Основы организации учета кассового исполнения бюджета в Госбанке


В. Голощапов, Е. Дедков, В. Якимов. "Бюджетный учет"
Изд-во "Финансы", М., 1969 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.

Бухгалтерский учет кассового исполнения государственного бюджета СССР в Госбанке организуется по единому для всех учреждений Госбанка плану счетов текущего учета и ведется по двойной системе в соответствии с инструкцией Госбанка от 6 июня 1959 г. № 27 (с дополнениями).
Учет операций по кассовому исполнению государственного бюджета ведется на отдельных счетах раздела VI «Расчеты с государственным бюджетом и бюджетными учреждениями» плана счетов. Бюджетные кредиты на расходы союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик учитываются в разделе VI внебалансовых счетов.
Операции по кассовому исполнению бюджетов оформляются и учитываются учреждениями Госбанка по месту и в момент их совершения. B конце дня данные аналитического учета сверяются с данными синтетического учета и составляется ежедневный баланс. Это обеспечивает правильность и полноту учета произведенных за день операций и точное отражение их по соответствующим счетам.
Важную роль в кассовом исполнении бюджета играет правильная организация внутрибанковского контроля на всех участках учетно-операционной и кассовой работы. Внутрибанковский контроль призван не только обнаружить, яо главным образом предупредить ошибки и нарушения банковских правил. Он сострит в тщательной проверке законности операций и оформления их надлежащими документами, правильности записи по счетам и выведения остатка. Текущий контроль проводится в процессе выполнения операций, а последующий — после совершения операций при периодических проверках отдельных участков учетно-операционной работы, обследованиях, ревизиях.
Существенное влияние на улучшение учетно-операционной работы учреждений Госбанка и снижение затрат труда оказывает применение средств механизации.
Учет доходов, кредитов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик. Для учета этих операций предусмотрены следующие балансовые счета: 080 «Доходы, распределяемые между бюджетами», 090 «Доходы союзного бюджета», 100 «Доходы республиканских бюджетов союзных республик», 110 «Расходы союзного бюджета», 120 «Расходы республиканских бюджетов союзных республик», а также внебалансовые счета: 9951 «Кредиты по союзному бюджету», 9952 «Кредиты по республиканским бюджетам союзных республик».
Счета 090 и 110 открываются в каждом учреждении Госбанка. На территории союзных республик в учреждениях Госбанка открываются, кроме того, счета 100 и 120 для учета доходов и расходов республиканского бюджета данной союзной республики. На пассивных счетах 090 и 100 по кредиту отражаются суммы платежей, поступивших в доходы союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик, включая невыясненные поступления. На дебете этих счетов могут отражаться лишь суммы возвращенных излишне поступивших доходов (не распределяемых между бюджетами) и невыясненные поступления.
Аналитический учет доходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик ведется учреждениями Госбанка на лицевых счетах, открываемых в соответствии с действующей классификацией доходов и схемой ежемесячной отчетности по кассовому исполнению этих бюджетов.
Счет 080 распределительный. На него предварительно зачисляются общесоюзные государственные налоги и доходы, распределяемые в определенных долях между союзным бюджетом и республиканскими бюджетами союзных республик. С этого счета учреждения Госбанка перечисляют средства: в доход союзного бюджета — в доле, относящейся к союзному бюджету; в доход республиканского бюджета союзной республики — в доле, относящейся к бюджету союзной республики.
По балансовому счету 080, кроме пассивных лицевых счетов по видам доходов, ведется сборный активный лицевой счет «Суммы доходов, распределенные между союзным бюджетом и республиканским бюджетом союзной республики», по дебету которого проводятся общие суммы распределенных в установленные сроки доходов в корреспонденции со счетами 090 и 100, а по кредиту — суммы, перечисляемые со счетов 090 и 100 в размере превышения возвратов над поступлениями по данному виду доходов в случае образования таких разниц за период распределения поступлений между бюджетами.
Учет налога с оборота по параграфам и статьям классификации доходов ведется учреждениями Госбанка на отдельных лицевых счетах, открываемых на балансовом счете «Доходы, распределяемые между бюджетами». Суммы налога с оборота, распределенные между союзным бюджетом и республиканским бюджетом союзной республики, учитываются на лицевых счетах по балансовым счетам 090 и 100 без подразделения на параграфы и статьи.
Порядок распределения общесоюзных государственных налогов и доходов между бюджетами поясним на следующем примере. Предположим, что в отделение Госбанка поступил налог с оборота в сумме 3 тыс. руб. Отчисления в бюджет союзной республики от общей суммы поступлений налога с оборота на ее территории на данный год установлены в размере 27%. Следовательно, 810 руб. необходимо зачислить на счет доходов республиканского бюджета, а 2190 руб. — на счет доходов союзного бюджета.
Допустим, далее, что отчисления от общей суммы поступлений налога с оборота в районный бюджет определены в размере 15%. Передаваемые районному бюджету отчисления в сумме 450 руб. (15% от 3 тыс. руб.) отделение Госбанка проводит по счету расходов республиканского бюджета союзной республики и зачисляет на основной текущий счет районного бюджета.
