Развитие экономики Москвы в пятой и первые годы шестой пятилетки


История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
Издательство "Наука", М., 1967 г.
OCR Biografia.Ru

В экономической жизни Москвы 50-х годов решающее значение имело выполнение пятилетних планов развития народного хозяйства и в первую очередь пятого пятилетнего плана.
Уже первые годы пятой пятилетки ознаменовались серьезными успехами в развитии экономики Москвы. На предприятиях промышленности и транспорта все шире развертывалось социалистическое соревнование за досрочное выполнение годового производственного плана. Только в I квартале первого года пятилетки более 150 предприятий столицы завоевало первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании. Уже в тот период многие заводы и фабрики, в том числе «Серп и молот», электроламповый, «Борец», малолитражных автомобилей, им. М. В. Фрунзе и др., добились значительного увеличения выпуска промышленной продукции.
Во главе движения за непрерывный рост производства, за использование внутренних резервов шли коммунисты. Личным примером в труде они поднимали коллективы предприятий на борьбу за новые производственные успехи. На автозаводе партгруппорг токарь Г. Тищенко, став на трудовую вахту, изготовил штампы за 8 часов вместо 28 часов по норме. В соответствии с директивами партии и правительства563 рост выпуска продукции на фабриках и заводах столицы происходил не в результате строительства новых и расширения существовавших предприятий, а главным образом вследствие роста производительности труда, внедрения передовой технологии, лучшей организации производства, более правильного использования оборудования и производственных площадей. На том же заводе кузнечная бригада коммуниста М. Ушкалова обрабатывала за смену 390 балок передней оси автомобиля вместо 185.
Самоотверженно трудились на предприятиях молодые рабочие. Токарь завода малолитражных автомобилей комсомолка З. Деревяшкина обязалась выполнить годовую норму на три месяца раньше срока. Славная труженица успешно справилась со своим обязательством. При этом всю продукцию она выпускала только отличного качества. Почин комсомолки Деревяшкиной подхватили многие рабочие других предприятий столицы.
Московская промышленность решила поставленные перед ней задачи. Государственный план 1951 г. был выполнен досрочно. Предприятия, находящиеся на территории Москвы и Подмосковья, выполнили годовое задание по производству валовой продукции на 106%. По сравнению с 1950 г. объем валовой продукции за это время увеличился на 17%. Предприятия столицы выпустили сверх плана на несколько миллиардов рублей различной продукции, в том числе стали, проката, станков и машин, хлопчатобумажных и шерстяных тканей.
Уже в 1951 г. москвичи на 64% превысили объем промышленного производства 1948 г. и почти в 2 раза — довоенного 1940 г. Повысился удельный вес московской промышленности в народном хозяйстве Советского Союза. В 1951 г. предприятия Москвы и Подмосковья дали свыше 20% всей промышленной продукции страны.
Во втором году пятой пятилетки Московская партийная организация объявила важнейшей задачей — выполнение каждым предприятием государственного плана в установленной номенклатуре. Одновременно промышленные предприятия столицы должны были повысить качество выпускаемой продукции, резко сократить потери от брака и непроизводительных расходов.
Выдвижение этой задачи на передний план вызывалось прежде всего огромными потерями в производстве. В 1951 г. в Москве только на 14 предприятиях Министерства автомобильной и тракторной промышленности и на 12 заводах Министерства станкостроения потери от брака составили около 58 млн. руб. На 11 заводах этих министерств потери металла oт брака в том же году составили более 4155 т. Этого металла хватило бы почти на четыре месяца работы всей местной промышленности Москвы.
Планы доводились до каждого предприятия министерствами. Общих же плановых заданий по московской промышленности на 1951—1952 гг. не было, так как директивы по пятилетнему плану были утверждены лишь во второй половине 1952 г. Труженики столичных фабрик и заводов, развернув борьбу с непроизводительными расходами, стали более настойчиво бороться за лучшее использование оборудования и производственных мощностей, за повышение качества продукции, за рост производительности труда. Скоростными плавками начали выполнение государственного плана сталевары завода «Серп и молот». Превышали задания при отличном качестве продукции и коллективы многих других предприятий Москвы.
Годовой план 1952 г. по выпуску валовой продукции промышленность столицы выполнила досрочно. Предприятия города произвели сверх плана различных машин, инструментов и других изделий на 2425 млн. руб. По сравнению с 1951 г. объем промышленного производства в 1952 г. возрос на 10,7%. Улучшились качественные показатели. Промышленные предприятия столицы значительно снизили себестоимость продукции и получили сверхплановой экономии около 400 млн. руб. Выработка на одного рабочего по сравнению с 1951 г. повысилась на 9%.
Москвичи выступили инициаторами многих передовых начинаний. Они положили начало движениям за рентабельную работу предприятий, за экономию сырья, за увеличение сверхплановых накоплений, за ускорение оборачиваемости оборотных средств и отказ от бюджетных дотаций. Почин многих прославленных новаторов Москвы нашел горячий отклик по всей стране.
В борьбе за совершенствование производства весьма важное значение имело начатое по инициативе передовых работниц 1-го ГПЗ К. Дрожжиной и А. Овчаровой соревнование за досрочное выполнение плана по росту производительности труда. Почин новаторов быстро нашел общую поддержку и широкое распространение. Уже в 1953 г. более 4 тыс. рабочих завода участвовали в соревновании за перевыполнение плана роста производительности труда. В том же году в результате борьбы за повышение производительности труда коллектив завода «Серп и молот» дал сверх плана более 12 тыс. т стали и 6 тыс. т проката.
