Общество будущего


Сен-Симон был убежденным сторонником перехода к новому общественному строю, который он называл промышленной системой. Главной задачей промышленной системы Сен-Симон считал обеспечение физического и морального благополучия народа.
Поставив вопрос, какими средствами можно достигнуть счастья, Сен-Симон отвечал: «Нет других средств, кроме наук, искусств и ремесел». Ведь только получив возможность удовлетворить свои физические и моральные потребности, люди могут быть счастливыми. При новом строе они получат возможность прекрасно питаться, иметь наилучшее жилище, свободно путешествовать. Население будет обеспечено как предметами первой необходимости, так и «прелестями жизни».
Создание всеобщего благосостояния, доказывал Сен-Симон, легко достижимо. До сих пор громадные силы тратились одной частью общества на утверждение своего господства, а другой на борьбу против этого господства. Несмотря на такую растрату сил, достигнута значительная степень достатка и благосостояния. Ясно, что когда не будет этой борьбы в обществе и между народами, а объединенные усилия будут использованы для воздействия на природу, благосостояние общества неизмеримо возрастет.
В противоположность анархии капиталистического хозяйства в новом обществе производство будет вестись по плану ради удовлетворения потребностей человека. Основной целью общественной организации Сен-Симон провозглашал «возможно более полезное сочетание всех отдельных работ в области наук, искусств и ремесел». Эту идею Сен-Симона о замене анархии капиталистического хозяйства планомерным производством в интересах всего общества Ленин назвал гениальной догадкой.
Очень интересна также мысль Сен-Симона о том, что в новом обществе функции управления коренным образом изменятся. Надобность в управлении людьми отпадет, государственная власть уступит место администрации, которая, осуществляя волю общества, будет руководить производством, управлять вещами. «Правительства не будут больше управлять людьми, их обязанность ограничится лишь устранением всего того, что мешает полезным работам». Люди будут пользоваться наибольшей свободой, поддержание порядка почти целиком станет общим делом всех граждан.
Труд в будущем обществе, с точки зрения Сен-Симона, станет всеобщим, все будут заняты физическим или умственным трудом и будут участвовать в создании изобилия. Положение людей в обществе будет определяться их способностями, а доход каждого — его вкладом в общее дело. Доказывая, что от перехода к новому общественному строю выиграют все классы общества, Сен-Симон в своих последних работах прямо указывал на необходимость коренного улучшения положения самого многочисленного и бедного класса общества — пролетариев.
Сен-Симон признавал, что события революции показали значительный рост уровня развития рабочих. Он даже рассматривал этот факт как важную предпосылку для перехода к новому общественному строю. Но, полагал Сен-Симон, управлять производством по-прежнему должны будут предприниматели. «Правда,— указывал Энгельс,— эти буржуа должны были стать чем-то вроде общественных чиновников, доверенных лиц всего общества, но все же сохранить по отношению к рабочим командующее и экономически привилегированное положение».
Для достижения изобилия, полагал Сен-Симон, надо поощрять развитие всех видов хозяйства, побуждая предприимчивость «соблазном частных выгод» и уступая барыши частным лицам. В соответствии с этими взглядами Сен-Симон предусматривал сохранение в будущем обществе частной собственности на средства производства. Называя новое общество ассоциацией, Сен-Симон подчеркивал, что при новом строе хозяйство будет вестись в интересах всего общества, принесет наибольшую выгоду всему народу. Развивая дальше взгляды Сен-Симона, его последователи сделали вывод о необходимости отменить право наследования. Каждый член общества, полагали сен-симонисты, будет занимать место по своим способностям и вознаграждаться по своим заслугам.
Сен-Симон признавал только один путь перехода к новому обществу - путь мирных преобразований. Единственное средство, которое, по мнению Сен-Симона, следует использовать для преобразования общества -- «это проповедь, как устная, так и письменная». Применение насилия может принести, с его точки зрения, только вред. «Мы далеки от того, чтобы проповедовать восстание и возмущение»,— заявлял Сен-Симон. Он обращался к Наполеону и Людовику XVIII, призывая их понять те выгоды, которые принесет промышленная система. Интересы художников, ученых и руководителей промышленного труда, доказывал Сен-Симон, совпадают с интересами народных масс, «они принадлежат к классу трудящихся, являясь в то же время его естественными вождями». Только они обладают способностями определять пути необходимых преобразований.
Во взглядах Сен-Симона на социализм много неясностей и противоречий. С его точки зрения, это строй, при котором производство регулируется обществом, но остается частная собственность на средства производства. Руководят хозяйством капиталисты, но они становятся, по мысли Сен-Симона, слугами общества. Нереален предложенный Сен-Симоном путь перехода к социализму. Лишь в своей последней работе, указывал Маркс, «Сен-Симон прямо выступил от лица рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений».
Тем не менее социалистическое учение Сен-Симона было сильным ударом по буржуазной идеологии, по основному тезису буржуазных ученых о незыблемости капитализма. Через все произведения Сен-Симона красной нитью проходит идея о том, что капиталистическое общество — лишь преходящий этап человеческой истории, что назрели предпосылки для перехода на высшую ступень. В понимании того, что капитализм должен уступить место новому строю,— главная заслуга Сен-Симона. Резко критикуя современное ему общество, Сен-Симон не идеализировал и прошлого. Золотой век человечества, с его точки зрения, не в прошлом, а в будущем. Вооруженный знаниями человек способен взять у природы в избытке все, что ему нужно для жизни, если анархия капиталистического хозяйства будет заменена руководством хозяйства из единого центра.

Курс лекций "История экономических учений",
издательство "Высшая школа", Москва, 1963 г.