Топливно-энергетическая и горнодобывающая промышленность


Для послевоенного развития энергетического баланса страны характерны два явления - сокращение удельного веса угля в общем энергетическом потреблении страны и уменьшение зависимости страны от импорта топлива.
Удельный вес угля в общем потреблении энергии за 19501- 1956 гг. сократился на 13%, настолько же приблизительно сократился импорт топлива. Эти два процесса взаимосвязаны. Поскольку из всех основных видов энергии Австрия не располагает в достаточном количестве лишь запасами угля, то основная масса импорта приходится на этот вид топлива. Поэтому по мере сокращения удельного веса угля в энергетическом балансе страны, уменьшается и доля импортного топлива. Удельный вес импортного топлива сокращается и благодаря форсированию добычи местного угля.
Сокращение удельного веса угля, несмотря на то, что в количественном отношении наблюдается некоторый рост, происходит за счет увеличения потребления нефтепродуктов и газа. За последние пять лет их доля в энергетическом балансе страны увеличилась на 9,3%, в 1950 г. она была равна 10,2%, а в 1956 г.- 19,5%. Как источники обеспечения энергией, нефтепродукты и природный газ приближаются по своему значению к гидроэнергии.
Уголь. Этот вид топлива продолжает оставаться основным источником энергии в общем энергетическом балансе страны. Несмотря на сокращение его удельного веса в послевоенный период, по-прежнему более половины всей энергии получается за счет сжигания угля. Общие запасы угля в Австрии незначительны и определяются в 630 млн. т, в том числе 600 млн. т бурого и 30 млн. т каменного угля. Месторождения находятся в Штирии и Верхней Австрии. Путем добычи местного угля покрывается немногим более трети потребности страны.
В послевоенные годы особенно возросла добыча бурого угля. В эту отрасль промышленности были направлены большие капиталовложения, в результате чего добыча в 1956 г. более чем вдвое превышала довоенный объем. В ближайшие годы ожидается менее значительный рост добычи бурого угля. По сообщению журнала австрийского института экономических исследований имеющееся оборудование в штатах в настоящее время уже используется на полную мощность, и строительство новых шахт представляется малорентабельным, в связи с существующими ценами на уголь.
Более половины всей добычи бурого угля приходится на долю фирмы «Альпине Монтан». Добыча каменного угля находится на более низком уровне, чем до войны.
Австрия, как и прежде, зависит от импорта угля. До войны ввозилось около 2/3 потребляемого количества угля, а в первые послевоенные годы ввоз еще более возрос. Сказался износ котельного оборудования, которое не модернизировалось во время войны. Однако уже с 1952 г. удельный вес импортного угля стал последовательно сокращаться и в 1956 г. был на 5,5% ниже по сравнению с довоенным периодом. До войны основная масса импортного угля поступала из стран Центральной и Восточной Европы: Польши, Чехословакии, Венгрии и др., а в 1956 г. на долю этих стран приходилась лишь четвертая часть импорта. В этом же году в Австрию поступила первая партия советского угля - 100 тыс. т, что составляет около 2% всего австрийского импорта угля. Остальной уголь поступает из США (37,1%), ФРГ (26,2%) и др. Уголь из Соединенных Штатов стал ввозиться в значительных количествах в Австрию лишь в последние годы, в связи с сокращением поставок рурского угля; в 1953 г. на долю США приходилось лишь 2,2% всего австрийского импорта угля.
В послевоенный период произошли некоторые изменения в потреблении угля основными отраслями австрийской экономики. Удельный вес транспорта в общем потреблении угля постоянно сокращается и был в 1956 г. более чем вдвое меньше, чем в довоенный период. Это вызвано электрификацией железных дорог и сокращением паровозного парка страны. В настоящее время уже более половины всех железнодорожных перевозок приходится на электрифицированные участки. Однако в связи с тем, что объем грузооборота значительно увеличился, потребление угля транспортом в абсолютных цифрах не сократилось и осталось на довоенном уровне.
