Главкизм и централизация управления промышленностью


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Все фабрики и заводы объединяются в общем управлении, по отдельным отраслям промышленности, с подчинением их главному управлению данной отрасли (Главкожа, Главуголь, Главбум и т. д.).
Всего образовано около шестидесяти главных управлений (по отчету ВСНХ к восьмому Съезду Советов, их насчитывалось 59), часть которых объединяется в отделы ВСНХ (так, все главки, управляющие производством химических продуктов, объединены в химический отдел, металлических — в отдел металла и т. д.), часть непосредственно подчинена центральному органу—Высшему Совету Народного Хозяйства. Объединение отдельных отраслей промышленности по главкам и дробление ее на шестьдесят частей было необходимо потому, что народное хозяйство России было не только в состоянии упадка, но и никем не было учтено, многие фабрики и заводы никогда нигде не были точно обследованы. Необходимо было проделать очень большую работу, распределив производство по основным отраслям, не только для того, чтобы учесть самые предприятия, но и для того, чтобы определить их удельный вес, пригодность для работы, выгодность, степень необходимости немедленно пустить в ход или временно работу прекратить. Самую национализацию можно было провести очень медленно, так как проведение наталкивалось на сопротивление владельцев и отсутствие точных статистических сведений. В России промышленность еще недостаточно развита, число мелких предприятий очень велико, они еще не уничтожены конкуренцией, как это обстоит на Западе. Поэтому нашим органам приходилось проделывать ту работу, которую в Европе и Америке проделал крупный капитал: объединение промышленности в большие организации и ликвидация мелких невыгодных предприятий. Аппарат управления промышленностью был приспособлен для планового хозяйства, централизованного сверху донизу. Во главе стоял Высший Совет Народного Хозяйства, затем губернские и областные Советы Народного Хозяйства, и, наконец, уездные экономические отделы при исполкомах. ВСНХ были подчинены производственные отделы, объединяющие главные управления по отдельным отраслям производства.
Вся государственная промышленность была разделена на три категории; все важнейшие предприятия непосредственно подчинялись главным управлениям, вторые, менее важные, но не исключительно местного значения, подчинялись губернским советам, но работали по планам главных управлений, и, наконец, третья категория предприятий чисто местного значения подчинялись местным органам полностью. В интересах производства некоторые предприятия выделялись и объединялись в „кусты", управляемые из центра, или образовывались постоянные районные управления.
ВСНХ не является только органом, управляющим промышленностью страны. Его задачи были гораздо шире,— он должен был установить связь между промышленностью и сельским хозяйством, направлять деятельность Народного Комиссариата Продовольствия, руководить работой всех хозяйственных аппаратов (путей сообщения, почт, телеграфов и т. д.). Через ВСНХ должны были проходить все хозяйственные сметы, он должен был их согласовать и утверждать. По плану, ВСНХ действительно должен был быть высшим хозяйственным органом, объединяющим и управляющим всеми отраслями народного хозяйства. Конечно, если перед нами встала в процессе революции задача — все хозяйство построить по одному плану, когда само государство являлось хозяином, и как хороший хозяин должно было согласовать деятельность всех частей своего хозяйства, если перед нами была поставлена такая задача, — то организация ВСНХ другой быть и не могла.

Профсоюзы и органы хозяйства

Вся система управления промышленностью была построена на тесной связи органов хозяйства с профессиональными союзами и рабочими организациями. Начиная от простейшей ячейки профессионального союза на фабрике— фабричного комитета и кончая Всероссийским Советом Профессиональных Союзов, проведена тесная связь между органами союза и управления. В состав Высшего и Губернских Советов Народного Хозяйства назначались все время представители Всероссийского и Губернских Советов Профсоюзов, фабричный комитет все время контролирует работу директора и имеет целый ряд обязанностей и прав по внутреннему управлению предприятием и, таким образом, производство фактически находится в руках самих же рабочих. Система построения самих союзов, которые организованы не по профессии (инженеры, слесаря, конторщики и т. д.), а по производству (металлисты, — и рабочие, и инженеры, и конторщики, — все, работающие в металлообрабатывающей промышленности), — такая система способствует наибольшей спайке союзов и их органов с производством и является наиболее правильной в тех условиях, в которых приходилось овладевать производственным аппаратом, отнимая его у буржуазии и заинтересовывая самые широкие рабочие массы.
Таким образом, организация промышленности шла в двух направлениях: с одной стороны, производилась планомерная централизация управления всеми предприятиями, как с целью учета всего производства так и наиболее хозяйственного способа использования его, а, с другой стороны, — установление наибольшей спайки между органами управления и профессиональными рабочими организациями. Практическая, хозяйственная и политическая необходимость заставила рабочий класс овладеть всей промышленностью. Но состояние этой, промышленности было крайне, неудовлетворительно. Мы уже упомянули что Россия к моменту революции еще не представляла собой страну с развитым капиталистическим хозяйством, в котором главное, почти исключительное, значение принадлежит небольшой группе объединенных, крупных предприятий. Если бы это было так, то самое овладение промышленностью было бы гораздо проще.

Продолжение книги