Повышение производительности фабрик


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Все предприятия крупной промышленности разделяются на две группы. Часть находится на государственном снабжении, часть переведена на самоокупание. Предприятия, находящиеся на государственном снабжении, постепенно переводятся на хозяйственный расчет и объединяются в тресты и комбинаты.
При переводе на хозяйственный расчет предприятие получает основной капитал (т. е. здания, машины и все оборудование), определенные денежные средства по смете, также по смете материальное снабжение (сырье, полуфабрикаты и т. д.). Но как только предприятие переведено хозяйственный расчет или объединяется с другим в трест, оно начинает жить собственной жизнью и строго учитывает все материальные средства, которые отдает и получает: все снабжение, получаемое от государственных органов, должно возмещаться предприятием деньгами или товарами, оно имеет право приобретать, при отсутствии государственного снабжения или при перебоях в нем, необходимые материалы на стороне, поскольку это требуется течением работы.
Государственные предприятия на хозяйственном расчете могут продавать произведенные ими товары свободно, но с предпочтительной продажей государственным органам и кооперации. Вся же чистая прибыль принадлежит государству.
Те же предприятия, которые сняты с государственного снабжения имеют право продавать свои товары самостоятельно и полностью, выпуская их на рынок, а не сдавая государству, точно также, как и самостоятельно снабжаются, как частные предприятия, путем закупки сырья и топлива за свой счет.
Первые опыты работы наших трестированных предприятий были очень успешны сравнительно с сокращением выработки в период „военного коммунизма". Но уже очень скоро выяснилось, что в деятельности их не все обстоит благополучно — промышленность была распылена, экономии средств не было, накладные расходы составляли значительный процент в стоимости товара. В первый период перехода к хозяйственному расчету мы не умели учесть себестоимости, разбазаривая товары без учета и настоящей калькуляции. Но затем картина резко меняется: товары фабрики, заводского производства начинают дорожать и скоро обгоняют нормальное отношение между ценами на сельско - хозяйственные и промышленные товары („ножницы"). Тогда перед нами встает вопрос о том, что в области организации промышленности не все благополучно, необходимы коренные реформы.
На XII съезде РКП т. Троцкий в своем докладе о промышленности поставил во всей широте вопрос о кризисе промышленности, о беспланьи и бесхозяйственности. Он говорил по этому вопросу:
„Первый вывод, который отсюда (из обзора состояния промышленности) следует сделать, это концентрация промышленности, сосредоточение производства на ближайшие годы, на наилучше оборудованных, наилучше расположенных в географическом и в торговом смысле предприятиях. Реорганизация трестов производится сейчас ВСНХ. Нужно эту работу поддержать, углубить и ускорить. Первая нарезка трестов была, суммарная, примитивная, на глаз, — были грубые ошибки и несообразности — да и как иначе, — это была по необходимости бюрократическая, канцелярская нарезка трестов, —- промышленно - торговые объединения, рассчитанные на приспособление их к рынку, созидались методами военного коммунизма, т. е. методами централистического главко - критического предугадывания и усмотрения сверху. Теперь мы уже значительно лучше знаем соотношение между трестами и рынком, имеем некоторую проверку планов сверху — опытом снизу. И новая нарезка или перегруппировка, которая производится сейчас, будет, вероятно, значительно более совершенна. Но она должна производиться более решительным темпом на основе жесткой концентрации производства".
И в полном соответствии с этими словами резолюция XII съезда гласит:
„Выход из положения лежит на пути радикальной концентрации производства, на технически наилучше оборудованных и географически наилучше расположенных предприятиях. Выдвигаемые против этого разного рода побочные и второстепенные соображения, как бы существенны они ни были сами по себе, должны отступать на задний план перед основной хозяйственной задачей: обеспечением государственной промышленности необходимыми оборотными средствами, понижением себестоимости, расширением рынка, извлечением прибыли.
Распределение заказов должно в дальнейшем строго сообразоваться с интересами правильной концентрации производства. Пересмотр строения и состава трестов, производимый под углом зрения как чисто производственных, так и коммерческих условий, должен быть совершенно свободен от предрассудков бюрократического единообразия в деле сочетания предприятия только по горизонтальному или только по вертикальному принципу; руководящими при пересмотре должны быть не формальные, а материальные соображения: о связи и взаимозависимости предприятий, об их географическом расположении по отношению друг к другу, по отношению к транспорту и рынку (комбинаты и пр. и пр.). Отмечая притязания ведомственные или местные, поскольку они вступают в конфликт с принципом г более выгодной, более прибыльной организации производства, необходимо внимательно заслушать и учесть голос самих заинтересованных трестов и отдельных заводов, поскольку их живой опыт доказал необходимость отступления от организационного схематизма".
