Главный Концессионный Комитет


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Для направления всей работы по заключению концессионных договоров при Совнаркоме СССР учрежден Главный Концессионный Комитет (Главконцеском), декрет о котором говорит:
„3. К ведению Главконцескома СССР относятся:
а) общее руководство всем делом привлечения и допущения иностранного капитала к промышленности, к торговой и иной хозяйственной деятельности на территории СССР;
б) ведение и руководство переговорами о заключении всякого рода концессионных и иных, допускающих изъятие из общих законов, договоров;
в) рассмотрение при участии представителей заинтересованных ведомств всех проектов концессионных договоров, разработанных согласно настоящего положения, в том числе и проектов концессионных договоров на коммунальные предприятия, представляемых в Главконцеском на основании декрета СНК от 12 апреля 1923 г.;
г) рассмотрение при участии Комвнуторга: 1) проектов уставов акционерных обществ, в учреждении коих принимает участие иностранный капитал; 2) проектов уставов акционерных обществ, имеющих в основе концессионный договор или содержащих изъятие из общих законов; 3) ходатайств иностранных акционерных обществ, товариществ и пр. о допущении их к операциям на территории СССР;
д) представление на утверждение СНК СССР проектов концессионных договоров, а также указанных в п. „г" уставов акционерных обществ и проектов постановлений о допущении к операциям фирм;
е) контроль над соответствующими ведомствами в области наблюдения ими за исполнением обязательств;
ж) требование от всех учреждений, к ведению которых будут относиться договоры, представления всех необходимых сведений, а также принятия мер к устранению тормозящих осуществление договоров причин и возбуждение через соответствующие органы вопросов, о расторжении договоров при обнаружении нарушения последних концессионерами.
6. Концессионные комиссии Союзных Республик, как и концессионные комиссии при отдельных Народных Комиссариатах СССР, действуют исключительно на основании издаваемых Главным Концессионным Комитетом директив, инструкций и распоряжений". Ни одно ведомство не может самостоятельно заключать договоров без Главконцескома, без планового учета каждой концессии в ряде других концессий и в системе всего нашего народного хозяйства.
Наряду с Главконцескомом существуют и другие соответствующие комитеты при заинтересованных ведомствах, но они являются вспомогательными органами, предварительно прорабатывающими вопрос и подготовляющими его разрешение в Главконцескоме.

Концессионная практика

За первый период нашей формальной связи с Западом почти все концессионные предложения носили случайный и отчасти спекулятивный характер. И только с 1922 года начинаются серьезные предложения. До середины 1922 года поступило всего 122 предложения, к концу года их было уже 210, причем характер предложений становился все более и более серьезным.
Толчком к развитию темпа связи и роста предложений послужило, конечно, как и освобождение части капиталов за границей, так и опасения перед тем, что мы сможем при затяжке в значительной мере самостоятельно укрепиться (к началу 1923 года определился темп восстановления хозяйства, которое развивалось внутри, без приложения иностранного капитала). Большое количество переговоров о концессиях дало возможность приступить к выработке общих правил и норм связи, к разработке типовых условий. Но все эти нормы все же носят очень условный характер, так как каждое предложение индивидуализируется в зависимости от ряда условий. Важно подчеркнуть только, что Главконцеском особое внимание уделяет производственным концессиям, как наиболее отвечающим задачам нашей политики, более строго подходя к таковым. В этой области установлена преимущественная сдача концессий в тех областях, которые еще не тронуты, где государство не может самостоятельно взяться за разработку и где для нас выгодно в общих интересах государственного хозяйства пустить в обращение иностранный капитал. Наконец, для нас имеет значение и то, граждане какого государства вступают с нами в переговоры, так как для нас важно прежде всего заключать договоры со странами, которые с нами в определенных договорных отношениях.
Для нас важно здесь констатировать, что сравнительно молодое концессионное дело растет быстро и вовлекает все большие и большие круги капиталистов. За последнее время, когда, с одной стороны, капиталистический мир оправился после военного периода и имеет некоторый капитал, который может вложить на длительный срок в производство, и, с другой стороны, когда устойчивость СССР неоспорима, и наша заинтересованность в немедленном привлечении иностранного капитала не носит напряженногр характера — в области концессионной политики должно наступить значительное оживление. Результаты этого оживления налицо : недавно подписан договор на сдачу в концессию большого горного района с целью эксплоатации золота и других ценностей (меди, серебра, свинца и т. д.) американской компании. Условия, на которых мы заключили договор, несколько менее выгоден, чем намечались первоначально, но самое заключение концессионного договора имеет большое номическое и политическое значение в деле установления нами связи иностранным капиталом и использования его в интересах развития наших производительных сил.

Продолжение книги