Активное участие тружеников завода «Каучук» в разработке планов повышения производительности труда на каждом рабочем месте, каждом участке и в каждом цехе помогло повысить производительность труда на заводе за первые три года пятой пятилетки почти на 22%. В целом производительность труда в московской промышленности в 1954 г. возросла против 1953 г. на 7,8%.
Передовики соревнования на каждом предприятии находили наиболее рациональные пути, обеспечивавшие улучшение работы на любом участке. Они объявили беспощадную борьбу расточительству в использовании материалов. На заводе «Динамо» кузнец И. Глазунов выступил инициатором экономив металла для изготовления полноценных поковок из отходов. «Я много думал,— говорил Глазунов,— над этим вопросом: почему бы мне с моей бригадой не заняться экономией металла. Ведь если бережно относиться к металлу, то можно сэкономить несколько тонн. Я обратился к руководству цеха и сказал, что хочу со своей бригадой сэкономить 3 т металла в месяц». Свое слово бригада Глазунова сдержала. За первый же месяц она сэкономила 6 т металла.
Творческий порыв новаторов помог коллективу динамовцев выявить дополнительные резервы. Отмечая полезную деятельность бригады Глазунова, участники партийно-технической конференции завода заявили, что борьба за экономию и бережливость, за создание фонда сэкономленных металлов, начавшаяся на заводе по почину бригады Глазунова и коллектива второго механо-заготови-тельного цеха, имеет важнейшее народнохозяйственное значение.
В 1952 г. рабочие и специалисты автозавода положили начало соревнованию за комплексную экономию металла на каждом изделии, на каждой операции. Это движение возникло в кузнечном цехе на базе технического сотрудничества рабочих, технологов и контролеров. Вскоре оно распространилось по всему заводу. Инициаторов соревнования всемерно поддержали. Сразу же, как только началось соревнование за комплексную экономию металла на каждом изделии, Московский городской комитет партии и МГСПС призвали партийные и профсоюзные организации широко распространить это ценное начинание автозаводцев на других предприятиях столицы. Равняясь на передовиков, москвичи изыскивали новые резервы сокращения расходов металла. В это время большинство предприятий столицы развернуло борьбу за экономию сырья и материалов, топлива и электроэнергии. Особенно успешно развивалось движение за комплексную экономию сырья и материалов на фабрике «Парижская Коммуна». Передовой коллектив цеха детской обуви регулярно два дня в месяц выпускал продукцию только из сбереженных материалов. Всего в 1953 г. фабрики и заводы города сэкономили 20 тыс. т металла, 113 млн. квт-ч электроэнергии, 70 тыс. кг шерсти. Начатое москвичами движение за экономию металла и сырья, топлива и электроэнергии росло и ширилось. Оно находило отклики во всех концах нашей Родины.
Значительное распространение в столице получило движение за внедрение скоростных режимов работы. Больших успехов в этом отношении добился завод «Красный пролетарий». По предложению мастера И. Белова на этом предприятии были созданы участки и цехи скоростных методов труда. Скоростниками стали 83% всех токарей, 93% расточников, 80% строгальщиков, 70% фрезеровщиков. На скоростные режимы были переведены все токарные, фрезерные, строгальные и расточные станки, которые по своим техническим данным могли работать на высоких скоростях. На заводе «Борец» на повышенных скоростях работало 50% оборудования.
На заводе «Москабель» широкое распространение получили скоростные методы эмалирования проводов. Начало этому движению положили работницы С. Мануйлова, Т. Орлова и Т. Пекшева. Коллектив предприятия с воодушевлением воспринял почин передовиков. Его обсудили на общезаводских и цеховых партийных и профсоюзных собраниях. Поддержав инициативу новаторов, завод перевел на скоростное эмалирование 3/4 всего оборудования. Это позволило увеличить выпуск продукции на 16%. К 1953 г. на заводе не осталось рабочих, не выполнявших нормы. Многие работали в счет 1960 г. В 1953—1954 гг. на скоростные методы работы перешли многие текстильщики. Инициатором этого почина выступила бригада прядильщиц С. Котовой на Московской шерстопрядильной фабрике им. Калинина. Совместно с инженерно-техническими работниками бригада разработала план организационно-технических мероприятий, направленных на повышение скорости машин, снижение простоев оборудования, сокращение времени на выполнение производственных операций. В сентябре 1953 г. Котова и ее подруги по бригаде — Н. Костюхина, Л. Молчанова, Н. Смирнова, К. Юданова — повысили скорость работы машин со 170 до 190 оборотов. Это позволило им в течение месяца дополнительно выработать 2 т пряжи. Успехи эти не были случайными. Котова и ее подруги начали задолго готовиться к переходу на работу на повышенной скорости: обучались в школе технического минимума и новаторов производства, анализировали производственный процесс, вскрывали слабые места.
Почин бригады Котовой единодушно поддержал весь коллектив фабрики. В течение двух месяцев прядильщицы фабрики им. Калинина, перейдя на повышенные режимы работы машин, стали дополнительно вырабатывать в среднем по 550 кг пряжи в месяц. Методы труда бригады Котовой использовались на многих текстильных предприятиях.