Главное качество наших производственных объединений должно быть в том, чтобы они обеспечивали действительную наибольшую выгодность, наилучшую форму, обеспечивающую развитие государственного хозяйства. Плановая политика вовсе не заключается в том, чтобы все было приглажено, чтобы была формально стройная схема, где каждая часть искусственно согласована с другой. Если присмотреться к капиталистическим трестам и комбинатам, то отчетливо видно основное качество их, как живых организмов: у них ,'нет искусственно приделанных частей, нет стройности, основанной на формальной, внешней схеме, отдельные объединенные предприятия по разному могут в практической работе переплетаться друг с другом, отдельные мелкие вспомогательные заводы и фабрики могут обслуживать определенную часть треста, подчиняться ги, не будучи совершенно связанной с другими частями этого треста» В уже цитированной нами книжке тов. Ларин говорит:
„Интересам выгодности государственного хозяйства должны быть подчинены интересы ведомственной стройности. Потому в надлежащих случаях не следует останавливаться перед соединением в один трест и промышленных, и транспортных предприятий (напр., присоединение лароходства на Сухоне к бумажным трестам, или присоединение некоторых сибирских угольных районов к Сибирской жел. дороге). Выступая на товарный рынок, пролетарское государство не должно лишать себя могущественного оружия капиталистов — соединения взаимно поддерживающих друг друга предприятий в одно крепкое целое. Остановиться перед создавшимися ведомственными границами значило бы принести им в жертву интересы производства и поставить русское хозяйство в худшие организационные условия сравнительно с хозяйством любой капиталистической страны.
Сведение сотен существующих мелких трестов (обычно вовсе не заслуживающих этого имени) в несколько десятков серьезных объединений составляет в высшей степени желательную предпосылку как для развития системы массовых государственных заказов (безусловно необходимой для некоторых отраслей промышленности, особенно металлической), так и для постепенной концентрации торговли в руках государственных органов. Наоборот, внешняя система сотен трестов (мелких, слабых и неприспособленных по составу их предприятий к рыночным условиям) с неизбежностью должна приводить к господству в торговле частного капитала с переходом в его руки смычки с крестьянством— со всеми проистекающими отсюда политическими тенденциями.
„Укрепляя промышленность и более реально выявляя истинное ее состояние, переход к укрупненно - комбинированным трестам (концернам) облегчает возможность более здорового налогового обложения государственной промышленности, чем какое существует сейчас. В частности, в значительной мере отпадает ненормальная посредническая роль Нар-комфина, как перераспределителя (налоговым путем) средств между легкой и тяжелой индустрией. Вместо такого посредничества (оплачиваемого высокими процентами и уменьшающего перераспределяемые средства также на всю сумму высоких накладных расходов), перераспределение будет происходить внутри, промышленным образом, отчасти в рамках одного концерна, отчасти распоряжением „концерна концернов" ВСНХ .
То же самое, с теми или иными изменениями, мы можем прочитать и в целом ряде других книг и статей. Сами непосредственные руководители промышленностью в материалах, подготовлявшихся к XII съезду РКП, отмечают слабость планового начала в работе крупных объединений фабрик, слабость отчетности, неудовлетворительность калькуляции. Председатель ВСНХ Богданов в сборнике статей и материалов к XII съезду прямо ставит вопрос о необходимости концентрации и упорядочения всего крупного хозяйственного аппарата, тов. Троцкий в своем, докладе указывает на отсутствие калькуляции, как на один из важнейших недочетов в организации промышленности: „Тот факт, что у нас отчетности нет, есть прямая провокация на воровство, есть школа разрушения хозяйственников, управляющих всякими предприятиями, школа, от которой мы погибнем, если партия не возьмет в руки, я уже не знаю какого инструмента (в эпоху новой экономической политики нельзя применять очень жестких инструментов), какого-либо крепкого инструмента, при помощи которого заставит всех завести отчетность. Это первое условие. Отчетность еще не значит, товарищи, баланс, не значит калькуляция. Последние — гораздо более сложные вещи. Но просто записать, закрепить, заштемпелевать так, чтобы нельзя было украсть, чтобы не лежало без призора. В этом начало спасения и предпосылка всей остальной хозяйственной мудрости.
