Учет доходов и денежных средств бюджета


В. Голощапов, Е. Дедков, В. Якимов. "Бюджетный учет"
Изд-во "Финансы", М., 1969 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.

Успешное выполнение плана развития народного хозяйства обеспечивает устойчивую доходную базу государственного бюджета. Доходы государственного бюджета CСCP из года в год растут и выражаются в огромных суммах. На 1969 г. они запланированы в размере 134 млрд. руб. Преобладающую часть доходов бюджета СССР (свыше 90%) составляют поступления от социалистического хозяйства; платежи с населения не представляют значительной суммы.
Бухгалтерский учет доходов государственного бюджета призван обеспечить систематический контроль зa поступлением доходов в бюджет, за внесением платежей в бюджет каждым плательщиком.
Доходы бюджета в основном поступают в учреждения Государственного банка. Используя данные учета, финансовые органы следят за правильностью зачисления учреждениями Госбанка средств в союзный, республиканские и местные бюджеты.
Отдельные аиды доходов поступают в государственные трудовые сберегательные кассы, кассы специальных сборщиков, сельсине Советы и учреждения Министерства связи, которые обязаны сдавать их в учреждения Госбанка, чем обеспечивается принцип единства кассового исполнения бюджета. Участие этих учреждений в приеме доходов бюджета объясняется необходимостью создать удобства плательщику и обеспечить своевременное поступление их в бюджет. Финансовые органы организуют и контролируют правильность приема платежей во всех этих органах.
До начала года финансовые органы сообщают учреждениям Госбанка перечень государственных, кооперативных и общественных организаций по каждому району или городу и перечень взимаемых с них платежей с указанием, в какой бюджет и по каким подразделениям бюджетной классификации должны зачисляться эти платежи. Одновременно учреждения Госбанка ежегодно получают сведения о размерах распределения общегосударственных налогов и доходов между союзным бюджетом и республиканскими бюджетами союзных республик, а также данные о размерах отчислений от этих налогов и доходов в местные бюджеты.
В финансовых органах бухгалтерский учет доходов ведет бухгалтерия по бюджету, а оперативный учет — отдел по государственным доходам. Бухгалтерия по бюджету учитывает доходы только данного бюджета (городского, районного и др.). В функции отдела по государственным доходам входит учет начислений, сложений, поступлений, зачетов и возвратов всех доходов независимо от того, в какой бюджет они поступают. Этот отдел ведет лицевые счета по отдельным видам доходов и отдельным плательщикам, составляет оперативные отчеты о поступивших в бюджет доходах.
Доходы бюджета учитываются в соответствии с бюджетной классификацией на основании различных документов. Прием доходов независимо от того, каким органом он осуществляется, обязательно оформляется бухгалтерским документом. Такими документами являются: платежное поручение, квитанция (уведомление ф. № 430) о взносе платежа, поручение центральной сберегательной кассы, сопроводительная ведомость сельских Советов, сводные платежные поручения предприятий связи с талонами почтовых переводов и др.
Платежными поручениями оформляются перечисляемые через учреждения Госбанка в бюджет суммы с предприятий, организаций и учреждений, в том числе и суммы налогов, удержанных из заработной платы рабочих и служащих.
Квитанции (уведомление ф. № 430) о взносе платежа применяются обычно в тех случаях, когда плательщиками являются отдельные граждане и причитающиеся с них суммы по подоходному налогу, налогу со строений, земельной ренте и др. вносятся непосредственно в учреждение Госбанка наличными.
Платежные документы дают возможность определить вид доходов и их плательщиков. Прилагаемые к выписке учреждения Госбанка из текущего (основного) счета местного бюджета, они служат основными документами для учета доходов данного бюджета.
Поскольку местный финансовый орган контролирует не только доходы данного бюджета, но и доходы, зачисляемые в другие бюджеты (союзный, республиканский), то учреждении Госбанка посылают ему выписки из счетов по всем доходам независимо от того, в какой бюджет поступают эти доходы.
Выписки из текущего счета местного бюджета учреждения Госбанка направляют финансовому органу ежедневно, а выписки из лицевых счетов доходов союзного и республиканских бюджетов союзных республик — еженедельно или через более длительный промежуток времени и обязательно на 1-е числе каждого месяца.
Бухгалтерия по бюджету финансового органа проверяет правильность выписки учреждения Госбанка из текущего счета местного бюджета путем сличения данных выписки с приложенными к ней документами. Затем, сгруппировав документы по видам доходов, составляют справку о доходах, поступивших на текущий счет данного местного бюджета. Справка составляется ежедневно. Доходы записываются в нее общими суммами по каждому подразделению бюджетной классификации.
На основании справки выписывается мемориальный ордер и делается запись в книге журнал-главная по счетам синтетического учета и в книге доходов по счетам аналитического учета. После этого вторые экземпляры платежных документов передаются в отдел по государственным доходам для учета расчетов с предприятиями и организациями по доходам и налогам.
