Система цен в СССР в довоенный период


Существующая в настоящее время в СССР система цен сложилась в основном в последнее пятилетие перед Великой Отечественной войной, после вступления Советского государства во вторую фазу его развития.
Уже в переходный период от капитализма к социализму Советское государство, опираясь на объективные экономические законы, определяло в основном движение цен в стране.
Однако существование в то время капиталистических элементов и в производстве и в сфере обращения допускало возможность стихийного перераспределения через цены части национального дохода в пользу этих капиталистических элементов. Это делало актуальной для Советского государства задачу полного использования инструмента цен в интересах вытеснения капиталистических элементов из экономики страны, распределения и перераспределения национального дохода в пользу рабочего класса и трудящихся крестьян, увеличения социалистического накопления для индустриализации страны, для подготовки материальных условий полной ликвидации эксплуататорских элементов.
Все проблемы цен этого периода решались в условиях ожесточённой классовой борьбы. Вытесняемые капиталистические элементы города и деревни пытались использовать цены в интересах укрепления своих позиций и подрыва диктатуры пролетариата. В этих условиях они пытались навязать стране политику высоких, растущих цен, подорвать советский рубль. Партия, Советское государство в противовес этому последовательно осуществляли в интересах народных масс политику стабилизирующихся цен на сельскохозяйственные -продукты и снижающихся цен на промышленные товары.
«У нас нет на рынке,— говорил И. В. Сталин в речи на пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в 1929 г., — свободной игры цен, как это бывает обычно в капиталистических странах. Мы определяем цены на хлеб в основном. Мы определяем цены на промтовары. Мы стараемся проводить политику снижения себестоимости продукции и снижения цен на промтовары, стремясь сохранить стабильность цен на продукты сельского хозяйства. Разве не ясно, что таких особых и специфических порядков на рынке не бывает в капиталистических странах».
Победа социалистической экономики в СССР привела к изменению роли и характера использования цен.
Вместе с ликвидацией капиталистических элементов в производстве и в сфере товарооборота отпала необходимость использования цен в качестве орудия ограничения и вытеснения капиталистических элементов и перераспределения их доходов в пользу социалистической экономики. Одновременно усилилось значение цен как инструмента хозяйственно-организаторской деятельности Советского государства: стимулирование роста производства и развития товарооборота между городом и деревней, между отраслями хозяйства и районами страны; систематический рост народного потребления на основе повышения покупательной силы советского рубля. Невиданно повысился уровень воздействия государства на ценообразование в стране.
В области розничных цен это нашло своё выражение в последовательном переходе — после отмены в 1935 г. системы нормированного снабжения населения продовольствием и промышленными товарами по всем товарам массового потребления — к единым (в том числе поясным) розничным ценам, непосредственно устанавливаемым государством.
Особенностью образования розничных цен до этого времени было установление конечных цен по большинству товаров в самой торговой сети, на основе отдельных ценообразующих факторов, определённых различными государственными органами. Только по небольшой группе товаров существовали твердые розничные цены, непосредственно установленные правительством и обозначаемые на этикетках товаров, так называемые этикетные цены (по папиросам табаку, спичкам, туалетному мылу, ученическим тетрадям, электролампам). По остальным товарам розничные цены каждой партии товаров калькулировались торговыми организациями путём присоединения к оптово-отпускным ценам промышленности торгово-транспортных накидок, а в сельских местностях — также авто-гужевых надбавок. При этом торгово-транспортные накидки только по части товаров устанавливались правительством: по остальным товарам накидки определялись Министерством торговли и даже (по так называемым «товарам 3-й группы») самими торгующими организациями. Размеры автогужевых надбавок утверждались областными (краевыми) организациями. Такая практика определения розничных цен неизбежно вела к разнобою в ценах на одинаковые товары, продаваемые различными торговыми организациями в пределах одного и того же пункта. Вместе с тем она крайне усложняла дело установления цен, требовала содержания значительного числа калькуляторов в торгующей сети и задерживала оборот товаров. Немаловажное значение имел также тот факт, что существовавшая тогда система калькулирования розничных цен затрудняла контроль за соблюдением цен со стороны потребителей.
Введение утверждённых правительством прейскурантов единых розничных цен явилось мощным фактором укрепления покупательной силы рубля и повышения устойчивости заработной платы.
Во-первых, розничные цены уже не могли подвергаться колебаниям в зависимости от изменения издержек торговой сети. Во-вторых, диференциация цен на продовольствие по ограниченному числу поясов и введение единых цен на большинство промышленных товаров привели к существенному сближению уровней реальной заработной платы в разных районах.
Введение прейскурантов единых розничных цен сыграло важную роль в деле стимулирования торгующих организаций к улучшению их работы и усиления контроля за соблюдением ими советской политики цен. Прейскуранты единых розничных цен создали невиданные ранее возможности контроля потребителей за ценами.
Торгующие организации были освобождены от несвойственных им функций калькулирования государственных розничных цен по всем основным товарам массового потребления. Вместо торгово-транспортных накидок, присоединявшихся торгующими организациями к оптовоотпуск-ным ценам, были установлены твёрдо фиксированные правительством в каждом утверждённом прейскуранте скидки на покрытие расходов торговли (в процентах к розничным ценам).
Переход к системе твёрдо фиксированных единых государственных розничных цен означал существенное изменение роли оптовой цены промышленности в ценообразовании по товарам массового потребления. Утверждая твёрдые розничные цены и устанавливая величину скидки на покрытие расходов торговли, государство тем самым определяет и размеры оптовой цены промышленности.
