Основные направления австрийской внешней торговли


Австрия имеет торговые отношения более чем с 90 странами, однако их значение во внешнеторговом обороте страны различно. Значительная часть австрийской внешней торговли в послевоенный период приходится на долю 6 стран. Это - Западная Германия, Италия, США, Англия, Швейцария и Франция. Их удельный вес во внешнеторговом обороте Австрии составляет 65-70%, а на долю остальных 84 стран приходится менее 50-35%.
Удельный вес указанных шести стран в австрийском импорте составил в 1956 г. 73%, что почти вдвое больше, чем в довоенный период. Особенно увеличился импорт из Западной Германии и США, а также, но несколько в меньших размерах, из Англии и Италии. Значительное увеличение удельного веса этих стран в импорте Австрии вызвано сокращением ввоза из стран Центральной и Восточной Европы, удельный вес которых понизился с 40,6% в 1937 г. до 11,5% в 1956 г.
Удельный вес указанных выше шести стран в австрийском экспорте составил в 1956 г. около 61% против 46% в 1937 г. Увеличение их доли в послевоенное время было вызвано также сокращением торговли со странами Центральной и Восточной Европы.
В послевоенный период удельный вес европейских стран в австрийском экспорте несколько сократился, что вызвано расширением австрийских торговых связей с экономически слаборазвитыми странами. Но в импорте страны удельный вес европейских стран за последние два-три года превысил довоенный уровень. Это произошло, как уже отмечалось, в связи с «либерализацией» ввоза из западноевропейских стран. В первые послевоенные годы во внешней торговле Австрии, особенно в импорте, резко возросло значение США в связи с поставками по «плану Маршалла». В 1950 и 1951 гг. Соединенные Штаты стояли на первом месте по количеству товаров, ввезенных в Австрию. В 1952 г. на первое место вышла Западная Германия, а в 1954 г. Англия и Италия уже обогнали США. В 1955 г. в связи с начавшейся «либерализацией» импорта из долларовых стран удельный вес США вновь увеличился и в 1956 г. США вышли в австрийском импорте на второе место после ФРГ.
ФРГ является наиболее значительным контрагентом Австрии во внешней торговле, она занимает первое место по экспорту и импорту. Еще в довоенные годы Германия играла видную роль во внешней торговле Австрии. Наибольший удельный вес в австрийском импорте был достигнут в 1931 г., когда он составлял 21,8%, а в экспорте в 1928 г. - 18,4%.
После мирового кризиса 1929-1933 гг. и начала проведения политики автаркии фашистской Германией, ее доля в австрийском импорте и экспорте сократилась, составив в 1937 г. 14,8% и 16,1% соответственно. Торговый баланс Австрии в торговле с Германией был постоянно пассивным. В отдельные наиболее благоприятные годы австрийский экспорт покрывал около 77% импорта, в наиболее неблагоприятные - только 43%, составляя в среднем около 60%.
После войны торговля возобновилась на базе обмена австрийской электроэнергии на рурский уголь. В 1950 г. Западная Германия уже заняла первое место во внешнеторговом обороте Австрии.
Ввоз из Западной Германии особенно сильно увеличился после проведения в мае 1954 г. 75%-ной «либерализации» импорта, в связи с чем пассив австрийского торгового баланса значительно вырос. В 1952 г., до начала действия «либерализации», австрийский экспорт покрывал около 72% импорта из Германии, а в 1956 г. стал покрывать лишь 60%.
Австрийский импорт из Западной Германии состоит на две трети из машин, транспортных средств и каменного угля. Особенно значительно увеличился ввоз легковых и грузовых автомашин после проведения «либерализации» и снижения таможенных пошлин. Ввоз западногерманских автомашин захлестнул австрийский внутренний рынок, в связи с чем создалось серьезное положение в автомобильной промышленности страны. Ввоз легковых автомобилей из Западной Германии в 1956 г. достиг 29 182 шт. и грузовых 3216 шт., в то время как в 1937 г. было ввезено 183 легковых и только 6 грузовых автомашин.
В австрийском экспорте в Западную Германию преобладают пиломатериалы, бумага и целлюлоза, электроэнергия и черные металлы. Особенно значительны поставки австрийской гидроэнергии, которые составляют около 15% всего производства страны.
