Задачи и основные принципы организации бюджетного учета


В. Голощапов, Е. Дедков, В. Якимов. "Бюджетный учет"
Изд-во "Финансы", М., 1969 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.

Задачей бюджетного учета является своевременное, полное и правильное отражение выполнения доходной и расходной частей местных бюджетов, республиканских бюджетов союзных и автономных республик, союзного бюджета и государственного бюджета СССР в целом, а также контроль за исполнением этих бюджетов.
В процессе исполнения бюджета необходимо обеспечить выполнение и перевыполнение государственного плана развития народного хозяйства. Это означает своевременное поступление доходов, проведение мероприятий, направленных на перевыполнение доходной части бюджета, правильное и бесперебойное финансирование народного хозяйства, социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных по бюджету.
Для того чтобы процесс исполнения бюджета протекал планомерно, необходим повседневный контроль за доходами и расходами, за выполнением предприятиями, организациями и учреждениями установленных им планов.
Конституцией СССР и конституциями республик принятие мер по исполнению государственного бюджета СССР, государственных бюджетов союзных и автономных республик и местных бюджетов возложено на Совет Министров СССР, Советы Министров союзных и автономных республик и исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся.
Непосредственная организация исполнения государственного бюджета поручена финансовым органам. Исполнение союзного бюджета осуществляется Министерством финансов СССР, республиканских бюджетов союзных и автономных республик — министерствами финансов этих республик, областных (краевых), городских и районных бюджетов — финансовыми отделами исполкомов соответствующих Советов депутатов трудящихся, сельских и поселковых бюджетов, а также бюджетов городов районного подчинения, в которых нет финансовых отделов, — исполкомами сельских, поселковых и городских Советов депутатов трудящихся. На каждый вышестоящий финансовый орган возложена организация исполнения всех бюджетов в пределах данной административно-территориальной единицы. Например, районный финансовый отдел наряду с исполнением районного бюджета организует исполнение всех других бюджетов района, т. е. сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения); областной финансовый отдел — исполнение не только областного, но и всех других бюджетов области, т. е. бюджетов городов и районов.
Бухгалтерский учет исполнения государственного бюджета СССР осуществляют финансовые органы, учреждения Госбанка и Стройбанка, бюджетные учреждения, сельские, поселковые и городские Советы депутатов трудящихся. Все эти органы ведут учет в соответствии с характером своей деятельности, при этом они находятся во взаимосвязи друг с другом, чем обеспечивается единство бухгалтерского учета исполнения бюджета.
Важнейшая роль в учете исполнения государственного бюджета принадлежит финансовым органам. Министерство финансов СССР осуществляет методологическое руководство организацией бухгалтерского учета исполнения государственного бюджета СССР. Оно разрабатывает инструкции и методические указания по бухгалтерскому учету и составлению отчетов об исполнении бюджета для финансовых органов, бюджетных учреждений, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся, а также устанавливает планы счетов текущего бухгалтерского учета и корреспонденцию этих счетов, формы бухгалтерских книг и первичных документов, порядок документооборота, объем и формы отчетности. Наряду с этим Министерство финансов СССР непосредственно осуществляет учет исполнения союзного бюджета, составляет отчет об его исполнении и об исполнении государственного бюджета СССР в целом.
Министерства финансов союзных и автономных республик, краевые, областные, окружные, городские и районные финансовые отделы исполкомов Советов депутатов трудящихся ведут учет и составляют отчеты об исполняемых ими бюджетах.
Финансовые органы учитывают доходы и расходы соответствующих бюджетов, их денежные средства, фонды, резервы, ссуды, средства, переданные другим бюджетам и полученные из них; проверяют организацию учета и отчетности в финансируемых ими бюджетных учреждениях и инструктируют их. Кроме того, финансовые органы контролируют работу Госбанка по кассовому исполнению бюджета и операции Стройбанка по финансированию капитальных вложений.
На учреждения Государственного банка СССР возложено кассовое исполнение государственного бюджета. Они учитывают кассовые доходы и расходы союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик, а также средства местных бюджетов, составляют отчеты по кассовому исполнению союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик, осуществляют внутренний контроль за бюджетными операциями. Кроме того, учреждения Госбанка учитывают расходы на капитальные вложения по сельскому хозяйству и другие мероприятия за счет средств государственного бюджета и составляют отчеты по этим расходам. Учреждения Госбанка ведут аналитический учет доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик в соответствии с бюджетной классификацией. Аналитический учет доходов и расходов местных бюджетов осуществляется финансовыми органами.
Порядок бухгалтерского учета и составления отчетности по кассовому исполнению государственного бюджета СССР устанавливает Госбанк по согласованию с Министерством финансов СССР.
Учреждения Стройбанка СССР ведут бухгалтерский учет расходов на капитальные вложения всех отраслей народного хозяйства, за исключением сельского хозяйства, а также на некоторые другие мероприятия, производимые за счет средств бюджетами составляют отчеты по этим расходам.