Завести калькуляцию, которая не была бы прикрытием хищничества, а давала бы возможность учета себестоимости, а, стало быть, и оперирования на рынке, есть, товарищи, одна из важнейших сил. Мы раньше говорили: социализм — это учет. Это остается, в общем и целом, правильным и в нынешнюю переходную эпоху. Социализм есть учет. Но калькуляция есть форма учета, приноровленная к рынку, т. е. свойственная новой экономической политике. Стало быть, калькуляция есть путь к социализму, а не бухгалтерская, канцелярская, техническая подробность. Без калькуляции мы не придем никогда к подъему промышленности, не говоря уже о социализме. Один раз Владимир Ильич на съезде сказал о плане электрофикации, как о второй партийной программе. Конечно, калькуляцию на такую высоту никто из нас поднимать не возьмется. Мы даже и в устав ее не поместим. Но привести ее в соприкосновение с партийным билетом придется, т. е. отсутствие калькуляции вписывать в партийный билет. Это один из путей к тому, чтобы показать государственно - партийную важность этого вопроса".
О том же говорит и резолюция XII съезда РКП.
„... Корень производственного успеха или, наоборот, неудачи находятся в основной промышленной единице, т. е. на фабрике и заводе. Правильная постановка дела на каждом отдельном предприятии, и притом яе только с технически производственной, но и с коммерческой стороны, представляется вопросом решающей важности.
„Сохраняя общее руководство предприятием в своих руках и централизуя те производственные и коммерческие отрасли и операции, которые для этого подготовлены, трест должен в то же время всемерно избегать удушающей централизации, угашения инициативы и механических вторжений в работу своих предприятий.
„Самостоятельная калькуляция и самостоятельный баланс каждого заводов должны не только давать возможность определения степени выгодности, его роста или упадка, но и служить общей основой премиальной системы, строго приноровленной к особенностям предприятия".
Уже всего приведенного материала достаточно для того, чтобы получить ясное представление о недочетах нашей трестовой политики и перебоях в работе. Но самое важное, конечно, то, что мы немедленно после того, как увидели слабую сторону нашей крупной промышленности, приступили к лечению всех болезней.
Вопрос о пересмотре трестов, об уплотнении их и укрупнении в интересах повышения прибыльности встал в начале 1923 года, и сейчас же была создана комиссии по пересмотру трестов, на обязанности которой было самым тщательным образом пересмотреть все наши центральные крупные тресты, установить их состав, выбросить убыточные предприятия и т. д. Работа эта сложная, но необходимая, поскольку, как мы уже отмечали, многие тресты, особенно всесоюзного значения, механически были образованы из старых главков.
Конечно, и теперь наши тресты еще не представляют собой таких могущественных организмов, как американские или германские, они представляют собою небольшие объединения, но части их тесно связаны между собой, взаимно нужны друг другу.
Мы видели, как подчеркнут был на ХП съезде партии вопрос о концентрации. Не менее важен вопрос и о прибыли, которую получают тресты. Опыт показал, что значительная часть трестов или, вернее, руководителей трестов, вопреки точному смыслу и сущности всей нашей хозяйственной организации, полагали, что трест совершенно автономен, что трест может самостоятельно расходовать свои прибыли. Хотя статья I декрета о трестах и говорит, что „государственными трестами признаются государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденного для каждого из них устава и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли", но из этого не следует, что тресты являются хозяевами, что руководители трестов могут смотреть на прибыль, как на что-то такое, чем они могут более или менее самостоятельно распоряжаться.
Ст. 45, того же декрета о трестах говорит: Вся прибыль трестов вносится в доход казны, за исключением отчисления не менее 20% в резервный капитал треста, пока последний не достигнет половины уставного капитала, отчислений на образование специального фонда для улучшения быта рабочих и отчислений на выдачу тантьем членам правления и наградных рабочим и служащим.
Размер отчислений и резервный капитал, а также размер тантьем и наградных определяются ежегодно постановлением Высшего Совета Народного Хозяйства, а размер отчислений в специальный фонд для улучшения быта рабочих и доли прибыли, которая подлежит обязательному внесению в доход казны, определяется Высшим Советом Народного Хозяйства по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов.
Таким образом, только определенная часть поступает в непосредственное распоряжение треста, а все остальное является доходом государства и идет в распоряжение высших хозяйственных органов на укрепление и расширение всего хозяйства страны.
И резолюция XII съезда опять подчеркивает характер организации нашего хозяйства, где каждая часть является не независимым аппаратом, а винтом, вращающимся, как элемент одной машины.
„ ... Государство является владельцем основных средств производства и транспорта. Отдельные хозяйственные ведомства и внутри этих ведомств отдельные органы, учреждения и объединения (тресты) управляют порученными им частями государственного хозяйства в тех пределах самостоятельности, которые вызываются потребностями хозяйствования в нынешних рыночных условиях и которые определяются сверху, т. е. выше стоящими государственными органами.