Опыт передовых предприятий, применявших скоростное резание металлов, скоростные плавки стали, повышенные режимы работы текстильных и обувных машин, показывал, что внедрение скоростных методов труда является большим резервом дальнейшего увеличения выработки и снижения себестоимости продукции.
В ходе социалистического соревнования не только вырастали замечательные кадры высококвалифицированных рабочих и специалистов, но выявлялись и предприятия, творчески перестраивавшие производственный цикл, внедрявшие передовые методы работы. Славных успехов добился завод «Пролетарский труд». Этот коллектив изучил и обобщил применяемые на различных заводах страны режимы работы механизмов, технические усовершенствования, приспособления, опыт передовиков и лучшие из них внедрил в производство. Почин завода «Пролетарский труд», являясь дальнейшим развитием метода инженера Ф. Л. Ковалева по массовому внедрению опыта передовиков, позволил организовать широкий обмен опытом в рамках не только одного завода, но и целых отраслей промышленности или группы родственных предприятий. Комплексно обобщая передовые методы и опыт родственных предприятий, завод «Пролетарсквй труд» в 2 раза увеличил производительность оборудования, добился роста производительности труда рабочих на 14% и обеспечил досрочное выполнение повышенного государственного плана.
В борьбе за высокие темпы развития экономики первостепенное значение имело повышение качества продукции. Не случайно поэтому в социалистических обязательствах и договорах вопросы качества всегда занимали ведущее место. Многие коллективы столицы, участвуя в этом соревновании, накопили ценный опыт и достигли высоких показателей. За короткое время значительно повысила качество продукции, например, обувная фабрика «Заря свободы». Этому предприятию было присвоено почетное звание фабрики отличного качества и высокой производительности труда. Фабрика систематически перевыполняла план и выпускала значительно больше первосортной продукции, чем было установлено заданием. Чтобы более успешно выполнить пятилетний план, коллективы ряда предприятий заключали договоры на социалистическое соревнование с предприятиями других городов. Московский завод «Динамо» соревновался с ленинградским заводом «Электросила» им. Кирова, комбинат «Трехгорная мануфактура» — с родственными предприятиями Ленинграда и Черновиц.
От коллективов фабрик и заводов не отставали работники транспорта. На Московском железнодорожном узле распространилось движение за скоростное вождение тяжеловесных поездов. Только в 1954 г. машинисты столичного узла провели около 70 тыс. тяжеловесных поездов. Внедрение московскими железнодорожниками рациональных приемов вождения электропоездов на участке Москва — Раменское, например, позволило сэкономить около 1 млн. квт-ч электроэнергии в год.
Замечательно трудилась на Московско-Рязанской железной дороге смена диспетчерской службы, которой руководила лауреат Государственной премии К. Королева. Придя на железнодорожный транспорт по путевке комсомола, Королева, начавшая работать кассиром камеры хранения, стала затем передовым диспетчером. Товарищи по работе по праву называли ее хозяйкой движения.
В декабре 1954 г. Королева вместе с диспетчерами И. Деминым, А. Уманской, И. Стригуновым, И. Янцевичем и В. Алексеевым обратилась ко всем диспетчерам дорог и отделений с призывом начать борьбу за организацию движения поездов по-новому. В обращении диспетчеров-новаторов говорилось: «Откроем ворота стыковых пунктов мощному вагонопотоку!»
Призыв передовиков нашел горячий отклик. В Московском отделении Московско-Рязанской дороги была создана единая комсомольско-молодежная смена во главе с Королевой. Коллектив смены объединил сотни людей: диспетчеров, дежурных по станциям, паровозные бригады, составителей, стрелочников, сцепщиков. Уже с первых дней соревнование за беспрепятственный прием поездов принесло успехи в работе всего Московского отделения Московско-Рязанской железной дороги. В январе 1955 г. отделение дороги выполнило норму передачи вагонов на 100,3%. Улучшились и другие показатели: ускорился оборот вагонов, возрос среднесуточный пробег паровозов, увеличилась норма погрузки. Почин передовиков столичного узла нашел последователей среди железнодорожников Московско-Курско-Донбасской, Дальневосточной, Северной, Калининской, Орджоникидзевской, Белорусской и многих других дорог Советского Союза. Для изучения передового опыта на Московский узел приезжали диспетчеры с самых отдаленных магистралей страны.
Все эти патриотические начинания, открывавшие огромные возможности для подтягивания отстающих предприятий до уровня передовых, были направлены к одной цели — досрочному выполнению заданий пятилетки. В них нашли яркое выражение высокая политическая сознательность советских людей, рост культурно-технического уровня рабочих, их беспредельная преданность Коммунистической партии, Родине. Борясь за досрочное выполнение пятого пятилетнего плана, москвичи не раз выходили победителями социалистического соревнования, становились в ряды лучших из лучших. Только в I квартале первого года пятилетки более 150 предприятий столицы завоевали первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании. За первые три квартала 1953 г. московским фабрикам и заводам 425 раз присуждалось первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании. Особенно больших успехов в соревновании добились коллективы предприятий машиностроения, электропромышленности и легкой промышленности.
