Прудонизм — один из источников современного реформизма


Классики марксизма-ленинизма вели всестороннюю и длительную борьбу с Прудоном и прудонизмом в целом, который во второй половине XIX в. был широко распространен во многих европейских странах.
Пытаясь подменить политическую революционную борьбу реформизмом и направить рабочее движение по пути реформ, прудонизм тормозил развитие революционного рабочего движения.
Он сыграл большую роль и в развитии анархо-синдикализма -- направления, глубоко противоречащего коренным требованиям рабочего класса.
Защищая свои реформистские идеи, Прудон занимал анархическую позицию в отношении государственного устройства. Он выступал и против коммунизма, и против буржуазной демократии, и против монархии. Он выступал и против общественной коммунистической собственности. Двигательной силой общественного развития он считал какой-то третий безличный класс, соторый опирался бы на мелкую собственность и не имел бы никакой общественно-государственной организации. Государство вообще, по его мнению, излишне, оно растворяется в хозяйственной организации. В основе мелкобуржуазной программы Прудона, известной под названием мютюализм, лежит организация взаимных услуг всех членов общества путем заключения договорных отношений между отдельными лицами, без всякого вмешательства государства. В мелкобуржуазном обществе, проектируемом Прудоном, отсутствуют какие-либо политические партии, исключается политическая и тем более революционная борьба. Анархо-синдикалистские идеи Прудона использовались в прошлом и используются в настоящее время буржуазными экономистами и ревизионистами в их борьбе против марксизма. Уже в начале XX в. так называемые сорелисты (по имени главы направления Жоржа Сореля) пытались противопоставить марксизму прудонизм.
Сорелисты подменяли идею социалистической революции требованием передачи средств производства местным профсоюзам, или рабочим советам, как они их еще называли. Эти рабочие советы сами по себе без диктатуры пролетариата и руководства со стороны марксистских партий обеспечили бы, по мнению сорелистов, победу социалистического общества.
Критика прудонизма приобретает особую значимость в современных условиях, когда реформисты и ревизионисты пытаются возродить анархо-синдикалистские теории.
Необходимость всесторонней критики прудонизма диктуется также тем, что некоторые его идеи используются авторами реакционной теории «народного капитализма». Известно, что центральной идеей этой теории является утверждение об исчезновении основных классов буржуазного общества и превращении их в какой-то третий класс, третью силу, которая определяет современное развитие капитализма. Это не что иное, как обновленный вариант мелкобуржуазного социализма Прудона, воспевающего мелкую буржуазию.

Курс лекций "История экономических учений",
издательство "Высшая школа", Москва, 1963 г.