Министерства, ведомства, отделы исполкомов Советов депутатов трудящихся и подчиненные им бюджетные учреждения осуществляют учет исполнения смет расходов и составляют отчеты об исполнении этих смет. Они учитывают денежные средства, открытые кредиты, ассигнования, расходы по сметным назначениям, средства в расчетах, материальные ценности и внебюджетные средства. Вышестоящие организации следят за соблюдением бюджетной дисциплины, экономным и бережным расходованием государственных средств, а также за состоянием учета и отчетности в подведомственных учреждениях.
Сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся ведут учет доходов и расходов и составляют отчеты об исполнении бюджетов. Кроме того, они организуют учет исполнения смет расходов в учреждениях, финансируемых из сельских и поселковых бюджетов, а также учет средств самообложения.
Руководители бюджетных учреждений, имеющие самостоятельные сметы и получающие в свое распоряжение средства из бюджета для использования по целевому назначению, называются распорядителями кредитов.
Предоставление права распорядителя кредитов руководителям учреждений зависит от объема и характера финансовых операций этих учреждений. По союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик в зависимости от предоставленных прав, ответственности и обязанностей, возложенных на них, и организационной структуры министерств, ведомств и подведомственных им учреждений различают главных распорядителей кредитов, распорядителей кредитов второй и третьей степени, а по местным бюджетам — главных распорядителей кредитов и распорядителей кредитов третьей степени.
Главными распорядителями кредитов являются министры, руководит ели других центральных учреждений, а также руководители отделов исполкомов краевых, областных, окружных, районных и городских Советов, председатели сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся.
Распорядители кредитов второй степени — это руководители учреждений и организаций, имеющих подведомственные им учреждения и организации. Они непосредственно подчинены главным распорядителям кредитов.
Распорядители кредитов третьей степени — руководители Школ, техникумов, больниц, поликлиник и других социально-культурных учреждений и органов управления, подчиненные главным распорядителям кредитов или распорядителям кредитов второй степени. Им предоставлено право самостоятельного распоряжения бюджетными средствами.
Главные распорядители кредитов имеют большие права и несут большую ответственность, чем распорядители кредитов второй и третьей степени. Они рассматривают и утверждают сметы подведомственных учреждений и организаций, составляют годовые сметы расходов и заявки на бюджетные средства по ведомству в целом. Полученные кредиты и ассигнования они распределяют между подведомственными учреждениями и организациями, причем им предоставлено право увеличивать ассигнования по сметам одних учреждений при условии уменьшения на эту же сумму и по тем же статьям ассигнований по сметам других учреждений. В функции главных распорядителей кредитов входит систематическая проверка законности и эффективности расходования бюджетных средств подведомственными им учреждениями. Они несут полную ответственность за выполнение сметы расходов в соответствии с бюджетными назначениями не только ведомства в целом, но и всех подведомственных им учреждений. Они обязаны также контролировать состояние учета и отчетности в этих учреждениях.
Распорядители кредитов второй степени получают бюджетные средства от главных распорядителей кредитов как на собственные расходы, так и для подведомственных учреждений и организаций.
Распорядители кредитов третьей степени бюджетные средства получают от вышестоящих распорядителей. Руководимые ими учреждения имеют свою смету, бюджетные или текущие счета в учреждениях Госбанка, ведут самостоятельно бухгалтерский учет исполнения сметы расходов (если учет их не централизован) и составляют установленную отчетность. Распорядители кредитов третьей степени не пользуются правом дальнейшего распределения бюджетных средств.
Все распорядители кредитов при исполнении смет расходов обязаны строго соблюдать установленные правила финансовой и бюджетной дисциплины.
Рациональная организация бухгалтерского учета во всех органах, участвующих в исполнении государственного бюджета, — необходимое условие успешного его исполнения. Здесь важная роль принадлежит главным (старшим) бухгалтерам, которые несут ответственность за правильное применение законодательного и инструктивного материала, за проведение всех мероприятий, обеспечивающих достоверный, полный и своевременный учет исполнения бюджета.
Бухгалтерский учат исполнения государственного бюджета СССР прошел длительный путь развития; непрерывно совершенствовались его формы и методы. В настоящее время в связи с осуществлением хозяйственной реформы, проводимой в стране в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и решениями XXIII съезда партии, основным направлением дальнейшего улучшения бюджетного учета является его централизация и механизация.
Централизация учета заключается в создании, например, при городских и районных отделах исполкомов Советов депутатов трудящихся и при районных больницах (в районах, где нет отделов здравоохранения) централизованных бухгалтерий, которые составляют сметы расходов для подведомственных учреждений, ведут учет и отчетность об исполнении этих смет.
Централизованный учет имеет значительные преимущества перед децентрализованным. Усиливается контроль за расходованием денежных средств на мероприятия, принятые по утвержденному бюджету, повышается качество учета исполнения смет расходов бюджетных учреждений, сокращается бухгалтерская документация, уменьшается объем счетной работы в бюджетных учреждениях, финансовых органах и учреждениях Госбанка, сокращается счетный аппарат и расходы на его содержание.
Централизация учета дает возможность укомплектовать аппарат бухгалтерий более квалифицированными счетными кадрами и повысить роль главных бухгалтеров в борьбе с приписками и другими искажениями в учете и отчетности по исполнению бюджета.