Движение за выполнение и перевыполнение планов получило особенно широкое распространение в последние годы пятой пятилетки, когда партия, критически оценив положение в промышленности, развернула борьбу за быстрый рост социалистической экономики. Москвичи единодушно поддержали почин 13 предприятий столицы — заводов им. Владимира Ильича, автомобильного, «Компрессор», «Каучук», фабрики «Красный Октябрь» и других, выступивших с призывом развернуть социалистическое соревнование за досрочное выполнение пятого пятилетнего плана. Этому почину на московских фабриках и заводах были посвящены собрания рабочих и служащих, на которых принимались обязательства по досрочному выполнению пятилетнего плана. Так, предприятия промышленности и транспорта Дзержинского района решили выполнить пятилетний план.к 20 июля 1955 г. Еще более высокими были обязательства отдельных передовиков производства. Бригада кузнецов завода «Борец» во главе с А. Алферовым решила в последнем году пятилетки выработать дополнительно две годовые нормы. Сам бригадир в 1955 г. работал в счет 1962 г. Многие предприятия уже в 1954 г. достигли уровня производства, намеченного на 1955 г.
В то же время в столице в предпоследнем году пятилетки 110 предприятий не справились с выполнением планов и недодали стране продукции на 148 млн. руб. 98 предприятий не выполнили заданий по производительности труда. С таким положением нельзя было мириться. Собрание партийного актива Москвы 20 декабря 1954 г. призвало партийные и профсоюзные организации, а также руководителей предприятий сосредоточить внимание на максимальном использовании всех резервов, на досрочном выполнении заданий пятого пятилетнего плана. Актив обратил внимание партийных организаций на необходимость более умелого сочетания политической и хозяйственной работы «с практическими задачами, стоящими перед предприятиями».
Всемерно поддерживали движение за выполнение и перевыполнение производственных планов, за повышение производительности труда профсоюзные организации. Они настойчиво распространяли опыт новаторов. С этой целью на фабриках и заводах были созданы школы передового опыта. Профсоюзные организации помогали рабочим, не имевшим достаточных технических знаний, повысить свою квалификацию. У москвичей стало правилом: каждый передовик производства должен помогать другим рабочим в овладении профессией.
Производственные совещания, все больше входившие в жизнь фабрик и заводов, прививали любовь к родному предприятию, к избранной профессии, приобщали массы к управлению производством. Постоянно заботились о развертывании соцсоревнования комсомольские организации. МГК ВЛКСМ провел собрание городского комсомольского актива по распространению почина автозаводцев, организовал встречу молодых рабочих с новаторами производства столицы. Такие же мероприятия проводились в Первомайском, Москворецком и других районах столицы. Комсомольские организации настойчиво пропагандировали передовой опыт молодых рабочих, лучшие из них были удостоены почетных грамот. Самоотверженный труд передовиков московских предприятий был высоко оценен партией и правительством. За хорошую работу бригадир фабрики «Парижская Коммуна» Л. Корабельникова, мастер завода «Калибр» В. Уткин, новаторы завода им С. Орджоникидзе Ю. Диков, Н. Чикирев, каменщик А. Леонтьев, штукатуры И. Кутенков, П. Севастьянов и другие были удостоены Государственной премии, многие были награждены орденами и медалями. Опыт новаторов, становившийся достоянием сотен тысяч рабочих, работниц, инженеров, техников, способствовал развитию чувства коллективизма, товарищеской взаимной помощи и дружбы.
По инициативе работшшов завода «Каучук» на ряде предприятий столицы и других городов СССР развернулось широкое движение за разработку новаторских планов повышения производительности труда, за более широкое распространение передовых методов труда. Об экономическом значении реализации этих планов ярко свидетельствовали результаты работы завода «Каучук», который только за, годы пятой пятилетки выпустил сверхплановой продукции более чем на 275 млн. руб. Передовой коллектив, начиная с IV квартала 1951 г., много раз завоевывал первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании.
Рост трудовой и политической активности работников промышленности, повышение уровня руководства производством дали значительные результаты. Москвичи первыми рапортовали о досрочном выполнении пятого пятилетнего плана. За эти годы московская промышленность выпустила продукции сверх плана более чем на 18 млрд. руб., уровень промышленного производства на тех же производственных площадях возрос на 69 %, производительность труда -на 47,6% 7в, производство станков и автомобилей увеличилось в 1,5 раза, подшипников и электромоторов — почти вдвое, проката — на 24%, выпуск шелковых тканей — в 2,5 раза, шерстяных тканей — на 54%. Местная промышленность увеличила производство продукции на 80%, кооперативная — на 61%.
Предприятия столицы освоили производство многих новейших станков, автоматических линий для автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения, приборов, основанных на использовании радиоактивных элементов, и т. д. Только в 1955 г. московские станкостроительные предприятия освоили производство 79 новых типов совершенных станков и 5 автоматических станочных линий. Так, на 1-м ГПЗ была введена в строй первая линия цеха-автомата, созданная в содружестве с советскими учеными. Такой цех-автомат создавался впервые в мире. Процессы точки колец, закалки и штамповки деталей, сборки и упаковки подшипников были полностью автоматизированы. Для строящихся заводов железобетонных изделий станкостроители «Красного пролетария» выпустили машину, изготовлявшую металлические каркасы железобетонных колонн. Машина автоматически резала, зачищала и сваривала металл. Московский завод шлифовальных станков изготовил автоматический шлифовальный агрегат. Этот агрегат заменил труд 20—25 рабочих.
Порадовали Родину своими успехами московские железнодорожники. 3/4 общего прироста грузооборота за годы пятилетки они получили за счет повышения производительности труда. Новые большие задачи в области развития народного хозяйства были поставлены перед партией и страной XX съездом КПСС, утвердившим директивы по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1956—1960 гг. Главная задача пятилетки состояла в том, чтобы на основе преимущественного развития тяжелой промышленности обеспечить дальнейший рост всех отраслей народного хозяйства. За пятилетие намечалось увеличить выпуск промышленной продукции на 65%.
