Розничные и оптовые цены на сельскохозяйственные продукты


В государственной и кооперативной торговле помимо товаров промышленного производства обращаются также сельскохозяйственные продукты, направляемые в торговую сеть без промышленной переработки. К таким продуктам относятся: картофель, овощи, фрукты, цельное молоко и яйца.
Особенностью этой группы товаров является:
1. Сезонный характер производства и связанная с этим неравномерность поступления их на протяжении года в торговлю, предполагающие образование значительных запасов продуктов в торговле и необходимость затрат по длительному хранению этих запасов.
2. Различие условий производства в разных районах страны и существующая по определённой части сельскохозяйственных продуктов необходимость в межрайонных перевозках.
Отсюда характерная для сельскохозяйственных продуктов диференциация розничных цен по сезонам года и районам страны. Так, по молоку и яйцам установлены весенне-летние (с 1 апреля по 1 октября) и осенне-зимние (с 1 октября по 1 апреля) розничные цены. Розничные цены на весенне-летний сезон, на протяжении которого поступает большая часть заготовляемых молока и яиц, установлены на значительно более низком уровне, чем в осенне-зимний сезон. Например, на молоко цельное пастеризованное, продающееся в литровых бутылках, розничная цена в I поясе в весенне-летний сезон ниже, чем в осенне-зимний сезон, примерно на 25%. На яйца столовые 1-го сорта розничная цена в I поясе в весенне-летний сезон ниже, чем в осенне-зимний сезон, примерно на 29%.
По картофелю и овощам устанавливаются различные цены на ранние сорта и поздние сорта, закладываемые на зимнее хранение. Цены на картофель и овощи ранних сортов выше, чем по поздним сортам. По фруктам розничные цены в период их массового сбора ниже, чем на фрукты, закладываемые на зимнее хранение. Так, на яблоки первой группы 1-го сорта розничная цена в I поясе с момента сбора плодов и до 15 сентября ниже, чем, после 15 сентября, на 34 %. По всем сельскохозяйственным продуктам действуют поясные розничные цены.
Розничные цены на сельскохозяйственные продукты утверждаются в следующем порядке:
1. Совет Министров СССР утверждает розничные цены: на картофель, капусту, морковь и свёклу поздние— для республиканских, краевых, областных центров и районов Крайнего Севера; на яблоки, груши, виноград и цитрусовые плоды; на молоко и яйца.
2. Министерство торговли СССР утверждает розничные цены: на картофель и капусту ранние, морковь и свёклу обрезные, лук репчатый, огурцы и помидоры (в том числе парниково-тепличные помидоры и огурцы) —для республиканских, краевых, областных центров и основных промышленных городов.
3. Министерства торговли республик, не имеющих областного деления, обл(край) торготделы и торговые отделы городов республиканского подчинения утверждают розничные цены на картофель и капусту ранние, морковь и свёклу обрезные, лук репчатый, огурцы и помидоры для остальных местностей СССР, при этом не выше розничных цен, утверждённых Министерством торговли СССР для республиканских, краевых и областных центров, а также розничные цены на другие овощи применительно к розничным ценам на основные виды овощей.
Государственное регулирование цен на сельскохозяйственные продукты не ограничивается утверждением конечных розничных цен на эти продукты.
Для того чтобы обеспечить возможность систематического снижения розничных цен, государство планово определяет основные ценообразующие факторы по сельскохозяйственным продуктам. Поскольку заготовительные цены твёрдо установлены, уровень розничных цен на сельскохозяйственные продукты определяется издержками по продвижению продуктов от места заготовок до потребителя и размерами прибыли соответствующих хозяйственных организаций, обслуживающих оборот сельскохозяйственных продуктов. Новое, что характеризует ценообразование по сельскохозяйственным продуктам в настоящее время, это — переход к прямому государственному нормированию затрат и прибыли для каждого отдельного заготовительного и торгового звена, обслуживающего оборот сельскохозяйственных продуктов.
Переход к такому прямому государственному нормированию затрат и прибыли заготовительных и торговых организаций позволил значительно сократить заготовительные и торговые расходы по сельскохозяйственным продуктам. Задача состоит в том, чтобы обеспечить в государственных планах необходимые мероприятия по дальнейшему снижению заготовительных и торговых расходов и на этой основе последовательно снижать розничные, цены на сельскохозяйственные продукты.
Государственное нормирование затрат и прибыли заготовительных и торговых организаций означает вместе с тем прямое плановое установление оптовых цен на сельскохозяйственные продукты для различных стадий их продвижения на пути к потребителю.
Вот, например, как образуется цена на картофель. Продвижение картофеля от колхоза к потребителю включает следующие три последовательные стадии:
1. Заготовки.
2. Оптовая торговля.
3. Розничная торговля.
Соответственно структура розничной цены на сельскохозяйственные продукты схематически может быть представлена в следующем виде:
1. Средняя заготовительная цена (по всем источникам поступления сельскохозяйственных продуктов: в порядке обязательных поставок, сдачи продукции совхозов, закупок через кооперацию).
2. Издержки и прибыль заготовительных организаций.
Итого оптовая цена заготовительных организаций.
3. Издержки и прибыль оптового звена торговли.
Итого оптовая цена для отпуска картофеля розничной торговой сети.
4. Издержки и прибыль розничной торговой сети (торговая скидка).
Всего розничная цена.

Рассмотрим более детально структуру оптовых цен, по которым производится отпуск картофеля заготовительными и торговыми организациями.
Оптовая цена заготовительных организаций включает:
1. Заготовительную цену.
2. Издержки заготовок. В том числе:
а) общие и административно-управленческие расходы заготовительных организаций;
б) затраты по приведению продукции в ликвидное состояние (переборка, сортировка и взвешивание);
в) расходы то таре;
г) стоимость подвоза от пристанционного или пристанского заготовительного пункта до станции или пристани отправления; д) естественная убыль, усушка, потери при сортировке, переборке и краткосрочном хранении;
е) экспедиционные расходы.
3. Прибыль заготовительных организаций. Оптовая цена торговли имеет следующую структуру: 1. Оптовая цена заготовительной организации.
2. Издержки оптовоторговых организаций. В том числе:
а) общие и административно-управленческие расходы оптовоторговых организаций;
б) расходы на железнодорожные и водные перевозки;
в) расходы на авто-гужевые перевозки;
г) расходы по подработке и подсортировке;
д) естественная убыль в пути и при хранении;
е) расходы и потери по таре.
3. Прибыль оптовоторговых организаций.
Как было указано выше на примере с картофелем, розничная цена на сельскохозяйственные продукты отличается от оптовой цены торговли на величину торговой скидки, идущей на возмещение издержек и минимальной прибыли розничной торговой сети.

Вернуться в оглавление книги...