Большие размеры принял экспорт черных металлов и стального листа, составив в 1956 г. 168,8 тыс. т против 6 тыс. т в 1937 г. Эти поставки сыграли «особую роль при восстановлении германского торгового флота», а в настоящее время способствуют расширению экспансии западногерманской автомобильной промышленности.
На Венской промышленной выставке был показан кузов легковой автомашины немецкой фирмы «Оппель», изготовленный из холоднокатаного листа, поставляемого австрийской фирмой «Фёст» этому крупнейшему автомобильному заводу Западной Германии.
Этот пример показывает сущность торговых отношений между Австрией и Западной Германией. В последние годы Австрия превратилась в поставщика сырья и полуфабрикатов для западногерманской промышленности, а с другой стороны, она стала значительным потребителем западногерманской готовой продукции, несмотря на наличие внутри страны высокоразвитой обрабатывающей промышленности. Австрия постоянно имеет пассивный торговый и платежный баланс с Западной Германией. В последнее время в связи с наплывом западногерманских туристов в Австрию, страна получила возможность несколько уменьшить свою задолженность по платежному балансу. В отдельные годы доходы от туризма покрывают от одной трети до половины пассива торгового баланса.
Однако постоянный торговый и платежный дефицит Австрии заставляет многих австрийских экономистов искать более радикальные меры для исправления положения. В мартовском номере (1955 г.) журнала австрийского института экономических исследований, например, предлагается уменьшить импорт угля из ФРГ за счет ввоза его из Польши и Чехословакии и сократить импорт автомобилей за счет развития собственного производства.
Италия занимает второе место во внешнеторговом обороте Австрии. Наиболее значителен удельный вес этой страны в австрийском экспорте, где она прочно занимает второе место. В австрийском импорте Италия занимает третье место.
Расширение торговли между Австрией и Италией, особенно в последнее время, происходило за счет уменьшения торговли обеих стран со странами Дунайского бассейна.
Около 80% австрийского экспорта в Италию составляют продукция металлургии, пиломатериалы, целлюлоза и живой скот. В последние годы итальянский рынок стал значительным потребителем австрийских лесоматериалов, куда направлялось около 30% всего австрийского экспорта леса. В 1956 г. австрийский экспорт леса в Италию составил 1,8 млрд. шилл. т е 50% всего австрийского экспорта в Италию.
Большое место в австрийском экспорте в Италию занимает также продукция металлургической промышленности. Несмотря на высокие оградительные пошлины, которые распространяются на все страны, не входящие в «Европейское объединение угля и стали», австрийская металлургическая промышленность успешно конкурирует на итальянском рынке. В 1956 г. в Италию было вывезено 285 тыс. т черных металлов на сумму около 0,7 млрд. шилл., что составляло 20,8% всего австрийского экспорта черных металлов и 19% всего австрийского экспорта в Италию. В целом в австрийском экспорте сырье и полуфабрикаты по сравнению с довоенным временем занимают значительно большее место. В австрийском импорте, наоборот, произошел сдвиг в сторону увеличения доли готовых изделий. Особенно усилился ввоз автомобилей и готовых автомобильных деталей для сборки легковых автомашин на австрийской фирме «Штейер-Деймлер-Пух». В 1956 г. было ввезено 11216 легковых автомобилей. Значительно вырос импорт различных металлических труб, пишущих и счетных машин. Ввоз продовольствия из Италии несколько сократился по сравнению с довоенным временем.
Торговый и платежный баланс Австрии с Италией постоянно активный, причем превышение австрийского экспорта над импортом в последнее время достигло свыше 1,5 млрд. шилл. Пассив торгового баланса уменьшается Италией за счет доходов от австрийских туристов. В последние годы из этого источника покрывается 1/4-1/5 итальянской задолженности по торговому балансу.
США. До войны США не были значительным торговым контрагентом Австрии, но в первые послевоенные годы импорт из Соединенных Штатов принял большие размеры.
Увеличение роли США происходило главным образом за счет резкого сокращения торговли Австрии со странами Центральной и Восточной Европы. По мере восстановления европейской торговли значение США в австрийском товарообороте падает, но все же продолжает оставаться значительным.