Сложные и ответственные задачи в шестой пятилетке были поставлены перед Москвой, являвшейся крупнейшим центром машиностроения, станкостроения и приборостроения.
Опубликование в печати 15 января 1956 г. проекта директив XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану вызвало большой политический и трудовой подъем среди рабочих, служащих, интеллигенции столицы. По почину коллективов ряда предприятий Москвы и Московской области, в числе которых были завод «Красный пролетарий», автозавод им. Лихачева, 1-й ГПЗ, электроламповый завод, завод им. Владимира Ильича и др., развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана 1956 г. — первого года пятилетки. Участники соревнования брали обязательства бороться за повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, экономию топлива, сырья, электроэнергии.
Строители Москвы обязались досрочно выполнить план жилищного строительства и дополнительно, сверх плана, ввести в строй новые жилые дома для трудящихся. Партийные, профсоюзные, комсомольские организации Москвы приняли меры к тому, чтобы создать наиболее благоприятные условия для проявления твор-ческдй инициативы масс. На комбинате «Трехгорная мануфактура» развернулось соревнование между бригадами, сменами, цехами. Большинство рабочих имело свои индивидуальные обязательства. Особое внимание обращалось на гласность соревнования. Опыт передовиков, новаторские приемы работы стали широко изучаться в школах передового опыта, на различных краткосрочных курсах, а также индивидуальным путем. Все это обеспечило успех: «Трехгорная мануфактура» в 1957-1958 гг. пять раз занимала почетное место во Всесоюзном социалистическом соревновании.
Немалых успехов добились после XX съезда партии коллективы заводов им. Владимира Ильича, 1-го часового, малолитражных автомобилей, «Красный пролетарий», «Калибр» и многих других. Неуклонно росло число участников социалистического соревнования. В 1957 г. на машиностроительных предприятиях Москвы соревновалось 80,9% всех рабочих, в 1958 г. — 82,5%. В 1957 г. по предложению коллективов 1-го ГПЗ, комбината твердых сплавов, завода телевизионной аппаратуры, фабрики «Красный Октябрь», Московской окружной железной дороги и др. началось социалистическое соревнование в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Участники соревнования обязались встретить годовщину Октября досрочным выполнением производственных заданий, новыми успехами в борьбе за технический прогресс.
Исключительно большое значение имело соревнование за улучшение качественных показателей производства, за экономию сырья, электроэнергии, материалов, развернувшееся в первые годы шестой пятилетки. Очень результативным оказалось соревнование за экономию металла на автозаводе им. Лихачева. Одна только бригада А. Медведева, инициатора этого начинания, сэкономила к октябрю 1956 г. 10 тыс. т металла. На электроламповом заводе бригада монтажниц во главе с комсомолкой Н. Левиной начала соревнование за увеличение выпуска продукции и за экономию материалов. Ее примеру на заводе последовали 52 бригады. В результате завод выпустил в 1956 г. сверх плана значительное число фотоэлементов, электроламп, неоновых ламп и другой продукции.
В начале 1957 г. комсомольско-молодежные бригады В. Варваркиной и Т. Федоровой на заводе автотракторного электрооборудования (АТЭ-1) развернули соревнование за экономию металла на каждой производственной операции. Каждый из соревнующихся должен был сэкономить к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции до 90 кг медного провода. Многие рабочие сомневались в реальности такого обязательства. Однако бригады опирались на точный расчет, на возросшую техническую культуру. Это обеспечило успех: каждая работница в бригаде Варваркиной вместо обещанных 90 кг сэкономила 138, а в бригаде Федоровой — 130 кг.
Из сэкономленного металла можно было дополнительно изготовить 26 тыс. генераторов, около 15 тыс. автомобильных стартеров, более 13 тыс. реле-регуляторов. Московский городской комитет КПСС, городской совет профсоюзов одобрили почин коллектива завода АТЭ-1 и содействовали его развитию. Благодаря этому московские предприятия начали соревнование за максимальное сокращение затрат труда и материалов при высококачественном изготовлении каждого изделия.
В московской промышленности распространились и другие начинания, рожденные энтузиазмом рабочих, инженеров и техников. Мастер обувной фабрики им. Капранова М. Чепелева начала соревнование за выпуск обуви только высшего сорта, коллектив цеха протяжек Московского инструментального завода соревновался за ускорение модернизации оборудования.
Творческая инициатива рабочих смело ломала все рогатки и препятствия, мешавшие борьбе за увеличение выпуска продукции. В 1957 г. в Совет Министров СССР поступило письмо старшего мастера Московского завода гидроагрегатов А. Фока, в котором говорилось о трудностях в сбыте готовой продукции. «Через несколько дней, — рассказывал позже Фок, — меня пригласили в Совет Министров и внимательно выслушали. Тут же при мне было отдано распоряжение послать на наш завод и на тракторные предприятия представителей для проверки и уточнения фактов, приведенных в моем письме. Не прошло и недели, как все материалы были собраны. Меня познакомили с результатами проверки, рассказали о намеченных мерах для исправления создавшегося положения. А через несколько дней после этого я подходил к Спасским воротам Кремля — шел на заседание правительства. Уже через несколько дней с завода была вывезена вся готовая продукция, сельское хозяйство стало получать тракторы с новой гидравлической системой».
