Значение работы Госплана


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Мы указывали наиболее важные стороны в плановой работе, которые лежат в основе нашего регулирования хозяйственной жизни. Но важно подчеркнуть еще раз, что плановая работа Госплана не должна заключаться в теоретической разработке задач.
Госплан, как мы указали, — штаб армии; он должен учитывать фактическое положение и соотношение сил, и на этой основе строить свою работу. Резолюция XII съезда РКП по данному вопросу говорит: „В Советской России, где главные средства промышленности "И транспорта принадлежат одному владельцу — государству, активное вмешательство последнего в хозяйственную жизнь должно, по необходимости, получать плановый характер, и в виду господствующей роли государства, как собственника и хозяина, плановое начало приобретает тем самым уже на первых порах исключительное значение. Весь предшествующий опыт показал, однако, что план социалистического хозяйства не может быть установлен а рпоп, теоретическим или практическим путем. Действительный социалистический хозяйственный план, объемлющий все отрасли промышленности в их отношении друг к другу и взаимоотношении всей промышленности в целом с сельским хозяйством, возможен только в результате длительного подготовительного хозяйственного опыта на основах национализации, непрерывных усилий практического согласования работы разных отраслей хозяйства и правильного учета результатов". В этих словах точно и определенно указаны задачи Госплана: сначала учет, и затем на основе этого учета регулирование.
Задача, конечно, сложная. И резолюция дальше совершенно правильно отмечает опасность как недоучета объективных условий, так и переоценки их. Мы должны предоставлять нашим предприятиям максимум возможности выявлять инициативу и использовать объективные условия, но ни одно из них не должно забывать того, что оно является частью, одним винтиком в машине государственного капиталистического хозяйства. "Задачей нашей, как организаторов социализма, — говорит т. Ю. Ларин, — остается преодолеть рынок, но только подходя к этому преодолению применением товарно-рыночных методов, а не воспрещением без оговорок и без экономической подготовки". И дальше он дает характеристику задач нашего планового хозяйствования: "Отказаться от организованного вмешательства государства в стихию рынка, упразднить учреждения, принудительно сплачивающие государственные предприятия (тресты) и провозгласить автономию каждого отдельного государственного предприятия означало бы именно поддаться гакому „ перенэпиванью ", слепой вере в благодетельность примитивных буржуазных методов свободной конкуренции... Рабочая Россия не настолько богата, чтобы отказалась от планового хозяйства (каким является упразднение трестов, отрицание синдикатов и т. п.), допустить у себя роскошь кризисов от неорганизованного производства и т. п. ".
Задачи Госплана очень велики, и выполнение их обеспечит нам действительное овладевание всем хозяйством страны. И в этой плановой работе заключается основное отличие нашей политики от политики капиталистических государств: мы используем нашу хозяйственную мощь для планомерной борьбы с частным капиталом, вытесняя его и заменяя постепенно государственным производством; а в капиталистических странах борьба крупного капитала с мелким идет стихийно, над ним господствуют рыночные отношения.
Еще на VIII съезде советов Ленин так определил значение плановой работы:
„Мы, говоря о восстановлении земледелия, промышленности и транспорта, об их гармоническом соединении, не можем не говорить о широком хозяйственном плане. Мы должны придти к тому, чтобы принять известный план; — конечно, это будет план, принятый только в порядке первого приближения. Эта программа партии не будет так неизменна» как наша настоящая программа, подлежащая изменению только на съездах партии. Нет. Эта программа каждый день в каждой мастерской в каждой волости будет улучшаться, разрабатываться, совершенствоваться и видоизменяться. Она нам нужна, как первый набросок, который перед всей Россией встанет, как великий хозяйственный план» рассчитанный не меньше, чем на десять лет и показывающий, как перевести Россию на настоящую хозяйственную базу, необходимую для коммунизма ".