Выписки из лицевых счетов доходов союзного и республиканских бюджетов союзных республик вместе со вторыми экземплярами платежных документов поступают в отдел по государственным доходам, где делаются записи в лицевые счета пл ателыциков. Основанием для учета доходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик служат ежемесячные отчеты учреждений Госбанка и Стройбанка СССР.
Для бухгалтерского учета доходов бюджета предназначен счет первого порядка 04 «Доходы бюджета». Этот счет подразделяется на счета второго порядка 040, 041, 042.
Счет 040 «Доходы бюджета» применяется во всех финансовых органах, счет 041 «Невыясненные поступления» и счет 042 «Суммы, иременно отнесенные на доходы местного бюджета» — только в местных финансовых органах. Все эти счета пассивные, так как они служат для учета источников образования средств бюджета.
Счет 040 «Доходы бюджета» — основной счет для учета доходов государственного бюджета. По кредиту этого счета отражаются все доходы бюджета, поступившие в течение года на счета в учреждениях Госбанка, а также суммы остатков средств бюджета на начало года, обращаемые на покрытие расходов текущего года. На дебете счета учитываются излишне поступившие суммы, возвращенные плательщикам. Остаток счета показывает сумму доходов данного бюджета на определенный период и, таким образом, дает возможность контролировать исполнение доходной части бюджета. На счете 040 не учитываются средства, полученные из других бюджетов в порядке взаимных расчетов, а также краткосрочные ссуды, полученные из вышестоящего бюджета.
На счете 041 «Невыясненные поступления» отражаются суммы, поступившие в учреждения Госбанка, назначение которых неясно, т. е. из-за неточно составленного плательщиком документа не представляется возможным определить, в доход какого бюджета или на какое подразделение бюджетной классификации следует их отнести. Такие суммы носят название невыясненных поступлений. Принадлежность этих сумм должна быть выяснена финансовыми органами в течение трех месяцев со дня их поступления. Если в течение трех месяцев окажется невозможным установить принадлежность невыясненных поступлений, то они зачисляются в доходы данного бюджета как «Прочие поступления». Так же зачисляются невыясненные суммы, поступившие в IV квартале, принадлежность которых не будет установлена до 31 декабря.
На счете 042 «Суммы, временно отнесенные на доходы местного бюджета» учитывается задолженность республиканскому бюджету союзной республики на конец пода по излишне зачисленным в республиканские бюджеты автономных республик и местные бюджеты суммам отчислений от государственных налогов и доходов в случаях, когда на текущих счеггак этих бюджетов отсутствуют средства. В течение года излишне зачисленные суммы отчислений учитываются в книге доходов отдельной строкой. Одновременно с возрастанием доходов бюджета увеличиваются и его денежные средства. Для учета денежных средств бюджета в плане счетов финансовых органов предусмотрены отдельные счета. Так, для учета денежных средств союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик служит счет 010 «Средства бюджета в Госбанке». Для учета денежных средств местных бюджетов предназначен счет 011 «Текущий счет (основной) местного бюджета».
Средства бюджета, перечисленные в учреждения Госбанка и Стройбанка для оплаты расходов по открытым кредитам на капитальные вложения и другие мероприятия, всеми финансовыми органами учитываются на счете 013 «Средства бюджета в учреждениях Стройбанка и Госбанка на финансирование капитальных вложений и других мероприятий». По местным бюджетам средства, перечисленные распорядителям кредитов, учитываются на отдельном счете 014 «Текущие счета распорядителей кредитов по местному бюджету».
Кроме того, есть отдельные счета для учета средств целевого назначения. Такими счетами по местным бюджетам являются счета 016 «Текущий счет целевого бюджетного резерва», 016 «Текущий счет по перераспределению прибылей предприятий промышленности местного подчинения», счет 016-а «Текущий счет по перераспределению средств фонда развития местной промышленности», 017 «Текущий счет по финансированию капитального ремонта городского жилищного фонда», 017-а «Текущий счет по финансированию строительства автомобильных дорог за счет двухпроцентных отчислений». Средства целевого назначения по республиканским бюджетам союзных республик отражаются на счетах 016, 016-а и 017.
Для учета сумм, принадлежащих данному бюджету, но находящихся в пути, применяется счет 018 «Суммы в пути». Все счета по учету денежных средств бюджета активные и всегда имеют дебетовое сальдо. Поступление доходов в бюджет отражается на кредите счета «Доходы бюджета» и дебете соответствующего счета по учету денежных средств бюджета.
Бывают случаи, когда в доходы бюджета относят неправильно или излишне внесенные плательщиком суммы. Такие суммы направляются в первую очередь на погашение недоимок (без согласия плательщика), а с согласия плательщика могут быть зачислены в счет его последующих платежей в бюджет.