В привлечении широких масс к управлению производством большую роль сыграло усиление деятельности профсоюзных организаций, расширение прав фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1958 г. Одной из наиболее действенных форм участия трудящихся в работе своего предприятия стали постоянно действующие производственные совещания, созданные по указанию ЦК КПСС. В 1957—1958 гг. на всех промышленных предприятиях и стройках столицы прошли выборы членов постоянно действующих производственных совещаний. В их состав вошли представители рабочих, инженеров, техников, служащих, администрации, партийных и комсомольских организаций, научно-технических обществ. На заводе «Серп и молот» в состав постоянно действующих производственных совещаний был избран 781 человек; 570 человек насчитывало совещание на 1-м часовом заводе, 250 — на фабрике «Парижская Коммуна», 140 — на тормозном заводе. К концу 1958 г. на предприятиях Москвы работало несколько тысяч постоянно действующих производственных совещаний.
Постоянно действующие производственные совещания явились могучим средством вовлечения широких масс в управление производством, развертывания их активности, улучшения практики коммунистического хозяйствования. В 1958 г. на заводе им. Владимира Ильича состоялось 200 заседаний производственных совещаний, на которых было обсуждено 896 предложений рабочих и служащих, направленных на улучшение технологии, организации производства, условий труда, материально-технического снабжения, бытовых условий. Выполнение этих предложений, как и вся творческая работа постоянно действующих производственных совещаний, способствовало тому, что завод к концу 1958 г. стал выпускать продукцию ритмично, по декадам, а позднее — и по суткам. План 1958 г. по валовой продукции был выполнен на 115,8%, а по производительности труда -на 111,7%.
По инициативе партийных организаций проводились экономические конференции и семинары, на которых обсуждались вопросы повышения производительности труда, снижения себестоимости, экономии сырья и материалов. В конференциях и семинарах принимали участие хозяйственные работники, инженеры и техники, передовые рабочие. Конференции оказали существенную помощь в изыскании внутренних резервов и разработке мер борьбы за повышение экономических показателей производства. Так, на автозаводе им. Лихачева в результате цеховых и общезаводской экономических конференций было внесено свыше 2 тыс. предложений. Реализация лишь части их дала годовую экономию более 20 млн. руб. По решению февральского (1957 г.) пленума ЦК КПСС и седьмой сессии Верховного Совета СССР летом 1957 г. была проведена перестройка управления промышленностью и строительством. Для управления промышленностью и строительством были образованы советы народного хозяйства экономических районов. 1 июня 1957 г. Совет Министров РСФСР принял постановление о создании московского городского Совнархоза и утвердил его структуру.
Перестройка управления промышленностью Москвы представляла довольно сложную задачу. Москва —крупнейший промышленный центр. К началу 1957 г. здесь находилось около 1500 предприятий союзно-республиканской промышленности, подчиненных десяткам различных министерств и ведомств. На них работало 1055 тыс. рабочих и служащих. Кроме этого, на стройках города и на предприятиях по производству стройматериалов было занято еще 280 тыс. рабочих и служащих.
В Москве расположены также крупные научные учреждения союзного значения. В 1957 г. в столице насчитывалось 325 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, в которых было занято несколько десятков тысяч научных сотрудников. В ведение совнархоза перешло около 450 крупных предприятий, подчиненных в прошлом различным министерствам. Годовая продукция промышленности совнархоза составляла десятки миллиардов рублей. По выпуску валовой продукции Московский городской совнархоз занимал первое место в стране. Промышленность Московского совнархоза была чрезвычайно многообразна. Она насчитывала десятки отраслей. Первое место среди них занимали машиностроение и металлообработка — 141 предприятие, за ними следовали легкая промышленность — 87 предприятий и пищевая — тоже 87 предприятий. Для руководства промышленностью в городском совнархозе было создано отраслевое управление. Впоследствии некоторые из них объединили и общее количество отраслевых управлений сократилось до 14.
Большое число мелких и средних предприятий из ведения министерств было передано в подчинение Московского городского Совета депутатов трудящихся. В общей сложности после реорганизации управления промышленностью и строительством промышленность Моссовета насчитывала около 900 предприятий и представляла значительную экономическую силу. Достаточно указать хотя бы на тот факт, что местная промышленность выпускала продукции значительно больше в стоимостном выражении, чем вся крупная промышленность Москвы в 1913 г.
Московской городской партийной организацией и совнархозом были разработаны и осуществлены меры по производственному кооперированию предприятий как внутри города, так и с ближайшими совнархозами. С целью устранения дальних перевозок на предприятиях города организовали производство ряда деталей и изделий, ранее поставлявшихся из других районов. В результате этого сократились многие дальние нерациональные перевозки. Уже в 1958 г., например, прекратился ввоз литья из Омской, Кемеровской, Челябинской, Свердловской, Волгоградской, Харьковской, Запорожской и других областей. План кооперированных поставок в 1958 г. был выполнен по чугунному литью на 110%, по стальному -на 108%.
Проводилась работа по более четкой специализации предприятий, устранению ненужного параллелизма в производстве продукции. Так, фасонные отливки цветных сплавов производились на 58 предприятиях городского совнархоза, в 109 цехах и участках. Многие из этих цехов были маломощными. В результате себестоимость их изделий была довольно высокой. Во второй половине 1957 г. 47 нерентабельных цехов и участков закрыли. Производство цветных сплавов сконцентрировали на нескольких крупных предприятиях. Это позволило увеличить выпуск литья на 30% и сэкономить в год 13 млн. руб. Одновременно была высвобождена производственная площадь в 3000 кв. м.