Недочеты плановой работы

За первый истекший период Госплан проделал большую работу, связяв в одно целое отдельные части нашего хозяйства и постепенно объединяя разрозненные мероприятия в одну систему. Это — большая работа, и вся трудность ее становится понятна только тогда, когда мы поймем, насколько в первый период новой экономической политики у нас, в силу некоторой реакции по отношению к централизации периода военного коммунизма, начало играть большую роль стремление отдельных учреждений к наибольшей децентрализации в управлении промышленностью. Приходилось бороться с этими стремлениями, и на это шло много организационной работы. Но одновременно все же нужно отметить, что Госплан за первый период новой политики недостаточно регулировал хозяйственную жизнь страны, недостаточно объединял деятельность отдельных самостоятельных частей хозяйства. Та резолюция, которую мы только что цитировали, говорит по этому вопросу: „В отличие от капиталистических стран, область планового начала не ограничивается у нас рамками отдельных трестов или синдикатов, а распространяется на всю промышленность в целом. Мало того, государственный план должен охватывать взаимоотношения промышленности, с одной стороны, земледелия, финансов, транспорта, торговли внутренней и внешней, — с другой стороны. Другими словами: поскольку государство остается не только собственником, но и хозяйствующим субъектом в отношении большинства производительных сил промышленности и транспорта и в отношении кредитных средств, постольку плановые начала при НЭП'е по объему немногим отличаются от планового начала в эпоху военного коммунизма. Но оно радикаль-нейшим образом отличается по методам: главкокритическое администрирование сменяется хозяйственным маневрированием". Можно было бы целиком привести эту резолюцию, потому что в ней полностью и всеобъемляюще намечены основные задачи нашей плановой политики. И жизнь показала, что отступление, которое наблюдается здесь, вызывает тяжелые последствия для всего народного хозяйства.

"Ножницы"

