Разрушение сельского хозяйства во время гражданской войны


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Таковы были первые мероприятия Советской власти в области земельных отношений. Фактически, коммуны и советские хозяйства объединяли все время ничтожное количество земли и не могли играть большой роли в хозяйстве страны, тем более, что среди них значительная часть не была организована так, как необходимо было организовать, а влачила жалкое существование.
В распоряжение крестьянских хозяйств отошло 96% всей земли. Под совхозами было в 1921 г. около четырех миллионов десятин земли (на шесть тысяч совхозов), под коммунами — немного больше одного миллиона десятин на пятнадцать тысяч коммун. Земля в своей массе была разделена, раздроблена на мелкие участки, которые обрабатывались устаревшими способами. Затяжная гражданская война уничтожала скот, разрушала рабочую силу, перевод фабрик и заводов на снабжение армии прекратил производство сельскохозяйственных машин, — словом, внешние условия также разрушительно действовали на крестьянское хозяйство, как и на промышленность; постепенно посевная площадь все больше и больше сжималась, количество производимого хлеба все больше и больше сокращалось.

Государственное вмешательство в сельское хозяйство

Сокращение посевной площади шло быстрыми шагами и к 1921 году площадь эта сократилась почти вдвое против 1913 года. Необходимо было принять срочные меры к повышению производительности сельского хозяйства и к расширению крестьянского хозяйства. Ряд декретов с весны 1920г. отмечает все большее и большее внимание со стороны государственной власти к крестьянам и сельскому хозяйству: декрет 16 марта 1920 года предписывает образовать семенной фонд, декрет 25 марта — оказание помощи по сельским работам семьям красноармейцев, декретом 30 апреля воспрещаются частые переделы земли (так как хозяева не стремились удобрять свою землю, полагая, что она скоро от них перейдет к другим), наконец, устанавливаются преимущества для тех хозяйств, в которых производятся улучшения в обработке земли, вводится посев производственных растений и т. д. Наконец, в июне 1920 года проводится „Неделя крестьянина", которая сосредоточивает внимание всех на нуждах нашего сельского хозяйства, выдвигает значение нашей работы в области его устроения. Это внимание было необходимо, как следствие той разрухи, которая все больше и больше захватывает сельское хозяйство, все сокращая площадь обработанной земли, количество рабочего скота, производительность полей. Государственная власть начинает все больше вмешиваться в порядок пользования землей и ее обработки с целью изменить весь порядок обработки земли, привести крестьянина к замене одних сортов хлебов и трав другими и т. д. Эта тенденция вмешательства становится все определеннее, создается общегосударственный план организации всего сельского хозяйства, на подобие организации промышленности. На VIII Съезде Советов в конце 1920 г. вопрос о сельском хозяйстве и роли государственной власти в налаживании его был поставлен во всей широте. Прежде всего был принят закон о необходимости планового засева полей, расширения площади запашки, улучшения обработки земли. Для этого повсеместно образованы были посевкомы, в состав которых входили председатели исполкомов и заведующие земельными и продовольственными отделами.

Посевкомы и селькомы

Посевкомы должны были организоваться при губернских, уездных и волостных исполкомах, а одновременно с ними в селах — селькомы, избираемые сельскими обществами в числе 15 человек местных крестьян. И селькомы, и посевкомы должны были заниматься исключительно вопросами восстановления сельского хозяйства, делая доклады на собраниях крестьян и съездах, вовлекая в работу и заинтересовывая возможно больше крестьян, доказывая им, в первую очередь, необходимость расширения посевной площади, принимая меры по борьбе с недосевом. В связи с этим, наряду с агитацией, посевкомы должны были заботиться о заготовке семян, об обеспечении крестьян необходимым инвентарем и т. д. Закон „о мерах укрепления и развития крестьянского сельского хозяйства" намечает целый ряд практических указаний для посевкомов и исполкомов по укреплению хозяйства. Но для нас не столько важно подробно рассматривать эти мероприятия, сколько подчеркнуть основную мысль закона и сущность всей политики по земельному вопросу за этот период.

Продолжение книги