В два с половиной раза произошло сокращение удельного веса газовых заводов в потреблении угля, что вызвано в основном усилением использования природного газа как источника тепла. Произошло сокращение отгрузок угля для газовых заводов и в абсолютных цифрах. Сократился и удельный вес бытового потребления угля, хотя в абсолютных цифрах произошло некоторое повышение. Сокращение потребления угля для бытовых целей объясняется тем, что в последнее время широкое распространение получило использование отопительного масла для обогрева домов. Почти в 7 раз возросло потребление угля электростанциями, что увеличило их удельный вес в 1956 г. до 6,6%. В послевоенное время темпы прироста выработки электроэнергии на тепловых станциях превосходили темпы прироста производства на гидростанциях страны, что было вызвано недостатком гидроэнергии в зимнее время. Потребление угля электростанциями особенно увеличилось со вступлением в строй крупнейшей тепловой электростанции страны в г. Линце мощностью в 175 тыс. квт. Во время войны при металлургическом комбинате в г. Линце был построен коксо-химический завод, который стал крупнейшим потребителем угля. В 1956 г. на его долю приходилось 1/5 всего потребляемого угля в стране.
Наиболее крупным потребителем угля по-прежнему остается промышленность, и, хотя ее удельный вес увеличился незначительно, потребление в абсолютных цифрах возросло более чем вдвое.
Резкое увеличение потребления угля промышленностью объясняется в основном расширением производства. Особенно увеличилось потребление угля в первые послевоенные годы. В дальнейшем большинство предприятий легкой промышленности переключилось на отопительное масло, в связи с чем потребление ими угля сократилось.
Однако потребление угля металлургической промышленностью значительно возросло, что обеспечило общее увеличение потребления угля промышленностью. Удельный вес металлургии в потреблении угля промышленностью также увеличился по сравнению с довоенным временем и составил около 50%, в то время как в 1937 г. только 40%. Тем не менее можно говорить об уменьшении значения угля в обеспечении промышленности энергией.
Таким образом, несмотря на увеличение потребления угля промышленностью по сравнению с довоенным временем на 104,6%, потребление его на единицу продукции сократилось на 12,7%. В связи с механизацией и электрификацией промышленности уголь вытесняется другими видами топлива, такими, как нефтепродукты и гидроэнергия.
Электроэнергия. Значительная часть электроэнергии производится на гидростанциях страны. Значение гидроэнергии по сравнению с довоенным временем несколько уменьшилось, и в настоящее время ее удельный вес в энергетическом балансе составляет около 28%. Гидроэнергия является вторым по значению энергетическим источником страны. Потенциальные гидроресурсы Австрии оцениваются в 17 млн. квт с годовой выработкой до 150 млрд. квт-ч, однако экономически целесообразные к использованию резервы значительно меньше и составляют 30-40 млрд. квт-ч. В настоящее время используется около 25% гидроэнергетических ресурсов страны.
Электроэнергия, полученная на тепловых электростанциях, обходится значительно дороже, чем на гидростанциях, но ее удельный вес все же растет, так как гидроэлектроэнергии в зимнее время не хватает.
Дело в том, что большинство гидростанций расположено в горных западных районах страны и выработка электроэнергии сокращается в зимний период в 2-2,5 раза.
Это привело к необходимости расширения производственных мощностей тепловых электростанций, выработка электроэнергии на которых в 1956 г. была в 5 раз больше, чем в 1937 г. За этот же период производство гидроэнергии возросло лишь в 3,5 раза. Около половины всех гидроэнергетических ресурсов страны, которые до последнего времени почти совсем не использовались, приходится на р. Дунай. Строительство гидростанций на этой реке выгодно отличается тем, что производство электроэнергии не находится здесь в такой сильной зависимости от времени года. Так, две крупнейшие гидростанции, расположенные на р. Дунае (первая уже вступила в строй, а вторая строится), могут давать электроэнергию с меньшими колебаниями в течение года.
Кроме того, это строительство значительно приближает источники производства электроэнергии к местам их потребления и сокращает большие потери тока и расходы, связанные с передачей электроэнергии из западных районов страны в восточные. «Первейшая и неотложная задача электрохозяйства состоит в том, чтобы создать энергопроизводство в центре Австрии, с индустриальными областями Вены, Нижней Австрии и Северной Штирии» - к такому выводу приходит видный австрийский энергетик Фас в книге «Гидроэнергетическое и электроэнергетическое хозяйство во Второй республике». А пока существующее положение вынуждает Австрию, испытывающую недостаток в электроэнергии в зимнее время, расширять производство на тепловых станциях и даже импортировать ее. В 1955 г. было импортировано электроэнергии - 412 млн. квт-ч, что составило 4,6% от общего потребления страны, а в 1956 г. импорт достиг 0,5 млрд. квт-ч. Потребление электроэнергии растет более быстрыми темпами, чем производство: по сравнению с довоенным периодом потребление выросло на 320%, а производство - на 303%.
