Электрофикация


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Необходимо общее улучшение условий производства, необходимо наряду с повышением производительности на отдельных предприятиях, создавать общие основания для промышленности, способствующие ее развитию.
Среди этих оснований первое место занимает электрофикация.
Электрофикация не есть мечта, которую трудно, даже невозможно осуществить. В условиях нашей разрухи может казаться, что проведение плана электрификации немыслимо, так как наша главная задача заключается в восстановлении промышленности, хотя бы в пределах довоенных. Но наша бедность как раз и заставляет нас быть, экономнее, и вместо того, чтобы строить все по - старому, а затем перестраивать — теперь же планомерно приступить к организации хозяйства на новых началах.
О роли электрофикации в деле укрупнения нашего хозяйства Ленин на VI съезде Советов говорил: „Пока мы живем в мелкой крестьянской стране, для капитализма в России есть более прочная экономическая база, чем для коммунизма. Это необходимо запомнить. Каждый внимательно наблюдавший за жизнью в деревне в сравнении с жизнью города, знает, что мы корней капитализма не вырвали, и фундамент, основу внутреннего врага не подорвали. Последний держится на мелком хозяйстве и, чтобы подорвать его, есть одно средсто — перевести хозяство страны, в том числе и земледелие, на новую техническую базу, — на техническую базу современного крупного производства. Такой базой является только электричество.
Организация больших электрических станций, которые будут давать за сотни верст электрическую энергию городам, фабрикам, железным дорогам, сельскому хозяйству, — прежде всего сократят огромные расходы на перевозку топлива, на хранение его и т. д., не говоря уже о том, что самая стоимость электрической энергии обойдется гораздо дешевле угля или нефти, особенно, если станция работает на „белом" угле (движением воды) или местном топливе. Электрофикация объединяет производство, удешевляет его, делает его независимым от подвоза топлива (как это было у нас в 1918 —1920 г.г., когда фабрики, имея сырье, стояли без дров). Но дело не в одной экономике топлива. Электрическая энергия дает освещение, двигательную силу, теплоту, а все это делает возможным вносить технические усовершенствования и повышать производительность труда, упрощая человеческий труд, заменяя его машиной.
План электрификации России рассчитан в целом на значительный срок (пятнадцать лет), с тем, что в каждый из ближайших годов будет проводиться определенная практическая программа. По этому плану вся Россия разделена на районы, при установлении которых принято во внимание, с одной стороны, развитие производительных сил и состояние промышленности, с другой,— возможность постройки станции с наибольшей энергией и наибольшими удобствами по снабжению района. По декрету Совета Народных Комиссаров об электрификации России постановлено разделить всю республику на десять районов, с тем, чтобы в них было выстроено традцать две районные станции. По тому же декрету постановлено электрофицировать важнейшие железнодорожные линии, связывающие промышленные районы с центром и портами, а также электрофицировать водные пути.
Все районные станции должны охватить всю промышленность, объединить ее в большие группы. Через электрофикацию государственная промышленность еще более укрепляется и получает преимущества перед частной, образуя могущественный аппарат. Электрофикация делает хозяйство организованным и цельным, противопоставляя его частному капиталу и подчиняя последний государственному регулированию.
В современном капиталистическом хозяйстве Электрофикация приобретает все большее и больше значение. Недавно был в Лондоне (в июле 1924 г.) мировой съезд деятелей по энергетике, который дает нам богатейший материал как о тех задачах, которые сейчас поставлены перед электрофикацией, так и о фактическом положении этого дела в других странах*). Те цифры, которые мы имеем, показывают, что СССР нужно проделать огромную работу, без которой немыслимо социалистическое строительство. В настоящее время мы достигли уже значительных результатов, но они еще не являются достаточными для перестройки нашего хозяйства на новой технической базе. За три года из намеченных по плану на 15 лет 30 районных станций приступлено к постройке 7, которые дают сейчас 20 т. киловатт, в октябре 1925 г. будут давать 80 т., а в 1926 г.—160 т., т. е. половину того, что они должны давать по полном оборудовании.

*) См. журнал „Плановое хозяйство" № 2, ст. Г. М. Кржижановского „Перспективы ;трофикации" и № 1: С. А. Кукелъ. „Первая всемирная конференция энергетики в Лондоне".

Одновременно идет развитие и местной сети станций. Для примере приведем рост сети деревенских станций:

На 1/1 1917 г. было 103 ст. мощн. 3,8 т. к.
„ 1/1 1918 „ 108 „ „ 3,9 „
„ 1/1 1919 „ 117 „ „ 4,0 „
„ 1/1 1920 „ 137 „ „ 4,4 „
„ 1/1 1921 „ 234 „ „ 5,8 „
„ 1/1 1924 „ 401 „ „ 8,2 „

Всего было освещено 30925 дворов. За последний год, в связи с быстрым ростом нашего хозяйства в целом, дело электрофикации пошло еще более ускоренным темпом. В настоящее время организован специальный Электробанк, который должен финансировать электрофикацию. Большое значение имеет и электрофикация путей сообщения. В капиталистическом хозяйстве железные дороги играют ту же роль, что кровеносные сосуды в человеческом организме,— они дают жизнь частям государственного организма, перевозя сырье к фабрикам, топливо, снабжая города сельско - хозяйственными продуктами, а деревни городскими товарами. Без железных дорог капиталистическое хозяйство не могло бы ни развиваться, ни существовать, так как различные промышленные районы, отдельные города, весь мир должен быть связан в одно целое, без чего невозможен обмен товаров. Капиталисты стремятся к постройке новых дорог, которые открывають путь в новые страны к новым рынкам, власть на железных дорогах дает возможность провозить товары и бороться с конкурентами.

Продолжение книги