда это вызывалось необходимостью исправить заведомо неправильные ценностные соотношения между отдельными группами продукции.
По отраслям лёгкой и пищевой промышленности все удорожания, вызванные повышением оптовых цен на продукцию отдельных отраслей тяжёлой промышленности и тарифов на грузовые перевозки, были компенсированы за счёт уменьшения налога с оборота без повышения оптовых цен. Более того, после 1 марта 1949 г. оптовые цены на продукцию отраслей лёгкой и пищевой промышленности были снижены в меру произведённого очередного снижения розничных цен на продовольствие и промышленные товары широкого потребления.
В связи с таким неодинаковым изменением оптовых цен на продукцию отраслей промышленности в стоимости промышленной продукции, выраженной в действующих оптовых ценах, произошли следующие структурные изменения:
во-первых, соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления в действующих ценах изменилось в пользу средств производства;
во-вторых, в составе продукции тяжёлой промышленности вырос удельный вес продукции отраслей добывающей промышленности;
в-третьих, в объёме совокупной промышленной продукции в действующих ценах повысился удельный вес себестоимости и прибыли при сокращении доли налога с оборота.
Это означало более полный учёт доли продукции отраслей тяжёлой промышленности в совокупном общественном продукте. В себестоимости промышленной продукции также произошли существенные изменения:
а) увеличилась доля материальных затрат во всех издержках промышленности;
б) в составе материальных затрат повысился удельный вес расходов на ископаемое сырьё и топливо;
в) в затратах отраслей лёгкой и пищевой промышленности получили более полную и точную оценку потребляемые средства производства, поставляемые тяжёлой промышленностью.
Введение новых оптовых цен и тарифов, таким образом, обеспечило более точную оценку материальных затрат в себестоимости продукции и тем самым усилило стимулы к экономии за счёт материальных затрат.
Одновременно было улучшено соотношение в оптовых ценах на взаимозаменяемые виды продукции тяжёлой промышленности, а также в тарифах на грузовые перевозки.
Многое было сделано в период реформы оптовых цен для устранения несоответствий в ценах на дальнепривозные и местные угли, хотя эта задача не была решена в полной мере.
В восточных районах страны удалось при новых транспортных тарифах уравнять в целом для потребителя стоимость дальнепривозных и местных углей (в переводе на условное топливо), а в ряде случаев даже создать условия «конкурентоспособности» местных углей по сравнению с дальнепривозными. Например, по произведённым расчётам, после введения новых оптовых цен на уголь и тарифов на его перевозку стоимость тонны нормального пара составила для предприятий города Молотова при потреблении кузнецких углей 20 р. 60 к., а кизеловских углей — 18 р. 10 к.
Для предприятий Челябинска сложились соответственно следующие величины: при потреблении кузнецких углей- 18 р. 40 к., при потреблении карагандинских углей — 19 р. 65 к., при потреблении челябинских углей — 17 р. 08 к.
Для предприятий, расположенных в Губахе, стоимость тонны нормального пара составила: при потреблении кузнецких углей— 19 р. 67 к., при потреблении местных кизеловских углей— 16 р. 80 к.
Иначе сложилось положение с оптовыми ценами на каменноугольное топливо в западных и южных районах страны. И здесь соотношение в ценах на дальнепривозные и местные угли в целом было улучшено. До проведения реформы 1949 г. оптовая цена на подмосковный рядовой уголь марки «БР» была установлена почти на уровне цены на донецкий антрацит марки «АРШ», хотя теплотворная способность угля марки «БР» ниже, чем по антрациту марки «АРШ», примерно в 2,4 раза. При введении с 1 января 1949 г. нового прейскуранта оптовая цена на подмосковный уголь «БР» была установлена ниже, чем на донецкий антрацит «АРШ», на 20%. Вместе с тем тарифы на перевозку подмосковного угля были установлены (в абсолютных размерах) значительно ниже, чем на перевозку донецкого угля. И всё же, с учётом более низкой теплотворной способности подмосковных углей, стоимость тонны нормального пара у московских потребителей оказывалась при использовании донецких углей ниже, чем при использовании подмосковных углей. Это потребовало в дальнейшем проведения ряда дополнительных мер по стимулированию ценами потребления подмосковных углей.
В целях ограничения расходования наиболее дефицитных цветных металлов было изменено соотношение цен на свинец и цинк и другие цветные металлы.
При проведении реформы оптовых цен и тарифов была ликвидирована практика бесплатного отпуска лесозаготовителям древесины на корню, тормозившая продвижение лесозаготовок в глубину лесных массивов и препятствовавшая рациональной организации лесопользования.
При разработке новых тарифов на грузовые перевозки железнодорожного транспорта были учтены интересы стимулирования грузоотправителей к более рациональному использованию транспортных средств и к сокращению чрезмерно дальних перевозок. Наряду со стимулированием грузоотправителей к более рациональным перевозкам в новых тарифах предусмотрены меры поощрения в этом отношении и железных дорог. Так, в прежних тарифах предусматривалось, что плата за перевозку грузов исчисляется исходя из фактического расстояния перевозок. В свою очередь все расчёты между Министерством путей сообщения и дорогами также производились исходя из эксплуатационных тонно-километров перевозок. Таким же образом исчислялся и объём перевозок. Это ослабляло стимулы к перевозкам по кратчайшим расстояниям, поскольку излишний перепробег грузов не отражался на финансовом положении железных дорог (все затраты полностью компенсировались грузоотправителями), создавая вместе с тем видимость перевыполнения плана перевозок.
Для борьбы с кружностью перевозок в новых тарифах было установлено, что размеры платы за перевозку грузов должны исчисляться исходя из расстояний, определённых по кратчайшим направлениям.
При новых транспортных тарифах на грузовые перевозки улучшено соотношение между стоимостью железнодорожных, речных и автомобильных перевозок. Грузоотправителям обеспечены более выгодные условия при перевозке грузов речным транспортом в параллельных с железными дорогами направлениях, а также при перевозках грузов в смешанном (железнодорожно-водном) сообщении.
Одновременно с проведением реформы оптовых цен был произведён ряд изменений в самом ценообразовании. Был пересмотрен перечень отраслей, продукция которых к тому времени облагалась налогом с оборота. Учитывая, что во всех отраслях тяжёлой промышленности (кроме нефтяной) налог с оборота взимался в размерах всего от 0,5 до 3% к оптовым ценам, было признано необходимым полностью отменить с введением новых оптовых цен взимание налогов с оборота по продукции всех отраслей рудной промышленности, нерудным ископаемым, топливу (кроме нефтепродуктов), продукции лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, строительным материалам, металлам, продукции химической промышленности, тешюэнергии, машинам и оборудованию.
При разработке прейскурантов новых оптовых цен последовательно была проведена линия на применение двух видов франко: франко-вагон станция назначения и франко-вагон станция отправления. Поэтому в большинстве отраслей промышленности, где до этого применялось франко-завод, было введено франко-вагон станция отправления. При этом расходы по таре и упаковке, за исключением специальной тары, предоставляемой по особому требованию заказчиков, были отнесены за счёт поставщиков. Это мероприятие обеспечивает большую устойчивость прейскурантных цен, поскольку сокращается возможность применения всякого рода дополнительных приплат сверх утверждённых цен, определяемых по соглашению сторон (иокрытие расходов по перевозке продукции до станции отправления, оплата погрузочных работ, возмещение стоимости тары и упаковки).

Вернуться в оглавление книги...