Такое положение в гидроэнергетическом хозяйстве страны сложилось главным образом потому, что в этой области всегда серьезную роль играл иностранный капитал, который заинтересован использовать австрийские гидроэнергетические ресурсы в своих интересах.
В годы войны немецкими компаниями был построен ряд гидростанций в западных землях Австрии для обеспечения электроэнергией южной Германии. Эти гидростанции общей мощностью в 524 тыс. квт не имели никакой связи с основными промышленными центрами Австрии, и большая часть выработанной ими электроэнергии шла в Германию, и только небольшое ее количество поступало в восточные районы страны. В послевоенное время некоторые гидростанции Австрии также поставляют значительную часть своей продукции в ФРГ.
Например, по договору между австрийской фирмой «Форарль-Зергер Илл-Верке А. Г.», которая владеет двумя крупными гидростанциями Фермунт и Родунд и двумя западногерманскими, фирмами «Рейнише-Вестфалищен Электроцитетсверке А. Г.» и «Энергиферзоргунг Швабен А. Г.», австрийская фирма обязуется поставлять в ФРГ до 2010 года 2/3 своей продукции. В 1954/55 г. фирма произвела 946 млн. квт-ч, из них 774 млн. квт-ч было направлено в ФРГ. Кроме того многие гидростанции находятся
в совместном владении Австрии и Западной Германии, и поэтому половина электроэнергии поступает в распоряжение немецких фирм. Экспорт электроэнергии в послевоенное время достиг значительных размеров, составляя 14-15% от общего производства. Огромные запасы гидроэнергии Австрии привлекают внимание и других западноевропейских государств.
В 1952 г. в Иннсбруке состоялось совещание представителей Австрии, ФРГ, Италии и Франции, которые обсуждали вопрос о совместном использовании австрийских гидроресурсов. В декабре 1954 г. эти государства образовали общество «Интеральпен», которое выработало предложения о строительстве в Тироле 13 гидростанций с годовой производительностью в 3,3 млрд. квт-ч, и в Форарльберге 5 гидростанций с производительностью 0,9 млрд. квт-ч. Гидростанции будут находиться во владении этого общества, причем каждой стране будет принадлежать 25% акций. Около 2/3 производства электроэнергии будет экспортироваться по себестоимости.
Иностранный капитал, который усиленно внедряется в австрийское гидроэнергетическое хозяйство, стремится закрепить существующее положение.
В строительство гидростанций, осуществленное в Австрии за период с 1947 по 1954 г., было вложено 4,1 млрд. шилл., из них около 75% составляет иностранный капитал. Почти все иностранные капиталовложения приходились на гидростанции, расположенные в западных районах страны.
Основным потребителем электроэнергии в Австрии является промышленность, на долю которой в 1956 г. приходилось около 57-60% общего потребления. Наибольшее количество электроэнергии потребляется крупнейшими предприятиями страны.
Особенно резко увеличилось потребление электроэнергии комбинатом в г. Рансхофене, в связи с ростом выпуска алюминия. Значительно возросло потребление электроэнергии металлургическими предприятиями «Альпине Монтан», «Бр. Бёлер» и др. в связи с ростом выплавки электростали.
Потребление электроэнергии железнодорожным транспортом возросло более чем в два раза по сравнению с 1946 г., однако его удельный вес в общем потреблении электроэнергии остался прежним - около 6%.
Бытовое потребление электроэнергии возросло, правда, не столь значительно, как в промышленности и на транспорте, поэтому удельный вес бытового потребления электроэнергии несколько сократился и составлял в последние годы около 18-20%.
Нефть. Значение этого источника энергии в общем энергетическом балансе страны увеличивается с каждым годом. За 1950-1956 гг. удельный вес нефтепродуктов увеличился более чем вдвое и составил в 1956 г. уже 15,3%.