Мы все знаем о „ ножницах", как остроумно назвал тов. Троцкий на XII съезде расхождение цен на продукты сельского и городского хозяйства. Еще недавно это расхождение принимало очень резкий характер и приковывало к себе внимание всех. В нашей печати уделено этому вопросу большое внимание: детально рассмотрено влияние всех составных элементов производства — сырья, топлива, рабочей силы, накладных расходов; учтены торговые расходы и влияние кредита. Выяснилось, что в различных производствах на вздорожании товаров отражаются различные факторы: в одних случаях вздорожание топлива, в других — сырья и накладные расходы. Но в общем и целом теперь ясно, что у нас недостаточно была согласована деятельность отдельных хозяйственных органов, не было единого плана, выдержанного до конца.
Уже в условиях современного капиталистического буржуазного хозяйства существует некоторое плановое йачало, или, вернее, управление, направление деятельности всех хозяйственных органов через центральный аппарат, каким служат банки. И тем более у нас, когда финансы являются одним из орудий борьбы с частным капиталом, важно вопросы кредита поставить так, чтобы через него мы регулировали в наших интересах хозяйство, чтобы банк помогал нам идти по пути наименьшей: растраты сил в борьбе с анархией капиталистических отношений. То же можно сказать и о промышленных центрах, торговых учреждениях и т. д. Если основной задачей нашей работы является смычка города с деревней, т. е. установление правильных экономических взаимотношений промышленности с сельским хозяйством, то деятельность наших экономических органов должна быть направлена к наиболее удовлетворительному разрешению этого вопроса. И "ножницы" сыграли большую роль, так как показали недочеты в плановой: работе и указали на необходимость усиления планового руководства хозяйством.
Но Госпланом все же проделана огромная работа.
Эта работа отмечена в докладе тов. Рыкова на XIII партийной конференции:
„В целом ряде областей у нас уже созданы предпосылки для планового маневрирования. В области кредита мы имеем Государственный банк, Промышленный банк, теперь организуем Сельско - Хозяйственный банк и банк Внешней Торговли.
„Использована ли эта предпосылка для планового руководства? Использована, но не везде и не всегда. Неудачи здесь были, — в некоторых областях большие, в некоторых меньшие. Улучшилось ли осуществление планового хозяйства за истекший год, увеличилась ли согласованность в деятельности хозяйственных органов? Конечно, улучшилась, и каждый это знает. За весь истекший год, если вы возьмете промышленность, то увидите, что она росла из месяца в месяц совершенно ровной линией, без единого кризиса, без всяких колебаний, без перебоев в снабжении топливом, сырьем и т. д. Были, правда, отдельные недоразумения, особенно в области заработной платы, но развитие продукции все же шло из месяца в месяц. Возьмите план внешней торговли: он составлен и проведен за истекший год лучше, чем когда бы то ни было. Может ли наш Госплан составить общий баланс хотя бы на бумаге сейчас по всем отраслям хозяйства, по торговле, кооперации и т. д.? Еще не может. Он сможет составить общий баланс хозяйственный за прошлый год, а за наступающий составить не может".
Мы видим, что плановое хозяйство не является еще достижением советского хозяйства — это цель, к которой мы должны стремиться: „Организация планового хозяйства есть длительный процесс. В сущности говоря, организация хозяйства и осуществление хозяйственной деятельности по единому хозяйственному плану в настоящем смысле этого слова будет иметь место лишь в развитом социалистическом хозяйстве". Но уже с первых шагов плановое хозяйство отличается от капиталистического тем, что оно рассматривает все отдельные районы и отрасли хозяйства, как части единого хозяйства. Небольшой очерк развития у нас в Советской России вопроса о плановом хозяйстве дает отчетливое представление о задачах наших в области планового строительства и районирования Союза.
Тов. Милютин совершенно правильно делит историю планового хоу зяйства у нас на четыре периода: 1) с 1917 по 1919 —период подготовительный; 2) с 1919 по 1920 г.—период наибольшей централизации; 3) с 1920 по 1921 г. — период переходный к новой экономической политике и 4) период развертывания работы Госплана и СТО.
Первый период является как бы периодом собирания и учета всего хозяйства, национализации промышленности, создания главков и центров, распределения всех предприятий по категориям, и, с другой стороны, шла организация распределения, по мере того, как в руках государства сосредоточивалось все производство. Резолюция второго Съезда Советов Народного Хозяйства в декабре 1918 года говорит: „Организация производства на социалистических началах, в силу завершающейся национализации всей промышленности, в значительной степени проведенный учет сырья и готовых продуктов — все это дает возможность в настоящее время построения единого хозяйственного плана в 1919 г. Конечно, это решение съезда еще не служит доказательством того, что мы действительно перешли сразу к правильной организации планового хозяйства, но показывает, что вопрос был поставлен определенно, так как без планового регулирования всего хозяйства совершенно немыслимо приближение к социализму.
Второй период по существу является „военным коммунизмом" в чистом виде, когда все управление и распределение было централизовано, когда, с одной стороны, было стремление перейти к организованному хозяйству, и, с другой, — господствовал принцип „ударности", фактически ломавший плановую работу. Лозунги: „Все для победы", "Все для сбора продразверстки", „Все для..." и т. д. —по существу противоречили один другому и не могли способствовать развитию планового хозяйства, так как все для одного не оставляло ничего для другого. Получилось то, что число „ударных" предприятий все возрастало, по мере того, как реальные условия борьбы на военном и экономическом фронтах заставляли: расширять заготовки. В конце концов число „ударных" предприятий превзошло число неударных.
„Таким образом, в эти годы при условиях, с одной стороны, крайней централизации, общей регламентации, при общероссийских производственных и распределительных планах, мы имеем постоянное нарушение этих планов, в зависимости от требований минуты, от требований войны,, а в силу этого — отсутствие согласованности в действиях хозяйствующих сторон".
