Задачи налоговой политики


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Наша налоговая политика еще не является совершенной и законченной в своем построении, — наоборот, она требует постепенного улучшения и укрепления.
Постепенный переход к прямым налогам, понижение налогов на трудящихся — вот задача наша в этой области. Но введение правильной системы прямых налогов возможно только при условии правильно работающего налогового аппарата, при точном учете имущества и доходов всех лиц, подлежащих обложению налогом. До тех пор, пока частная промышленность и торговля те примут характера нормально действующих организаций, до тех пор трудно будет обложить их налогом, достаточно правильно разверстанным. В настоящее же время налоговой аппарат еще слаб, а учет промышленности сложен.
Мы рассмотрели прямые и косвенные налоги. И те и другие дают государству средства, которые можно употребить взамен новых эмиссий на государственные нужды. Но наряду с этим государство имеет доходы от эксплоатации принадлежащих ему средств: путей сообщения, почты и телеграфа, коммунальных услуг населению (вода, свет, канализация, телефон, квартиры). В условиях старой экономической политики пользование всеми этими благами либо было совершенно бесплатно (т. е. входило в счет заработной платы трудящихся, обеспечиваемых государством натурой), либо стоило крайне незначительную сумму, ни в коем случае не покрывавшую расходов на содержание. В новых условиях, когда мы должны точно согласовать наши доходы с расходами, стремиться к накоплению богатств и т. д., естественно, что за пользование ими должна уплачиваться определенная сумма, в конечном счете возмещающая расходы государства на содержание данного учреждения, плюс некоторая прибыль. Эта плата является также формой косвенного налога, поскольку она выше действительных расходов по содержанию -данного предприятия. Так, Московское коммунальное хозяйство, открыв движение трамваев по городу, постепенно увеличивало число линий и количество вагонов на них, ремонтируя старые вагоны за счет получаемой платы за проезд, которая давала возможность не только содержать рабочих и служащих, но и расширять работу дороги.
Плата за пользование железными дорогами, почтой и т. д. поступает в число общегосударственных доходов, сокращая расходы по смете на эти отрасли народною хозяйства или давая доход, идущий на улучшение и расширение производства: плата за коммунальные услуги, трамвай и проч. поступает в число местных доходов, также сокращая местные расходы или давая даже доход. При проведении этой категории налогов политика пролетарского государства особенно резко отличается от политики старых городских управ и министерств. Пользование коммунальными услугами предусматривает понижение платы для рабочих, красноармейцев и их семейств, вводится льготный тариф на пересылку посылок и т. д. Отдельные губернские Советы проводят местные льготы и скидки, применительно к местным условиям и поскольку это допускает хозяйственный расчет.
Как буржуазное государство, так и пролетарское используют налоги для получения средств, необходимых ему. Разница в обоих случаях заключается в том, что буржуазное государство всей тяжестью давит на неимущих, в то время, как пролетарское государство должно снимать те излишки, ту прибавочную стоимость, которую частный капитал выжимает из рабочего в производстве или прибыль, которую получает торговец.
Но налоговая политика в руках пролетарского правительства есть не только пресс, а и регулятор: через налоги пролетарское государство может направлять всю хозяйственную жизнь; взимая налоги, оно» может получаемые средства так разверстывать, чтобы они шли на расширение и укрепление хозяйства, чтобы за счет одной отрасли хозяйства крепла другая.
Видна разница между обычным налогом, предназначенным для „государственного потребления" (армия, администрация), и налогом, который является лишь средством перемещения ненужных земледелию производительных сил в промышленность. В то время, как обычный налог для государственного потребления является чаще всего чистым минусом для экономики страны и истощает производительные силы крестьянского хозяйства, не давая ему ничего взамен, налог второго типа приводит к тому, что масса излишних для земледелия работников „снимается с пайка" в деревне, и крестьянское хозяйство получает удешевление товаров и часть заработной платы ушедших работников.
В первом случае налог является чистым бременем, и его ставки характеризуют степень растраты производительных сил страны, во втором же случае налог есть только форма перемещения производительных сил в целях лучшего производительного использования их, и размеры ставки характеризуют лишь размеры этого перераспределения.
Так, например, если для содержания государственного аппарата, как такового, государство берет уже у земледельческого населения 20°/0 его чистой хозяйственной выручки, а затем повышает обложение еще на 5%, но затрачивает полученные от этого повышения средства на оплату рабочих, ненужных земледелию и перешедших в промышленность, то экономическое положение крестьянского хозяйства в целом, нисколько не ухудшается, так как налог идет на содержание „снятых с пайка" в земледелии излишних рабочих сил.
Использование финансовой системы в качестве средства для перераспределения производительных сил в широкой степени практиковалось и буржуазным государством.
Однако буржуазно - классовый характер этого государства приводил к тому, что это перераспределение совершалось почти исключительно в сторону непроизводительной растраты ценностей народного хозяйства. В условиях буржуазного государства финансирование промышленности превращалось в финансирование капиталиста - промышленника, т. е. в присвоение общественного продукта частными лицами, причем огромная доля этого продукта шла на расширение личного потребления капиталиста, и, во всяком случае, производительное применение общественного продукта, попавшего в его руки, ничем не было гарантировано. Поэтому финансирование тех или иных отраслей промышленности встречало решительное сопротивление со стороны не только представителей налогоплательщиков, но и других капиталистических групп.
Мероприятия по укреплению денежной системы государства прежде всего сводятся к составлению бюджета, в котором расходы не превышали бы доходов, т. е. чтобы не требовалось выпуска новых денег. Путь к этому лежит через сокращение расходов и увеличение доходов, через прямые и косвенные налоги, введение платности за услуги государства гражданам. Прекращение выпуска новых денег придаст устойчивость тем деньгам, которые находятся в обращении, уничтожит спекулятивную перепродажу товаров из рук в руки с целью наживы, даст возможность установить нормальное денежное обращение.
Общая сумма налогов, как прямых, так и косвенных, непрерывно возрастает. Это объясняется совокупностью нескольких условий: выявлением основного ядра плательщиков, упорядочением налогового аппарата, сведением всех налогов в два основных. С другой стороны, переход к твердой валюте еще больше способствует укреплению-наших налогов, дает возможность быстрее переложить все налоги, на плечи имущих.

Продолжение книги