На активных счетах 110 и 120 по дебету учитываются все оплаченные банком кассовые расходы по союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик. По дебету счета 120 проводятся, кроме того, отчисления от государственных налогов и доходов в республиканские бюджеты автономных республик и местные бюджеты, а также подлежащие возврату суммы, временно отнесенные на расходы республиканского бюджета союзной республики. В кредит этих счетов записываются в течение года суммы, поступающие в банк на восстановлениз кредитов. По кредиту счета 120 отражаются, кроме того, суммы, излишне отчисленные в республиканские бюджеты автономных республик и местные бюджеты, а также суммы в возмещение средств, временно отнесенных на расходы республиканского бюджета союзной республики.
Наблюдение за состоянием счетов по союзному бюджету в целом возложено на Управление по кассовому исполнению государственного бюджета Правления Госбанка, а по республиканским бюджетам союзных республик — на соответствующие республиканские конторы Госбанка.
Учет на отдельных балансовых счетах доходов и расходоз союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик позволяет контролировать правильность составления отчетности учреждениями Госбанка: показанные в отчете суммы доходов и расходов по этим бюджетам должны равняться остаткам на соответствующих счетах. Остатки на счетах 090, 100, 110, 120, постоянно нарастая, отражают общие суммы доходов и расходов с начала года.
Внебалансовые счета 9951 и 9952 предназначены для учета движения кредитов. На этих счетах приходуются суммы открытых кредитов и списываются суммы кредитов, переведенных другим распорядителям, а также закрытых. Учет по внебалансовым счетам ведется по простой системе — по приходу или по расходу соответствующего счета. Остатки по счетам 9951 и 9952 показывают сумму действующих кредитов в данном учреждении Госбанка.
Размер расходов по союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик для каждого учреждения Госбанка ограничивается суммой открываемых предприятиям, организациям и учреждениям кредитов. Оплата расходов без открытия кредитов допускается лишь в отдельных случаях, специально оговоренных в инструкции по кассовому исполнению государственного бюджета СССР.
Открытые кредиты записываются учреждениями Госбанка главным распорядителям кредитов на основании расходных расписаний министерств финансов, а нижестоящим распорядителям — бюджетных поручений вышестоящих распорядителен кредитов.
Расходование средств распорядителями за счет открытых им кредитов осуществляется как наличными деньгами, так и путем безналичных перечислений. Для этого в учреждения Госбанка представляются денежно-расчетные документы общеустановленных форм (чеки, платежные требования, платежные поручения и др.). Наличные деньги из банка выдаются только на основании именных чеков. В денежно-расчетных документах указывается целевое назначение сумм.
Бюджетные средства, выдаваемые учреждениями Госбанка за счет кредитов, учитываются на лицевых счетах распорядителей, открытых соответственно на балансовых счетах 110 «Расходы союзного бюджета» и 120 «Расходы республиканских бюджетов союзных республик». В аналитическом учете кредиты и расходы за счет этих кредитов записываются в одном лицевом счете. В верхней его части ведется внебалансовый учет движения кредитов, т. е. записываются операции по открытию, переводу и закрытию кредитов, а в нижней — балансовый учет расходов, т. е. отражаются операции по выдаче и перечислению средств и восстановлению кредитов. Лицевые счета, открываемые для учета расходов и кредитов по счетам 110 и 9951 и 120 и 9952, принято называть бюджетными счетами. Бюджетный счет отличается от обычного расчетного или текущего счета тем, что при его открытии не требуется никаких взносов наличных денег или перечислений средств с других счетов. Распорядитель кредитов может получать в Госбанке средства с бюджетного счета, если ему открыты кредиты. Обеспечением бюджетного счета является общая денежная наличность союзного бюджета или республиканских бюджетов союзных республик, хранящаяся в Госбанке.
Учет движения кредитов и сумм расходов за счет этих кредитов на одном общем лицевом счете позволяет легко определить (путем сопоставления расходов с остатком открытого кредита) свободный кредит, в пределах которого можно произвести выдачу средств. В этих целях после каждой операции (или одновременной записи нескольких операций) по приходу и расходу кредитов выводится новый остаток кредита, а после каждой записи по дебету и кредиту расходов проставляется сумма кассового расхода с начала года.
Достоверность данных о расходах, произведенных за счет союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик, проверяется Госбанком на основании оправок, представляемых учреждениями, организациями и предприятиями о полученных из бюджета средствах. Справки представляются банку на 1 октября и 1 января в порядке, предусмотренном в письмах Министерства финансов и Госбанка от 7 декабря 1965 г. № 482/1446 и от 25 декабря 1967 г. № 408/1679.
По окончании года заключают счета по доходам и расходам союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик. Средства за счет кредитов, открытых по союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик на текущий год, выдаются по 31 декабря включительно. После этого никаких выплат за счет кредитов истекшего года не допускается.