Нефтяные запасы Австрии (в районе Венского бассейна) являются одними из крупнейших в Западной Европе и оцениваются в 95,3 млн. т. К преимуществам австрийских нефтяных месторождений относятся относительно неглубокое залегание нефтяных пластов (около 1700 м), близость к индустриальным центрам и высокое качество нефти.
Добыча нефти в Австрии началась еще в 1930-1932 гг., но значительные размеры она приобрела во время войны.
Во время войны наивысший уровень добычи нефти был достигнут в 1944 г. Почти вся нефть добывалась немецкими фирмами, основной центр добычи находился в районе Цистерсдорфа (нефтяные поля Хаузкирхен и Ст. Ульрих) и Мюльберга.
В первые послевоенные годы добыча нефти резко сократилась, что было вызвано военными разрушениями на территории нефтяных полей, а также истощением старого нефтяного района Цистерсдорфа и др. Однако в результате больших капиталовложений, осуществленных Советским нефтяным управлением, в руки которого перешло немецкое имущество в нефтяной промышленности, уровень нефтедобычи с каждым годом увеличивался.
Рост нефтедобычи был обеспечен также за счет открытия новых нефтяных полей. 12 марта 1949 г. начала поступать нефть из района Матцена, одного из самых крупных нефтяных месторождений Западной Европы. В 1950 г. была обнаружена нефть в районе Адерклаа.
После заключения Государственного договора нефтяная промышленность была передана Австрийскому нефтяному управлению, которое вошло в число национализированных предприятий. В настоящее время в его руках сосредоточено около 95% всей австрийской нефтедобычи; 3,8% в руках двух иностранных фирм «РАГ» - филиал «Ройял Датч Шелл» и «Сокони Вакуум Ойл» и канадской фирмы «Ван-Сикл»; 1,2% в руках частной австрийской фирмы «Эрдэл-Продукционгезельшафт мбх».
Австрийская нефтедобывающая промышленность является наиболее конкурентоспособной в Западной Европе: ее сырая нефть имеет самую низкую себестоимость. Это вызвано тем, что большинство нефтяных скважин фонтанирует, и поэтому не требуется сложного нефтяного оборудования для добычи нефти. Этому способствует также относительно неглубокое залегание нефтяных пластов. На каждую тонну сырой нефти, добытой в Австрии, приходится 9,5-10 см бурения, в то время как в Западной Германии около 23 см. Наличие нефтепроводов, связывающих нефтяные поля с дунайским портом Лобау, значительно удешевляет стоимость транспортировки. Исследования, проведенные Высшей горнопромышленной школой в г. Леобене, показывают, что себестоимость одной тонны сырой австрийской нефти фоб дунайский порт равна 141,65 ав. шилл., причем в эту сумму включены расходы по обнаружению и бурению вновь открываемых нефтяных месторождений. Мировая цена на сырую нефть, в пересчете на австрийские шиллинги, составляет 468 ав. шилл. за тонну, а западногерманская нефть - 442-494 ав. шилл. Австрийская нефтеперерабатывающая промышленность насчитывает 7 нефтеперегонных заводов общей мощностью около 2,3 млн. т в год. До последнего времени заводы - Швехат, Лобау Моосбирбаум принадлежали Австрийскому нефтяному управлению; всего в его руках находилось 83% нефтеперегонных мощностей страны.
Австрийская нефтеперегонная промышленность - единственная в Западной Европе, которая целиком базируется на собственной нефти. Наиболее крупные заводы - Швехат и Лобау - связаны с местами добычи нефти нефтепроводами.
Слабое место австрийской нефтеперерабатывающей промышленности - это, во-первых, устарелое оборудование. Крекинг-процесс ведется только на двух заводах: Швехат и Моосбирбаум. Во-вторых, относительно малая мощность каждого завода; самый крупный завод Швехат имеет мощность около 660 тыс. т в год. Это удорожает стоимость нефтепереработки и уменьшает конкурентную способность австрийских нефтеперегонных заводов в борьбе за покупателя на внутреннем рынке, куда, воспользовавшись «либерализацией» импорта, проникли иностранные нефтяные монополии «Шелл», «Эссо» и др.
Производственные мощности австрийской нефтеперерабатывающей промышленности вполне достаточны для удовлетворения потребностей страны в нефтепродуктах, однако в связи с иностранной конкуренцией, особенно по бензину, используются не на полную мощность. В отчете Австрийского института экономических исследований за февраль 1956 г. сообщается, что «местные нефтеперерабатывающие предприятия поставлены в трудное положение в связи с иностранной конкуренцией».