В 1952 г. импорт из США стал резко сокращаться, однако количество американских товаров на австрийском рынке уменьшилось незначительно. Это объясняется тем, что с 1953 г. особенно сильно вырос «косвенный импорт» из США, который в конце 1954 г. превысил прямой импорт. «Косвенный импорт» американских товаров осуществлялся главным образом через Западную Германию, Швейцарию и Англию. Это своеобразное явление было вызвано тем, что Австрия проводила в эти годы политику «либерализации» импорта из стран Европейского объединения и американским монополиям было целесообразно осуществлять реализацию товаров на австрийском рынке через своих западноевропейских партнеров. С началом «либерализации» импорта из долларовых стран значение «косвенного импорта» американских товаров сильно уменьшилось.
Австрийский ввоз из Соединенных Штатов состоит из зерна, хлопка, табака, угля (в связи с сокращением поставок из Западной Германии), автомобилей и др. В 1956 г. удельный вес угля в общем импорте Австрии из США составил 37%.
Импорт сельскохозяйственных продуктов из США крайне невыгоден для Австрии в связи с большими транспортными расходами, но ввоз продолжается, так как Австрия искусственно сокращала торговлю со странами Дунайского бассейна, откуда раньше поступала основная масса этих товаров. В начале 1956г. США предоставили Австрии кредит в 580 млн. шилл. для закупки американских сельскохозяйственных продуктов. Это мероприятие должно было способствовать увеличению американского экспорта сельскохозяйственных товаров в Австрию. Австрийский экспорт в США в послевоенные годы претерпел ряд изменений. Во время войны в Корее значительное место в экспорте занимал вывоз алюминия, азотных удобрений, изделий из джута и целлюлозы. С окончанием войны цены на эти товары на американском рынке упали, и видное место в австрийском экспорте заняли изделия тирольской кустарной промышленности (около 30% всего экспорта), вязаные изделия из шерсти, велосипеды, продукция электротехнической промышленности и др.
В целом можно считать, что австрийский экспорт в США состоит преимущественно из изделий ремесленников и продукции отраслей промышленности, выполняющих отдельные заказы.
Возможности расширения австрийского экспорта в США затруднены тем обстоятельством, что большинство экспортеров - это маленькие фирмы, которые не обладают достаточными средствами чтобы выдержать «непостоянство импортной политики США, особенно в области тарифов, антидемпинговых пошлин и др.». Так, изучение тарифной комиссией США вопроса об импортных пошлинах на велосипеды испугало мелких австрийских промышленников, и экспорт велосипедов в США сократился.
Англия занимает в последнее время четвертое место в австрийском товарообороте. Между обеими странами не существует торгового соглашения, и торговля ведется на базе отдельных сделок.
Вскоре после окончания войны Англия установила импортные квоты для ряда европейских стран. Квота Австрии была равна 900 тыс. ф. ст. Поскольку Австрия очень скоро достигла этого предела, то установленная квота пересматривалась несколько раз.
«Возможности развития австрийского экспорта в Великобританию находились до недавнего времени в зависимости главным образом от британских импортных ограничений. Австрийский экспорт в Великобританию увеличивался в точном соответствии с объемом сокращения английских ограничений», - отмечает журнал «Статист». В стоимость австрийского экспорта в Великобританию включаются частично и поставки в страны стерлинговой зоны (включая Канаду). Такого рода операции увеличиваются с каждым годом. В 1953 г. они достигли 272,9 млн. шилл., в 1954 г. - 415,5 млн. шилл., в 1955 г. - 460,2 млн. шилл.
Из стран стерлинговой зоны Австрия наиболее интенсивно торговала с Индией (австрийский экспорт в 1955 г. составил 198,1 млн. шилл., в том числе 69,4 млн. шилл. через Англию), Австралией и Южно-Африканским Союзом. Англия выступает посредником также при импорте товаров Австрией из этих стран.
В австрийском экспорте в Англию преобладает несколько товарных позиций: пиломатериалы, бумага, чугун и текстильная пряжа. Экспорт пиломатериалов в Англию резко увеличился в 1951 г., когда был отменен контроль и цены на английском внутреннем рынке значительно поднялись. В эти годы австрийские экспортеры, несмотря на большие транспортные расходы, сумели выдержать конкурентную борьбу с поставщиками пиломатериалов из Скандинавских стран. Однако в последующие годы Австрии не удалось удержать своих позиций на английском рынке, и лес в больших количествах направлялся в соседнюю Италию.
Другая крупная статья австрийского экспорта - чугун, вывоз которого играл большую роль в 1952-1953 гг. Впоследствии экспорт чугуна в Англию значительно сократился.