Третий период — момент перехода к новой политике—отмечен пересмотром старых положений, критике их и широкой постановкой вопроса о едином хозяйственном плане, основанном на реальном учете материальных возможностей, на базисе действительных экономических предпосылок. Уже на девятом партийном съезде был поставлен вопрос о едином хозяйственном плане, основанном на учете нашего хозяйства и рассчитанном в своем проведении на целый ряд лет.
Тов. Ленин на этом съезде, говоря о плане, сказал: „Мы должны помнить, что этот план рассчитан на много лет, мы не обещаем сразу избавить страну от голода. Мы говорим, что борьба будет более трудная, чем на боевом фронте, но она нас более интересует, она составляет более близкий подход к нашим настоящим основным задачам. Она требует максимального напряжения сил, того единства воли, которое мы проявили раньше и которое мы должны проявлять теперь. Если мы эту задачу решим, тогда мы одержим не меньшую победу на фронте бескровном, чем на фронте гражданской войны".
В резолюции по хозяйственному строительству съезд четко наметил основные задачи в области организации планового хозяйства, которые теперь стоят перед нами, как необходимое условие для перехода к социалистическому хозяйству: „Основным условием хозяйственного возрождения страны является неуклонное проведение хозяйственного плана, рассчитанного на ближайшую историческую эпоху. В соответствии с глубиной хозяйственной разрухи и прямым обнищанием страны, хозяйственный план распадается на ряд последовательных, друг друга обусловливающих коренных задач:
а) в первую голову, улучшение состояния транспорта, подвоз и образование необходимых запасов хлеба, топлива и сырья;
б) машиностроение, на транспорт и на добычу топлива, сырья и хлеба;
в) усиленное развитие машиностроения на производство продуктов массового потребления;
г) усиленное производство продуктов массового потребления. И дальше, как основу для организации планового хозяйства, съезд намечает электрофикацию всего хозяйства, приблизительно определяет план создания сети электрических станций для электрофикации промышленности, транспорта и сельского хозяйства'. Затем съезд определяет значение монополии внешней торговли, устанавливает порядок взаимоотношения центра с местами и т. д.
В общем, как мы уже отметили, в 1920 г. намечены основные задачи плановой работы, которые не могли быть даже частично реализованы в том же году из - за войны с Польшей и Врангелем, но которые показывают достаточно определенно путь для дальнейшей хозяйственной работы. И только с 1921 г. мы получаем возможность заняться той работой, которая составляет сущность и основное условие для успешной борьбы с капитализмом. В этот четвертый период мы сознательно ограничили область непосредственного управления хозяйством — мы денационализировали частично промышленность, сдали некоторую часть ее в аренду, разрешили торговлю и т. д. Мы имеем перед собой теперь открытого врага в лице частного капитала. Но наряду с этим мы усилили плановое начало, как внутри нашего советского государственного хозяйства путем непосредственного планового управления, так и вообще во всем хозяйстве Союза через работу Госплана и борьбу государственных хозяйственных аппаратов на рынке с частным капиталом.
И совершенно ошибочно было бы думать, что мы сейчас отступили от задач организации хозяйства и приближения его к социалистическим формам: наоборот, теперь, когда мы строим наш хозяйственный план на действительно хозяйственном фундаменте, когда у нас не срывают его „ ударные" задачи и внеплановые задания, мы быстрее пойдем по пути к наиболее правильной организации всего нашего экономического организма. И если мы возьмем цифровой материал по выполнению плановых заданий за каждый год в отдельности по различным отраслям хозяйства, то увидим, что этот процент непрерывно возрастает, что мы все больше и больше выполняем по тем заданиям, которые плановые наши органы ставят перед нашим хозяйственным аппаратом, причем в некоторых случаях за последний год мы имеем процент выполнения сверх задания (по паровозам 120%, по хлопку 110%). Все это свидетельствует о большем и большем завоевании плановыми органами действительного руководства в народном хозяйстве. И совершенно правильно говорит тов. Милютин, что „ новая экономическая политика повела нас не только не к ослаблению, но, наоборот, к усилению нашей работы в области организации планового хозяйства".
Резолюция ЦК РКП и XIII партийной конференции об экономической политике очень реально учитывает удельный вес планового начала в нашем строительстве и намечает основные вехи этого строительства во всех областях народного хозяйства.
Резолюция говорит:
„ В корне неправильно было бы полагать, что при преобладании мелкого крестьянского хозяйства, при возрастающем значении в нашем хозяйстве мирового рынка и его цен, государственное плановое руководство могло бы исключить возможность кризисов в обстановке НЭП'а.
Однако, переживаемый нами кризис подчеркивает необходимость усиления работы по согласованию отдельных отраслей народного хозяйства и усилению планового начала в работе государственных хозяйственных органов.
В гораздо большей мере, чем до сих пор, партия должна научиться согласовывать элементы государственного хозяйства в их взаимодействии как между собой, так и с рынком. Эта задача облегчается тем, что ныне мы достигли значительных успехов в создании основных предпосылок планового руководства, без (которых планирование легко могло бы превратиться в бюрократическую утопию. Эти предпосылки успешного планирования заключаются: 1) в создании твердой валюты, 2) в организации кредита, 3) в накоплении материальных фондов, допускающих маневрирование ими, 4) в осуществлении и укреплении определенных форм организации хозяйства (тресты и т. д.), 5) в наличии ряда отдельных, построенных на основе опыта планов,—в первую очередь, реальных бюджетных планов и т. п.
Наличие этих обстоятельств дает возможность гораздо более успешной, чем до сих пор, работы планирующих государственных органов. На очереди дня стоит усиление Госплана, повышение роли его в области финансовой и кредитной политики, установление более тесной связи его работы с работой Наркомфина, ВСНХ, Комвнуторга, НКЗ и т. д. усиление его местных органов и т. п.
Ближайшей обязанностью Госплана должно стать систематическое изучение текущей рыночной конъюнктуры и выработка основных мероприятий в целях воздействия на складывающиеся рыночные отношения ".

