Торговый договор СССР


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Нормальные политические и экономические взаимоотношения с другими странами начались у нас в 1918 г., когда 3 марта был подписан мирный договор с Германией, содержавший специальное приложение по экономическим вопросам.
Этот договор был невыгоден для России, но практически экономическая связь не была восстановлена, т. к. Германская империя перестала существовать с осени того же года. Следующими актами явились соглашения с вновь возникшими государствами на бывшей территории России. Но значительным первым торговым соглашением было подписание договора с Англией 16 марта 1921 г., по которому тогда РСФСР могла ввозить в Англию свои товары, иметь торговых агентов и представителей. Этот договор, который дал возможность советскому правительству начать организованно внешнюю торговлю имел, большое политическое и практическое значение, т. к. фактически вводил РСФСР в международный обмен, свидетельствовал о том, что капиталистический мир не может уже игнорировать советское государство. Но нельзя считать, что после этого договора установились нормальные взаимоотношения с Англией и другими странами,— РСФСР не была еще признана де-юре, и на пути торговли чинились многие препятствия (бойкот золота — „золотая блокада") которые тармозили развитие экспорта и импорта.
На состоявшихся в 1922 году Генуэзской и затем Гаагской конференциях с участием представителей РСФСР и УССР были сделаны попытки со стороны европейских стран экономически и политически закабалить советские страны, но переговоры не привели ни к каким практическим результатам, и соглашение не состоялось. На первой из конференций был подписан торговый договор с Германией (Раппальский — 16 апреля 1922 г.), который устанавливал равноправие сторон и давал возможность вести оформленные торговые сношения.
Следующим этапом во внешней торговле следует считать заключение в 1924 году договоров с Италией и Францией, по которым правительство СССР признавалось де - юре, устанавливались соглашения по всем пунктам торговли, признавалось монополия торговли и т. д. В настоящее время СССР может выступать на европейском внешнем рынке, свободно осуществляя монополию во внешней торговли и имея своих торговых представителей во всех странах.
Такова в общих чертах наша политика во внешней торговле. За годы революции она перестроилась незначительно, получив в процессе развития большую отчетливость и определенность. Развитие новой экономической политики только укрепило монополию государства, как один из основных элементов нашего государственного капитализма.
И партийная конференция в декабре 1923 года в резолюции по экономическому строительству твердо подчеркивает необходимость сохранения этой политики и впредь. Одновременно она указывает на необходимость регулировать ввоз и вывоз на учете действительного состояния нашего хозяйства и его интересов.
Резолюция говорит:
„Одним из основных элементов всей хозяйственной политики партии является монополия внешней торговли. Монополия внешней торговли вполне оправдала себя, в частности, в условиях НЭП'а и как орудие охраны богатств страны от расхищения их туземным и иностранным капиталом, и как средство социалистического накопления.
Только целиком охраняя систему монополии внешней торговли, мы могли добиться уже сейчас активного торгового баланса и сосредоточить доходы от внешней торговли в руках государства.
Препятствуя всячески трате народных средств на ввоз в страну предметов, которые могут быть произведены внутри ее, монополия внешней торговли дает возможность организовать планомерный ввоз в страну тех продуктов, кои необходимы для развития нашей промышленности и крестьянского хозяйства. Монополия внешней торговли должна быть и в дальнейшем целиком сохранена, как важнейший, особенно в период НЭП'а, элемент хозяйственной политики партии".
И затем та же резолюция намечает ряд практических заданий.
1. Принять дальнейшие меры к закреплению монополии внешней торговли.
2. Привлекать иностранный капитал в дело внешней торговли, поощряя организацию смешанных обществ по экспорту и импорту. 3. Провести связанный с основными хозяйственными планами экспортно - импортный план, обеспечивающий активный торговый баланс (перевес вывоза над ввозом) и снабжение советской промышленности дешевым сырьем, материалами и полуфабрикатами.
4. Максимальное развитие заграничного кредита под экспорт.