В австрийском импорте большую роль играют поставки сырья и продовольствия - шерсть, джут, каучук, никель, зерно, какао, чай и др., которые поступают, частично через Англию, из стран Британского содружества наций.
Торговля Австрии с социалистическими странами. До войны свыше трети всей австрийской внешней торговли приходилось на страны Центральной и Восточной Европы.
Торговля Австрии с социалистическими странами продолжала оставаться значительной и в первые послевоенные годы. Позднее, с началом проведения политики искусственного ограничения торговли с этими странами, их удельный вес в австрийском внешнеторговом обороте сократился и в 1956 г. составил по экспорту 15,3% и по импорту 11,5%.
Такая политика нанесла большой ущерб австрийской внешней торговле и ослабила ее позиции на мировых рынках. «Различные австрийские товары, которые ранее исключительно или в значительной степени реализовались в восточных странах - на западных рынках не могут быть проданы или продаются с большим трудом», - отмечает австрийский экономист д-р Рейхард. Венский деловой журнал «Дер Эстеррейхише Фольксвирт» писал, что «ограничения в торговле между Востоком и Западом коснулись Австрии значительно сильнее, чем других западноевропейских стран, так как до войны эта торговля имела для Австрии несомненно большее значение, чем для большинства других стран». В 1955-1956 гг. наметилось некоторое оживление торговли Австрии с социалистическими странами, чему немало способствовало заключение Государственного договора. «Возобновление торговли с Востоком, что предполагается в связи с заключением Государственного договора, укрепит австрийские позиции в западноевропейском экспорте», - писал вышеупомянутый австрийский экономический журнал. В таком же духе высказывались и другие влиятельные буржуазные органы печати. Так, газета «Ди Прессе» считает, что Вена должна возродить свою старую роль связующего звена в торговле между Востоком и Западом.
Один из руководителей австрийской промышленности Майер-Гунтхоф, выступая по поводу растущего торгового дефицита Австрии, указывал на два возможных источника его устранения - развитие туризма и усиление торговли с Востоком.
Увеличение внешней торговли Австрии с социалистическими странами отвечает ее жизненным интересам.
В австрийском импорте из социалистических стран большое место занимает ввоз угля.
Следует отметить, что Австрия является одним из наиболее крупных потребителей угля, экспортируемого социалистическими странами. В 1955 г. общий экспорт угля из социалистических стран в западные страны составил 10,5 млн. т, из которых 2 млн. т приходилось на Австрию. Значительное место в австрийском импорте занимает также ввоз зерна. Австрия стоит на втором месте среди западноевропейских стран (после Финляндии) по импорту зерна из социалистических стран. В 1955 г. общий экспорт зерна в западные страны составил около 1,1 млн. т, из которых на Австрию приходится 179 тыс. т. Поставками зерна из социалистических стран покрывается около трети импортной потребности Австрии. В целом около 70% австрийского импорта из социалистических стран в 1956 г. составляли четыре товарные группы: уголь, зерно, машины и живой скот.
В австрийском экспорте в социалистические страны преобладают черные металлы, машины, транспортные средства, химикаты, пиломатериалы и др.
Особое место в австрийском экспорте занимают черные металлы, в основном прокат. В 1955 г. около 27% всего австрийского экспорта в социалистические страны составил вывоз черных металлов, что равно 18% всего австрийского экспорта металлов, а в 1956 г. доля социалистических стран поднялась до 21%.
В этой области успешно осуществляется экономическое сотрудничество между Австрией и этими странами. В начале 1956 г. была достигнута договоренность о поставках из Чехословакии заготовок для прокатных станов фирмы «Фёст» в г. Линце в обмен на продукцию австрийского проката. Эта сделка имеет большое значение для австрийской металлургии, поскольку в Австрии имеются большие незагруженные прокатные мощности.
Недавно генеральный директор фирмы «Фёст» Хитцингер сообщил, что уже состоялись переговоры с Чехословакией и Венгрией о строительстве в этих странах металлургических заводов по австрийскому патенту на производство стали с помощью кислородного дутья (бласшталь). Видное место в австрийском экспорте занимает вывоз машин и транспортных средств. В 1954 г. около 26% и в 1955 г. 20% общего австрийского экспорта машин и средств транспорта направлялось в социалистические страны. В 1956 г. в эти страны направлялось 96% всего австрийского экспорта гидротурбин, 95% экспорта паровых котлов, 67% экспорта дизельлокомотивов, 60% экспорта кабеля и изолированного провода и 54% экспорта электромоторов и динамомашин.