Было закрыто также 25 цехов и участков, производивших чугунное и стальное литье. Его производство сконцентрировали на крупных предприятиях в специализированных цехах. Уже в конце 1957 г. производством электродов вместо 23 предприятий занимались 2 специализированных завода. Были приняты меры по организации централизованного производства механизированного инструмента для механических и сборочных работ. В этот же период были разработаны и осуществлены мероприятия по специализации и развитию производства изделий из пластмасс. Производство пластмассовых изделий сконцентрировалось на нескольких специализированных заводах (Карачаровском и др.). В результате этого значительно увеличился выпуск продукции, ее себестоимость снизилась в 1,5—2 раза, высвободилось 5 тыс. кв. м производственной площади. Кроме того, предприятия получили за год 18 млн. руб. экономии.
В 1957—1958гг. осуществлялась также специализация предприятий мебельной промышленности, кондитерской фабрики «Рот-Фронт», Московского завода шампанских вин и некоторых других.
Наряду с некоторыми положительными моментами, в деятельности совнархозов, в том числе и Московского, имелись и серьезные недостатки: проявление местничества, несвоевременное выполнение плановых поставок продукции другим экономическим районам. Управление однородными предприятиями той или другой отрасли промышленности (текстильной, машиностроительной и др.) было разделено между десятками совнархозов, что мешало осуществлению единой технической политики в данной отрасли производства и снижало темпы технического прогресса. Несмотря на трудности и отдельные недостатки, промышленность Москвы справлялась с выполнением плановых зданий. План 1957г. промышленностью и строительными организациями Москвы был выполнен досрочно, 16 декабря.
В 1957 году «Красный пролетарий» отпраздновал свое 100-летие. За 40 лет Советской власти завод преобразился. Из небольшой полукустарной мастерской он превратился в крупнейшее станкостроительное предприятие, оснащенное передовой современной техникой. «Красный пролетарий» выпускал станков значительно больше, чем вся станкостроительная промышленность России в 1913 г. На заводе сложился хороший боевой коллектив рабочих, служащих, инженерно-технических работников, известный своими трудовыми традициями, высокой культурой производства. Немало новаторов, Героев Социалистического Труда выросло на «Красном пролетарии». За успехи в производственной работе, создание новых типов станков для народного хозяйства коллектив «Красного пролетария» был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. В мае 1957 г. торжественно отмечал 25-летие своего предприятия коллектив завода «Фрезер». За это время он увеличил выпуск режущего инструмента, точных приборов и другой продукции в 10 раз. Еще в годы довоенных пятилеток завод сыграл крупную роль в борьбе за прекращение импорта в нашу страну различных инструментов. Продукция завода получила широкую известность не только в СССР, но и в десятках других стран. Успешно шла работа и в 1958 г. План года был выполнен на 14 дней раньше срока. За 1956—1957 гг. в Москве было выпущено сверхплановой продукции на несколько миллиардов рублей. Сверх плана было произведено значительное количество стали, проката, кокса, автомобилей, подшипников, металлорежущих станков, трансформаторов, автопокрышек, счетных и математических машин, тканей, обуви, телевизоров, часов и других товаров народного потребления. Выпуск валовой продукции в 1958 г. вырос по сравнению с 1957 г. на 7%, годовое задание по росту производительности труда было перевыполнено на 3,6%.
В 1958 г. было освоено производство около 1200 новых видов машин, станков и других изделий, в том числе специальных станков новых моделей, станков для электрозвуковой обработки деталей, приборов для автоматизации производственных процессов в металлургии, химической, станкостроительной промышленности, новых видов часов, подшипников, новых марок жаростойких и прочных сталей, текстильных товаров м. Коллектив завода им. Лихачева начал производство трехосных автомобилей ЗИЛ-157 высокой проходимости. Свыше тысячи новых видов товаров народного потребления начали выпускать предприятия промышленности Моссовета.
Значительных успехов добилась строительная промышленность Москвы. Строительные организации Москвы стали высокомеханизированными предприятиями. Все шире распространялись индустриальные методы строительства. Росла квалификация кадров. На стройках и предприятиях строительной индустрии широко развернулось социалистическое соревнование за повышение производительности труда, ускорение темпов строительства, экономию строительных материалов. План строительства жилых домов, школ, больниц и других культурно-бытовых зданий, а также промышленных объектов за первые три года шестой пятилетки был успешно выполнен.
Под руководством Московской партийной организации трудящиеся столицы в послевоенные годы добились крупнейших успехов в борьбе за развитие промышленности и других отраслей хозяйства. К 40-летию Советской власти валовая продукция крупной промышленности Москвы увеличилась по сравнению с 1913 г. более чем в 60 раз, а продукция машиностроения — более чем в 300 раз. В 1956 г. промышленность столицы выпускала около 21% производимых в СССР станков, почти 50% трансформаторов, до 75% тяговых электродвигателей, около 40% электротермического оборудования, 25% кабельной продукции, около 35% шариковых, роликовых и игольчатых подшипников.
Металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность Москвы играла крупную роль в техническом перевооружении народного хозяйства страны. Особенно быстро развивались станкостроение и приборостроение, электро- и радиотехническая промышленность, производство средств автоматизации и механизации, приборов автоматического контроля, высокопроизводительных переналаживаемых автоматических линий, точных металлорежущих, агрегатных и других станков и приборов, основанных на применении радиоэлектроники и полупроводников. До 15% приборов и средств автоматизации, произведенных в 1958 г. советской промышленностью, имели московскую марку.
Заводы «Красный пролетарий», им. С. Орджоникидзе, шлифовальных станков и другие стали ведущими в стране предприятиями по производству автоматических линий, агрегатных, полуавтоматических и автоматических станков. Большое значение для народного хозяйства СССР приобрела деятельность Экспериментального научно-исследовательского института металлорежущих станков и его опытного завода «Станкоконструкция». Здесь решались наиболее важные проблемы отечественного станкостроения, вырабатывались и проверялись конструкторские и технологические принципы обработки металлов, создавались принципиально новые схемы станков и станочных линий.
Среди предприятий электротехнической промышленности ведущую роль играли Московский электрозавод, завод «Динамо» им. Кирова, заводы электротермического оборудования, высокочастотных электропечей и др. Московской промышленности принадлежат большие заслуги и в развитии отечественной пассажирской авиации. В годы пятой и шестой пятилеток в Москве были заложены основы новой строительной индустрии. К концу 1958 г. в столице работали десятки специализированных заводов, оснащенных прокатными станами, кассетными машинами и поточными линиями. Создание мощной строительной промышленности в Москве послужило базой и образцом для развития этой отрасли хозяйства в Советском Союзе и братских социалистических странах.
Коренные изменения произошли в характере и номенклатуре изделий московской промышленности. Многие виды продуции стали производиться на иных, чем раньше, началах и технических принципах (станки с программным управлением, станки с экранной оптикой, радиоаппаратура с применением полупроводниковых приборов, железобетонные стройдетали с предварительным напряжением и т. д.). Появились изделия, которые никогда ранее не производились: электронные счетные машины, селеновые выпрямители тока, изделия из полиэтилена и других химических полимеров.
В соответствии с решениями ЦК КПСС и Советского правительства осуществилась коренная реконструкция ряда крупных московских заводов и фабрик. По уровню техники и технологии производства эти предприятия превращались в образцово-показательные. Непрерывно возрастала роль московской промышленности в производстве товаров народного потребления. К началу 1959 г. Москва давала около 40% шелковых, более 35% хлопчатобумажных и свыше 30% шерстяных тканей, производимых в Советском Союзе. На предприятиях легкой промышленности происходили существенные сдвиги в номенклатуре изделий; московские текстильщики показывали пример освоения новой продукции: тканей с лавсаном, капроном и другими искусственными волокнами, новых видов трикотажа и изделий из него. Широкую известность в стране и за ее пределами получила продукция комбината «Трехгорная мануфактура», 1-й ситценабивной фабрики, шелкоткацкого комбината им. П. П. Щербакова, трикотажной фабрики «Красная заря», обувных фабрик «Парижская Коммуна», «Буревестник», им. Капранова и других московских предприятий.
Значительной реконструкции подвергались многие мясоперерабатывающие, молочные заводы и хладокомбинаты. Почти полностью были введены в действие мощности нового Останкинского мясоперерабатывающего и молочного комбинатов; строились Очаковский и другие крупные молочные заводы, основанные на применении новейших технологических процессов. Продукция московских предприятий кондитерской, парфюмерной, витаминной отраслей промышленности и промышленности пищевых концентратов получила широкое распространение по всей стране и за ее пределами. На Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе были отмечены первыми премиями и золотыми медалями изделия кондитерских фабрик «Красный Октябрь», «Большевик», «Рот-Фронт», табачной фабрики «Ява», парфюмерной фабрики «Новая заря».
Значительно окрепла энергетическая база хозяйства Москвы. В годы пятой и шестой пятилеток были построены или реконструированы ТЭЦ № 11, Фрунзенская и Калужская теплоэлектроцентрали, введены новые мощности на Новомосковской ГРЭС, Рыбинской и Угличской гидростанциях системы Мосэнерго. Уже в 1955 г. производство электроэнергии в системе Мосэнерго увеличилось по сравнению с 1945 г. в 3,6 раза.
Выросли внешнеэкономические связи. Более 200 московских предприятий, в том числе 1-й ГПЗ, «Динамо», автозавод им. Лихачева, завод малолитражных автомобилей, «Красный пролетарий», «Москабель», 1-й и 2-й часовые заводы, «Борец», завод им. Владимира Ильича, «Калибр», поставляли свою продукцию в 60 стран мира.
Москва оказывала значительную техническую и экономическую помощь братским социалистическим странам и молодым развивающимся государствам Азии и Африки в создании и развитии собственной промышленности. На предприятиях столицы проходили производственную практику, изучали современную технику и передовые методы труда сотни и тысячи иностранных рабочих и специалистов. По просьбе социалистических стран и ряда стран Азии и Африки на предприятиях и в научных учреждениях столицы была разработана техническая документация по сотням тем. Многие московские специалисты выезжали в эти страны для оказания технической помощи. Жизнь на каждом шагу подтверждает, что нет предела творческим возможностям советского человека. В мощном подъеме экономики, невиданном взлете творческой мысли и трудовой активности рабочих масс все большей реальностью становилось то коммунистическое завтра, о котором мечтали советские люди, закладывая первые камни в фундамент социалистической экономики.