Выводы.
1. В период старой экономической политики внутренняя торговля постепенно разрушалась, так как государственное распределение продуктов, изъятие хлебных и продовольственных запасов и национализация промышленности исключали необходимость торговых операций.
2. Существовал нелегальный рынок, границы которого должны были суживаться по мере того, как государственный налоговой аппарат укреплялся, а частная промышленность разрушалась. Но, благодаря общей разрухе, государство вынуждено было не только бороться с рынком, уничтожая его, но и использовывало его, извлекая товары путем выплаты рабочим и служащим денег, на которые они приобретали недостающие им по натуральному снабжению товары на рынке.
3. С восстановлением частной промышленности и предоставлением крестьянам права продавать излишки — должна была восстановиться торговля. Государство заинтересовано в правильном обмене, в сбыте товаров и поступлении сырья. Основные задачи в области внутренней торговли сводятся при новых условиях: а) к установлению наиболее тесной связи между предприятиями крупной промышленности, в обмене товарами и уничтожении посредничества между ними; б) к созданию гибкого торгового аппарата, организации государственных складов и магазинов для снабжения товарами непосредственно потребителя и регулированию рынка через биржу; в) к постепенному вытеснению частного производства и торговли через удешевление товаров, организацию хозяйственных торговых аппаратов сверху до низу через объединение всей торговли в синдикатах.
4. Особенное внимание должно быть уделено заготовке сырья, как для производства, так и для вывоза. Для этого необходимо организовать сеть специальных органов, связывающих все дело заготовки сырья в одно целое. Ячейками, непосредственно получающими сырье от крестьянина, должны явиться кооперативные организации, связанные с крестьянским хозяйством, — в первую очередь, сельско - хозяйственные кооперативы, а затем и потребительские.
5. Потребительская кооперация, которая в условиях старой политики должна была прекратить свое существование, как торговая организация, и превратилась в аппарат снабжения населения товарами — с новым курсом хозяйственной политики получила новые задачи. Задачи потребительской кооперации заключаются: а) в наиболее быстром, планомерном и дешевом снабжении деревни городскими товарами, а городов— продуктами сельского хозяйства; б) в постепенном вытеснении частного капитала; в) в выполнении государственных заготовок сырья и других подрядов через объединение и привлечение к работам самих членов кооперации, минуя посредников и спекулянтов; г) в постепенном объединении государственного хозяйства с крестьянским и создании наиболее благоприятных условий для социалистического строительства в деревне.
6. В связи с восстановлением устойчивого денежного обращения встал вопрос о необходимости государственного регулирования всей внутренней торговли через установление твердых цен, как на продукты промышленности, так и сельского хозяйства.
7. Регулирование цен на продукты сельского хозяйства должно строиться на основе конкуренции государственной торговли и кооперации с частным торговцем; это возможно только при условии наличности достаточных запасов товаров. Поэтому крайне важно устанавливать твердые цены постепенно и только на те товары, запасы которых имеются в достаточном количестве.
8. В связи с усилением государственного вмешательства в торговлю, создается Наркомвнуторг и его органы на местах, выступающие в качестве регулирующих органов.
9. В настоящий период быстрого роста всего народного хозяйства, увеличения производительности промышленности и роста емкости рынка — необходимо использовать частный капитал, подчинив его государственному руководству и контролю.
10. В области внешней торговли политика Советской власти за период „военного коммунизма" заключалась в том, чтобы извлечь возможное количество заграничных товаров для нужд промышленности, причем вывозу не уделялось внимания ввиду отсутствия каких - либо торговых связей и договоров с капиталистическими странами. Только с 1920 года налаживается постепенно более правильная связь и вывоз товаров.
11. В условиях старой политики, когда не было ни торговли, ни частной промышленности, внешняя торговля была объединена вся в руках Внешторга, который производил закупки для хозяйственных нужд, имея фонд сырья и денег, постепенно возраставший.
12. Новая экономическая политика должна оставить государственную монополию во внешней торговле, так как ввоз и вывоз товаров являются могущественным средством для направления всей хозяйственной жизни и укрепления основ хозяйственного социалистического строительства; но в интересах гибкости всего аппарата и в целях быстрого развития промышленности—постепенно расширяются права государственных органов и кооперации в деле закупки за границей товаров и вывоза сырья. Это расширение обусловлено контролем Внешторга и не разрушает государственной монополии.
13. Во внешней торговле государство выступает, как крупный капиталист, вывозя свои товары и не допуская частный капитал самостоятельно выступать на иностранном рынке. Задача внешней торговой политики до установления в других странах советского строя заключается в увеличении числа вывозимых товаров (для чего создан экспортный фонд) до таких пределов, которые давали бы возможность ввозить за счет вывезенных товаров все необходимое нам для хозяйства и для того, чтобы иметь активный торговый баланс.
14. В настоящее время особенное внимание должно быть обращено на развитие и укрепление экспорта хлеба. Импорт дает нам необходимый активный баланс и одновременно позволяет увеличить импорт необходимых для народного хозяйства заграничных товаров.

ПОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какое значение имеет внутренняя торговля в переходный период? 2. Как организована торговля в СССР? 3. Что такое синдикат? 4. Какое значение имеет кооперация в СССР? 5. Что такое торговый капитал? 6. Какова роль частного капитала в СССР? 7. Как проводится нормирование цен? 8. Что такое монополия внешней торговли? 9. Какое значение имеет активный баланс? 10. Как развивалась внешняя торговля СССР? 11. Какие договоры заключены между СССР и другими странами?

ЛИТЕРАТУРА

Коломейцев. Торговля и социализм.
Мещеряков. Современная кооперация.
Ленин. О кооперации.
„Синдикаты и государственная торговля". Под редакцией Трояновского.
Л. Красин. Внешторг и внешняя экономическая политика Советского правительства.
IIIтейн. Торговая политика и торговые договоры Советской России.
Лежава. Внутренняя торговля 1923 г.
Красин. Внешняя торговля СССР.
Кауфман. Внешняя торговля и торговая политика СССР.
Светлов. Внешняя торговля и ее значение для народного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик.
Каменев. Очередное звено.