Крупным потребителем австрийских пиломатериалов продолжает оставаться Венгрия.
В целом черные металлы, машины, химикаты и пиломатериалы составляют около 70% австрийского экспорта в социалистические страны. В торговле Австрии с социалистическими странами в довоенные годы первое место занимала Чехословакия, затем шли Венгрия, Югославия, Румыния и др. После войны произошло изменение. В 1956 г. на первое место по общему товарообороту вышла Польша, на долю которой приходится свыше одной пятой всей австрийской торговли с социалистическими странами.
По сравнению с довоенным временем уменьшился удельный вес Чехословакии (за счет сокращения поставок угля), Румынии (прекращение поставок нефти) и Югославии. За счет этих стран произошло увеличение удельного веса Польши и Советского Союза. Торговля с ГДР также растет быстрыми темпами.
Торговые отношения между Австрией и Советским Союзом стали налаживаться в начале двадцатых годов, когда было создано смешанное русско-австрийское торговое и промышленное общество «Русавсторг», в которое вошло 12 австрийских металлургических и машиностроительных фирм, а также группа банков.
В торговле принимали участие и другие австрийские фирмы, не входившие в смешанное общество. Наиболее успешным годом в торговле между двумя странами был 1931 г., когда австрийский экспорт в СССР составил около 2,9% от общего экспорта страны, а импорт - около 1,4%. В послевоенные годы торговля между обеими странами возобновилась на базе отдельных компенсационных сделок. Важным этапом в развитии советско-австрийских торговых отношений было заключение в октябре 1955 г. пятилетнего торгового соглашения. Это соглашение означало для Австрии не только обеспечение на несколько лет вперед сырьем и полуфабрикатами некоторых отраслей промышленности, но и гарантировало сбыт их продукции. Соглашение увеличивало занятость в австрийской промышленности, укрепляло экономику страны. Следует отметить, что торговое соглашение сроком на пять лет Австрия подписала впервые за все время существования республики. Оно было встречено с одобрением как государственными деятелями, так и широкой общественностью страны.
Федеральный канцлер Ю. Рааб в своем выступлении по радио отметил, что «с торгово-политической точки зрения соглашение с Советским Союзом можно оценить как очень благоприятное». В результате заключения соглашения товарооборот между обеими странами увеличился в несколько раз. Так, в 1954 г. товарооборот между обеими странами составлял 42 5 млн. шилл. В первый же год после заключения торгового соглашения - в 1955 г. он увеличился до 240,5 млн. шилл., а в 1956 г. достиг уже 567,1 млн. шилл.
В октябре 1956 г. в результате переговоров между торговыми делегациями Советского Союза и Австрии в Москве был подписан протокол о взаимных поставках товаров на 1957 г.
По новым согласованным спискам объем ежегодных поставок с каждой стороны в течение второго договорного года увеличивается до 33 млн. долл., что означает рост контингентов по сравнению с прошлым годом почти на одну треть.
Например, предусмотрено увеличение экспорта в СССР проката с 2 тыс. т до 31 тыс. т, оборудования для лесной и пищевой промышленности в 3 раза (до 750 тыс. долл.), кузнечно-прессового оборудования в 2 раза (до 625 тыс. долл.). Впервые предусмотрен импорт морского кабеля (1000 км), шарикоподшипников (1,5 млн.), кардной ткани (1,25 млн. долл.), штапельного волокна (1 000 т), автобусов и т. д. Кроме того, была достигнута договоренность об обмене товарами широкого потребления: с австрийской стороны - текстиль, обувь, вина, фото- и киноаппараты; с советской стороны - чай, рыбные консервы, водочные изделия и прочее.
Подводя итоги работы первого договорного года, австрийская газета «Винер Цейтунг» писала:
«Контингенты первого договорного года были использованы в ожидаемых размерах. Так как обе страны в этом году в некоторой степени узнали друг друга, ожидается, что новые, в значительной степени увеличенные контингенты должны быть использованы еще лучше, чем это было в первом договорном году».