Ввоз бензина в последние годы принял значительные размеры и составил в 1953 г. - 1,3 тыс. т; в 1954 г. - 30,6 тыс. т; в 1955 г. - 97,2 тыс. т. В первой половине 1956 г. доля импортного бензина в общем потреблении страны достигла 40%.
Потребности страны в других нефтепродуктах удовлетворяются в значительной степени местным производством. Производство нефтепродуктов в 1956 г. достигло 1,8 млн. т, в том числе отопительное масло - 980 тыс. т, дизельное топливо - 531 тыс. т и бензин - 219 тыс. т. Потребление основных нефтепродуктов увеличилось по сравнению с довоенным временем более чем в семь раз. Рост потребления бензина и дизельного топлива вызван прежде всего увеличением автомобильного парка страны. Большое значение приобрело использование дизельного топлива, поскольку большинство действующих грузовых автомобилей и автобусов имеют дизельные моторы. В настоящее время дизельное топливо в Австрии потребляется в тех же количествах, что и бензин, хотя до войны этот вид горючего почти не использовался.
По сравнению с довоенным временем в 11 раз увеличилось потребление отопительного масла, которое вытесняет уголь как источник тепла для обогрева промышленных и жилых зданий.
Австрийская нефть привлекает внимание крупнейших нефтяных монополий мира. В декабре 1955 г. стало известно, что западные державы, используя стремление австрийского народа к независимости, незадолго до заключения Государственного договора навязали Австрии так называемый «Венский меморандум». По условиям этого соглашения в руки англо-американских нефтяных компаний («Ройял Дач Шелл», «Сокони Вакуум Ойл» и «Стандарт Ойл оф Нью Джерси») должны перейти нефтеперегонный завод в Лобау и 50% акций завода в Корнейбурге, права на бурение в крупнейшем нефтяном районе Матцен, где сосредоточено около 80% всех нефтяных запасов страны, крупнейший нефтепровод Цистерсдорф - Вена и др. Одновременно с «Венским меморандумом» было подписано франко-австрийское соглашение, по которому нефтеперегонный завод в Швехате должен перейти в собственность фирмы «Сосиете Франсез Индустриэль э Коммерсиаль дё Петроль».
Выполнение условий этих соглашений будет означать по существу переход австрийской нефтяной промышленности в руки иностранных компаний. Около 73,5% нефтеперерабатывающих мощностей, крупнейший нефтепровод страны и права на бурение в самом производительном и перспективном нефтяном районе Австрии окажутся во владении иностранного капитала. Общественность страны и представители деловых кругов выступают против выполнения условий этих соглашений, поскольку претензии западных монополий не имеют никаких юридических оснований. Эти нефтяные предприятия были построены немецкими филиалами англо-американских фирм, но на деньги германского военного ведомства. А главное, австрийская нефтяная промышленность, разрушенная во время войны, была по существу заново создана уже в послевоенные годы.
В декабре 1957 г. стало известно, что нефтеперерабатывающий завод в Лобау и нефтепровод Цистерсдорф-Лобау были переданы в руки американо-английских нефтяных компаний.
Природный газ. Этот источник энергии в послевоенное время начинает приобретать все большее значение. Правда, его удельный вес в энергетическом балансе страны незначителен, в 1956 г. он достиг только 4,2%, но потребление газа постоянно увеличивается. Общие запасы природного газа оцениваются в 20 млрд. м3.
Промышленная добыча газа началась по существу уже в послевоенный период, когда были обнаружены крупнейшие газовые месторождения в районе Цверндорфа, запасы которого составляют 16 млрд. м3. В настоящее время Австрия по добыче природного газа занимает второе место в Западной Европе после Италии.
Удельный вес газа, получаемого из чисто газовых месторождений, увеличивается с каждым годом и в 1955 г. составил около 56%. Объем существующих запасов позволяет увеличить ежегодный уровень добычи газа до 1,2 млрд. м3, однако проблема сейчас заключается в другом - устранить потери газа при добыче. Ежегодно пропадает около 40% всего добываемого газа.