Выводы.

1. Основным отличием нашего хозяйства от анархического капиталистического—является плановое начало, которое должно объединить деятельность всех наших экономических органов в одно целое, под руководством Государственной Плановой Комиссии.
2. Задачей Госплана является:
а) разработка общего хозяйственного плана на операционный год, рассмотрение государственного бюджета и сметных предположений всех хозяйственных учреждений;
б) подготовка и проведение всех мероприятий, направленных к укреплению единства всего государственного хозяйства и к выявлению наибольшей производительности (электрофикация, районирование и т. д.);
в) учет действительного хозяйственного состояния страны по всем отдельным отраслям народного хозяйства (промышленность, торговля, финансы), согласование деятельности всех хозяйственных органов в общегосударственных экономических интересах.
3. И районирование, и электрофикация должны способствовать созданию материальной основы для технического прогресса всего производства, для наибольшего развития производительных сил при наименьших затратах труда и материалов.
4. Работа Госплана и его органов должна идти не на основе административного руководства, подобно системе управления хозяйством в период „военного коммунизма", а через действительный учет всех имеющихся в распоряжении хозяйства сил и экономическую борьбу на капиталистическом рынке.
5. Необходимо всем учреждениям и предприятиям твердо помнить, что они являются частями одного государственного хозяйства и что никакой анархо - капиталистической борьбы внутри государственного хозяйства не должно быть.

ПОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое плановое хозяйство? 2. Какие задачи стоят перед советским хозяйством ? 3. Что такое СТО и Госплан? 4. Для чего нужно районирование СССР? 5. Какое экономическое значение имеет электрофикация? Г^аГов план электрофикации СССР? 7. Какие недочеты наблюдаются в нашей плановой работе? 8. Что такое „ ножницы "? 9. Какое имеет значение планирование в борьбе за социализм ?

ЛИТЕРАТУРА

В. Ленин. Тот же материал, что к предыдущей главе.
Ларин. Итоги, пути и выводы новой экономической политики. Резолюции XII съезда РКП
Троцкий. Основные вопросы промышленности.
Кржижановский. Итоги плановой работы. „Экономич. Жизнь" № 33 за 1923 год.
Милютин. Новый период мировой экономики, (гл. VIII).
Кржижановский. К итогам работы Госплана за период с марта 1921 г. по январь 1924 г. „ Экономич. Жизнь " за 1924 г., № 86.
Госплан. Экономическое районирование России.
Госплан УССР. Материалы по районированию Украины.
Экономическое районирование России. Доклад Госплана III сессии ВЦИК в 1922 г.
Александров. Основы хозяйств. районирования СССР.
Кржижановский. Перспективы электрофикации („План. хоз". № 2).
Степанов. Электрофикация РСФСР.
Горев. Электрофикация СССР. („План. хоз". № 2).
Сарабьянов. Экономика и экономич. политика СССР, стр. 196 — 222.
Смушков. Нужно сжать „ножницы".

Продолжение книги