Если у плательщика нет недоимок и он не дал согласия на уплату в счет последующих платежей, то неправильно или излишне внесенная сумма возвращается ему на основании его письменного заявления с приложением документов, подтверждающих факт переплаты (квитанции о взносе платежа и др.). Возврат переплат производится гражданам по именным чекам, предприятиям и организациям — по расчетным чекам. На суммы доходов, возвращенные плательщикам, уменьшаются доходы бюджета и одновременно денежные средства на счетах бюджета.
Аналитический учет доходов местных бюджетов финансовые органы ведут по всем подразделениям бюджетной классификации доходов в книге доходов ф. № 5-ф. В ней на одном развернутом листе по горизонтали указываются все подразделения бюджетной классификации доходов, а по вертикали — числа месяца, за которые поступают доходы и налоги, и номер мемориального ордера. Верхняя часть листа книги имеет оглавление, в котором указывается наименование подразделений бюджетной классификации, шифры этих подразделений и номера строк, присвоенных каждому виду доходов.
Левая часть листа предназначена для кредитовых записей, т. е. для отражения поступивших сумм доходов, а правая — для дебетовых записей, т. е. для учета возврата платежей и зачета в упмату недоимок или в последующие платежи. Для включения сумм невыясненных поступлений (счет 041) и сумм, временно отнесенных на доходы местного бюджета (счет 042), отводятся отдельные строки.
По окончании месяца в кнлге подсчитываются ятоги оборотов по дебету и кредиту по каждому счету доходов и выводится остаток с начала года иа начало следующего месяца. Сначала по каждому виду доходов подсчитывается сумма поступления, т. е. итог за месяц по кредиту, затем — общая сумма возврата то каждому виду доходов, которая проставляется по соответствующей строке доходов в итог за месяц по дебету. После этого выводится остаток с начала года, т. е. на 1-е число следующего месяца. Итоги оборотов за месяц по книге доходов по дебету и кредиту счетов 040, 041 и 042 должны быть равны итогам по дебету и кредиту счета 04 «Доходы бюджета» в книге журнал-главная. При применении этой книги отпадает необходимость в составлении оборотных ведомостей по счетам, аналитического учета доходов бюджета. Такой порядок аналитического учета дает возможность контролировать выполнение плана доходов по каждому сметному подразделению бюджетной классификации.
Покажем, как рассмотренные выше операции отражаются на счетах аналитического учета доходов в книге ф. № 5-ф.
Если остатки на начало и конец отчетного месяца и обороты за месяц по счетам аналитического учета будут соответственно равны остаткам и оборотам по синтетическому счету 04 «Доходы бюджета» книги главных счетов, то это свидетельствует о правильности записей в счетах аналитического и синтетического учета доходов. В нашем примере это равенство есть, значит, записи на счетах верны.
Учет денежных средств местных бюджетов ведется в книге текущих счетов, фондов и резервов. Для каждого текущего счета денежных средств, за исключением счетов средств бюджета в учреждениях Стройбанка и Госбанка на финансирование капитальных вложений и других мероприятий и текущих счетов распорядителей кредитов по местному бюджету, в этой книге открывается отдельный счет. Средства бюджета в банках на финансирование капитальных вложений и средства на текущих счетах распорядителей кредитов по местному бюджету учитываются в книге кредитов, текущих счетов распорядителей кредитов и кассовых расходов.
По окончании каждого месяца финансовые органы составляют бухгалтерский баланс с указанием счетов второго порядка, при этом используются данные книги главных счетов и оборотных ведомостей по счетам аналитического учета.
Аналитический учет ежедневно поступающих доходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик по подразделениям бюджетной классификации ведут учреждения Госбанка.
Для аналитического учета доходов по республиканским бюджетам союзных республик министерства финансов этих республик используют ведомость доходов (ф. № 5-мф). В этой ведомости на основании месячных отчетов учреждений Госбанка и Стройбанка делают записи доходов общими итогами за месяц по каждому подразделению бюджетной классификации отдельно по каждому банку, используя символы отчетности Госбанка. Кроме того, ведомость доходов служит основанием для составления бухгалтерской проводки на общую сумму доходов, отражаемой в книге главных счетов и в книге денежных средств.
Аналогичный порядок аналитического учета доходов применяется и по союзному бюджету, только вместо ведомости доходов ведется книга доходов.
Роль бухгалтерского учета доходов государственного бюджета в финансовых органах нельзя сводить только к техническому отражению доходов бюджета на счетах бухгалтерского учета и в лицевых счетах плательщиков. Учет доходов бюджета очень важен в процессе исполнения бюджета, он активно воздействует на выполнение его доходной части. Данные бухгалтерского и оперативного учета доходов дают возможность контролировать выполнение плана доходов бюджета, а также выполнение плательщиками своих обязательств перед бюджетом. На основании данных учета финансовые органы анализируют состояние выполнения плана доходов, намечают мероприятия по обеспечению своевременного поступления платежей в бюджет.