Большое значение для промышленного применения газа имеют построенные советским нефтяным управлением в послевоенное время газопроводы Матцен - Вена в 1949 г. и Цверндорф - Вена в 1954 г. Наиболее значительными потребителями природного газа являются тепловые электростанции и газовые заводы, их доля в общем потреблении газа увеличилась до 97,2% в 1955 г. Общее потребление газа в этом году составило около 456 млн. м3, что по калорийности равно 0,6 млн. т каменного угля (15% всего импорта угля).
Широкое использование газа на тепловых электростанциях вызвано тем, что этот вид топлива гораздо дешевле бурого угля. В последние годы уже около трети всей электроэнергии, вырабатываемой на тепловых электростанциях, получалось за счет использования природного газа. Большое перспективное значение имеет использование природного газа для металлургической промышленности. В настоящее время генераторный газ для плавки металла в мартеновских печах получается из угля, который Австрия ввозит из-за границы. Понятно, что это значительно удорожает стоимость продукции австрийской металлургической промышленности и снижает ее конкурентную способность. Переход на снабжение природным газом будет иметь большое значение, так как тепло, полученное от газа, значительно дешевле не только дорогого импортного угля, но и относительно дешевого местного угля.
В феврале 1956 г. было образовано акционерное общество «Штудиенгезельшафт фюр Эрдгазферзоргунг Гмбх», в задачи которого входит постройка газопровода Венский Бассейн - Штирия для обеспечения металлургической промышленности природным газом. Учредители этого общества - основные металлургические фирмы страны «Альпине Монтан», «Фёст», «Бр. Бёлер»; а также Австрийское нефтяное управление. Большое значение имеет также использование природного газа как сырья для химической промышленности.
Горнодобывающая промышленность получила значительное развитие в послевоенный период, что было вызвано потребностями тяжелой индустрии страны. Однако темпы развития горнодобывающей промышленности отставали от общего индекса развития промышленного производства.
Австрия обладает довольно значительными запасами высококачественной руды в районе горы Эрцберг, которые оцениваются в 200 млн. т. Незначительное содержание в руде серы и фосфора дает возможность получения высококачественных сортов стали. В связи с большими капиталовложениями в горнорудную промышленность добыча железной руды сильно возросла. В 1956 г. добыча железной руды превышала довоенный уровень на 73%. Однако рост добычи железной руды отстает от потребностей австрийской черной металлургии. Если до войны Австрия экспортировала часть добываемой руды, то в послевоенные годы, особенно в последнее время, Австрия вынуждена прибегнуть к импорту. Ввоз железной руды в 1956 г. составил около 1 млн. т. Руда импортируется из Западной Германии, Швеции, Норвегии и др.
В 1955-1956 гг. концерн «Альпине Монтан», в руках которого сосредоточена почти вся добыча железной руды, осуществил большие капиталовложения, в связи с чем в ближайшее время ожидается увеличение добычи.
В послевоенные годы значительно увеличилась добыча медных руд, что способствовало росту выплавки металла. Добыча свинцово-цинковых руд возросла в меньших размерах. Запасы этих видов полезных ископаемых в Австрии небольшие.
Добыча бокситов, общие запасы которых составляют 0,5 млн. т с 50%-ным содержанием, не имеет большого значения для алюминиевой промышленности страны, поскольку в Австрии нет заводов по переработке бокситов в глинозем. Сырье для выплавки алюминия завозится главным образом из Западной Германии.
Из нерудных полезных ископаемых наибольшее значение имеет добыча магнезита и графита. В 1937 г. на долю Австрии приходилось 43% мировой добычи магнезита, а в послевоенное время около 48-50%. Особенно значительное развитие в последние годы получила магнезитовая промышленность. Рост добычи магнезита тесно связан с развитием металлургической промышленности других капиталистических стран, поскольку основная масса магнезита идет на производство различных огнеупорных изделий для металлургии и вывозится. В 1956 г. на экспорт направлялось около 80% всей добычи. В магнезитовой промышленности монопольное положение занимают три фирмы «Файчер Магнезит А. Г.», «Эстеррейхише-Американишен Магнезит А. Г.» и «Камингверке А. Г.». Первая принадлежит франко-бельгийскому капиталу, две последних - американскому. Магнезитовая промышленность Австрии, таким образом, целиком находится в иностранных руках.

Вернуться в оглавление книги...