Оптовая цена промышленности выступает в виде доли промышленности в конечной цене, по которой реализуется товар потребителю, — государственной розничной, цене. Тем самым устранялась внешняя обособленность оптовых цен промышленности от розничных цен. Розничная цена по товарам массового потребления сейчас определяет верхний предел оптовой цены промышленности. Этим промышленность побуждается к тому, чтобы соизмерять свои издержки производства с розничной ценой.
Изменилось и отношение промышленности к самому процессу ценообразования. Розничные цены, рынок перестали быть областью, интересующей только торгующие организации. От того, как складывается сбыт продукции массового потребления, непосредственно зависят финансовые результаты хозяйственной деятельности промышленных предприятий.
Пока розничные цены образовывались путём присоединения к оптовым ценам торговой накидки, величина издержек обращения E торговой сети непосредственно не отражалась на финансовых результатах работы промышленности. При переходе к твёрдым розничным ценам конечная розничная цена распадается на две составные части: доля торговли, фиксированная в торговой скидке, и доля промышленности, представляющая остальную часть цены после вычета из неё торговой скидки. Очевидно, чем больше доля торговли, тем меньше доля промышленности. Такое построение цен способствовало усилению взаимного контроля за издержками производства и обращения.
Весьма важное значение для ценообразования по предметам потребления имели произведённые изменения в действовавшей до этого времени системе изъятий денежных накоплений, реализуемых в ценах товаров, в государственный бюджет. Вместо раздельного существования наряду с налогом с оборота бюджетной разницы и бюджетной наценки, представлявших собой пережиток системы цен периода нормированного снабжения, была введена единая форма изъятий — налог с оборота.
Вместе с тем в ряде отраслей лёгкой промышленности был изменён порядок исчисления и уплаты промышленностью налога с оборота в государственный бюджет. Практика показала, что по товарным группам с большим ассортиментом изделий (например, по тканям) существовавшая форма изъятий налога с оборота в виде процентной ставки к оптовой цене промышленности оказалась неудачной. При наличии даже большого числа ставок нельзя было обеспечить более или менее равномерной рентабельности по артикулам и сортам товаров. Это приводило к извращениям в образовании фонда директора на отдельных предприятиях и к нарушению плановых заданий по ассортименту. С 1939 г. вначале в текстильной, а затем в ряде других отраслей промышленности была введена система двух прейскурантов цен. Эта система предусматривала существование наряду с прейскурантом твёрдых розничных цен также прейскуранта оптовых цен (без налога с оборота), построенного на базе плановой себестоимости отдельных видов продукции и нормальной рентабельности. Разница между розничными ценами за вычетом торговых скидок и оптовыми ценами без налога с оборота поступала в государственный бюджет. Введение прейскурантов оптовых цен без налога с оборота обеспечило не только большую равномерность в рентабельности различных артикулов и сортов продукции, но и большую устойчивость финансового положения предприятий.
Интересы всемерного усиления роли цен как орудия хозяйственно-организаторской деятельности Советского государства потребовали проведения реформы оптовых цен на средства производства. Сложившаяся в своё время система оптовых цен предусматривала государственные дотации важнейшим отраслям тяжёлой промышленности.
Дотации из государственного бюджета были неизбежны на известном этапе развития нашей промышленности. На протяжении короткого времени Советское государство построило огромное количество новых предприятий, создало ряд отраслей промышленности, ранее не существовавших в России. Освоение этих предприятий требовало известного времени совершенно естественно, что вначале по многим новым видам продукции были повышенные издержки производства.
Строить оптовые цены исходя из этих временно повышенных издержек производства означало бы неправильно ориентировать хозяйственные организации, способствовать их самоуспокоенности, лишать их стимулов к совершенствованию методов производства. Очевидно, к уровню оптовых цен и к вопросам рентабельности нельзя было подходить с точки зрения данного момента. Нужно было обязательно учитывать перспективы дальнейшего существенного снижения себестоимости продукции и всю работу хозяйственных организаций подчинить этой перспективе.
После того как на протяжении первой половины второй пятилетки были достигнуты существенные успехи в снижении себестоимости продукции и усилились возможности для накоплений не только в лёгкой, но и в тяжёлой промышленности, естественно встал вопрос об отмене системы государственных дотаций и о построении цен на условиях возмещения издержек промышленности. Система государственных дотаций, совершенно неизбежная и оправданная на определённом этапе строительства советской индустрии, стала затем тормозом в её развитии. На протяжении 1936—1940 гг. была проведена реформа оптовых цен промышленности. Сущность реформы состояла в построении оптовых цен на базе себестоимости и минимальной рентабельности.
Одновременно была проведена реформа транспортных тарифов. Тарифы железнодорожного транспорта были определены с учётом возмещения стоимости грузовых перевозок и рентабельности в размерах, обеспечивающих расширенное воспроизводство железнодорожного транспорта в основном за счёт собственных источников накоплений. Тарифы речного и морского транспорта были определены с расчётом стимулирования потребителей к всестороннему использованию ресурсов водного транспорта. В этот же период окончательно сформировались действующие государственные заготовительные цены, которые были приведены в соответствие с новыми условиями заготовок сельскохозяйственных продуктов, сложившимися в результате отмены нормированного снабжения. По-новому был поставлен вопрос об усилении роли заготовительных цен в деле стимулирования урожайности и увеличения сдачи продуктов и сельскохозяйственного сырья государству. В этих целях вначале по хлопку, а затем по ряду других видов сельскохозяйственной продукции были введены специальные премии за увеличение поставок государству.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны сложилась единая система твёрдых государственных оптовых, розничных и заготовительных цен. Наличие этой системы явилось немаловажным фактором устойчивости советской экономики в период суровых военных испытаний.

Вернуться в оглавление книги...