В течение 1957 г. советско-австрийская торговля развивалась успешно. Австрийский импорт из Советского Союза включает некоторые виды важнейшего промышленного оборудования, сырья для промышленности и продовольствие.
Особое значение имеют поставки бурового оборудования для австрийской нефтяной промышленности. Советское нефтяное оборудование, которое сейчас действует на нефтяных полях Австрии, уже хорошо освоено и получило широкое признание австрийских специалистов. Поэтому дальнейшие поставки этого оборудования представляют большой интерес для австрийской нефтяной промышленности.
В значительных количествах для австрийской металлургической промышленности поставляются ферросплавы. Для австрийской металлургии эти поставки представляют большой интерес, поскольку Австрия испытывает значительные трудности в приобретении этих материалов на западных рынках.
В связи с первыми крупными поставками советского угля, в Австрии создано специальное общество «Донец Импорт Колен Хандельс Гмбх», которое занимается ввозом и распределением угля. В 1956 г. около 7,6% всего австрийского импорта кокса было ввезено из Советского Союза. Большое значение для австрийской текстильной промышленности имеют поставки советского хлопка. В 1956 г. около 12,6% всего импорта хлопка приходилось на ввоз из Советского Союза.
Поставки кормового ячменя из Советского Союза составили в 1956 г. 18% всего австрийского импорта этого продукта. В советском экспортном списке в 1957 г. появилась новая позиция, отражающая поставки в Австрию продукции автомобилестроения Советского Союза. В числе этих товаров находится новая модель легковой автомашины «Москвич», которая впервые была показана на осенней Венской выставке в 1956 г. и вызвала большой интерес у австрийских покупателей. Газета «Винер Цейтунг» писала, что «автомобили типа «Москвич» могут составить серьезную конкуренцию немецким, французским и британским автомашинам этого класса».
Австрийский экспорт в Советский Союз состоит в основном из продукции металлургической, машиностроительной и электротехнической промышленности. Большой интерес для обеих сторон представляют поставки австрийского проката, автобусов, дизельлокомотивов, кабеля и др. Советские заказы на продукцию австрийского автостроения имеют особенно большое значение, поскольку эта отрасль испытывает трудности, в связи с иностранной конкуренцией, в реализации своих изделий не только на внешних рынках, но и на внутреннем. Получив возможность экспортировать свою продукцию на Восток, австрийская автомобильная промышленность сможет удержать производство на существующем уровне.
Большое значение имеют советские заказы для австрийского транспортного машиностроения, о чем позволяет судить следующее сообщение газеты «Нейес Эстеррейх»: «Австрийская фирма «Енбахерверке» благодаря советским заказам смогла увеличить производство дизельлокомотивов этой серии почти на 100 %». В целом в 1956 г. на поставки в Советский Союз приходилось 7% всего австрийского экспорта машин и средств транспорта.
В последние годы усилились торговые связи Австрии с Китайской Народной Республикой.
В начале 1956 г. по приглашению китайских внешнеторговых организаций в Пекин прибыла большая группа представителей ведущих австрийских фирм «Фёст», «Бр. Бёлер», «Альпине Монтан», «Фойт», «Сименс», «Штейер-Деймлер-Пух» и др. В результате переговоров были заключены сделки на общую сумму 375 млн. шилл. Значительная часть австрийских поставок оплачивается в свободно конвертируемой валюте через аккредитив. Австрийский экспорт состоит на 42% из машин и транспортных средств, на 47% из химикатов, на 11% из полуфабрикатов. Крупный заказ на изготовление машин для производства бумаги (на 80 млн. шилл.) получила фирма «Фойт». Это самый большой заказ, когда-либо полученный фирмой от какого-либо заказчика. Другой крупный заказ был выдан фирме «Штейер-Деймлер-Пух» на поставку грузовиков и тракторов.
Торговля с Китаем представляет особый интерес для австрийской химической промышленности. Крупнейшее предприятие этой отрасли «Эстеррейхише Штикштоффверке», работающее в основном на экспорт, получило заказ на поставку 200 тыс. т азотных удобрений, что составляет около трети всего экспорта фирмы.
Австрийский импорт из Китая состоит из кормов (50% всего импорта), яиц (14%) и других товаров.
Осенью 1956 г. Китайская Народная Республика впервые участвовала на Венской промышленной выставке, и ее павильон пользовался огромным успехом.

Вернуться в оглавление книги...