„Право государства распоряжаться всем свободным от обязательств достоянием трестов, остается неограниченным. Фактически предел и форма вмешательства государственной власти в текущую работу хозяйственных органов и этих последних в текущую работу отдельных полномочных учреждений, трестов и проч. определяются исключительно с точки зрения хозяйственной целесообразности и регулируются соответственными положениями.
„Большая часть государственной промышленности организуется в виде трестов, т. е. пользущихся широкой хозяйственной автономией объединений, выступающих свободно на рынке, как меновые хозяйства. Эти хозяйственные объединения, как и входящие в их состав отдельные предприятия, имеют своей основной задачей извлечение и реализацию прибавочной ценности в целях государственного накопления, которое только и может обеспечить поднятие материального уровня страны социалистическое переустройство всего государства".
Мы рассмотрели довольно подробно вопрос о трестах и их деятельности, указали пути к укреплению нашей промышленности. Но необходимо принять еще во внимание, что в нашей промышленной политике мы должны учитывать и такие условия, которые частный капиталист, владелец предприятия или целого треста не может и не должен учитывать. Для нас каждый трест—часть всего государственного хозяйства, как фабрика—часть треста. А интересы этого хозяйства в целом могут требовать от нас поддержки отдельных отраслей или частей промышленности даже в убыток, терпеть на них значительные расходы, но тем не менее не закрывать. Здесь могут быть различные случаи, когда интересы хозяйства в целом должны быть выше частных интересов промышленности. Многие крупные предприятия работают не с полной нагрузкой, а это удорожает продукт. Можем ли мы, исходя из хозяйственного расчета, закрыть такие предприятия? Конечно, нет, потому что они нам дают нужный продукт, и мы должны их укреплять, временно терпеть убытки, но не распылять рабочую силу, не разрушать производство и, по мере расширения потребления, увеличивать и продукцию. Или другой пример: железные дороги не дают прибылей. Нужно ли сократить нам расходы на ремонт дорог, на паровозы, вагоны и т. д.? Ни в коем случае, потому что дороги — нерв всего хозяйства, без них не могут развиться ни сельское хозяйство, ни торговля, ни промышленность. И укрепление железнодорожной сети является для нас залогом восстановления всего хозяйства.
Интересы хозяйства в целом таковы, что мы должны строго учитывать отдельное значение и удельный вес каждой части промышленности, не содержа в трестах ненужных предприятий, но и не закрывая таких, какие необходимы, несмотря на убыточность их.
Наконец, последний вопрос, на котором следует остановиться сейчас — вопрос о прибыли в крупной промышленности. Ближайшей нашей задачей является накопление наших богатств, укрепление основы, на которой будет строиться в дальнейшем наше хозяйство. Мы должны извлекать прибыль из наших предприятий в интересах хозяйства, но не увлекаться чрезмерным увеличением этой прибыли в одних предприятиях за счет других. Рост прибыли должен идти за счет уменьшения себестоимости, за счет снижения ненужных расходов, но не за счет удорожания продукта путем искусственного вздорожания цен.
В первоначальном хозяйственном плане (1920 г.) восстановление нашего народного хозяйства было намечено таким путем: сначала тяжелая индустрия, а потом легкая. Но жизнь показала, что нужно идти обратным путем: нужно сначала восстановить обмен, втянуть в него сельское население через доставку ему предметов широкого потребления; на основе емкости рынка, учета его потребностей, постепенно расширять работу фабрик и заводов изготовляющих предметы массового потребления, и затем в зависимости от этого увеличивать добычу топлива железа и т. д. В первые годы наша легкая промышленность широко развернулась, охватила значительный рынок и продолжает развиваться. Это создает возможность расширять и тяжелую промышленность, увеличивая добычу и переработку железной руды и чугуна, угля, нефти и т. д. В настоящее время наша топливная промышленность вполне удовлетворяет потребности народного хозяйства. Стоит вопрос о расширении металлургической — на XIV конференции РКП поставлен был специальный доклад преде. ВСНХ СССР т. Дзержинского по которому план металлической промышленности расширяется. Мы видим, что в области восстановления крупной промышленности проделана и проделывается большая работа. Но одна крупная промышленность не в состоянии обслужить в данное время все наше хозяйство и потребности спроса, т. к. она не полностью еще восстановлена и для этого у нас нет сейчас необходимых средств в достаточном количестве.
Поэтому необходимо использовать в интересах всего хозяйства среднюю и мелкую промышленность.

Продолжение книги