Прудон — мелкобуржуазный идеолог, его отличие от Сисмонди


Пьер-Жозеф Прудон (1809—1865 гг.), так же как и Сисмонди, принадлежит к идеологам мелкой буржуазии. Но его социально-экономические взгляды не тождественны социально-экономическим взглядам Сисмонди. Если Сисмонди являлся представителем классической научной буржуазной политической экономии, то Прудон — вульгарный экономист, скрывавший за пышной радикальной фразой апологетику буржуазного общества. Хотя оба они и являлись мелкобуржуазными идеологами, однако Сисмонди и Прудон выражали интересы мелкой буржуазии на разных стадиях развития капитализма. Это определило их различное отношение к капитализму и различие их конкретных практических предложений. Взгляды Сисмонди, как мы видели, отражали положение мелких производителей в условиях формирования буржуазных отношений и появления присущих буржуазному обществу антагонизмов. Он не понимал классовой структуры буржуазного общества и поэтому начисто отрицал капитализм, как неспособную к развитию общественно-экономическую формацию, требовал перехода к прежним докапиталистическим формам хозяйства.
Прудон выражал интересы мелкой буржуазии в иной период времени, когда уже сложились в своей основе производственные отношения капитализма, определилась его классовая структура и мелкая буржуазия заняла свое промежуточное положение. История уже доказала невозможность возврата от капитализма к натуральным формам хозяйства и, стало быть, разбила проекты Сисмонди. Теперь защитники мелкой буржуазии в лице Прудона не отрицали капитализм, как это делал Сисмонди, а хотели его лишь подправить, улучшить. Они пытались придумать планы спасения мелкой буржуазии от разорения, пролетаризации, не затрагивая при этом частной собственности со всеми вытекающими из нее последствиями. Поэтому вся система взглядов Прудона была проникнута реформизмом, глубоко враждебным рабочему классу, тормозящим развитие революционного движения.
В. И. Ленин так характеризует реформистскую позицию Прудона в отношении капитализма: «Не уничтожить капитализм и его основу -- товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т. п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, «конституировать» ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, «справедливой», лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений — вот идея Прудона».
Наряду с реформизмом как основным направлением мысли в воззрениях Прудона проявлялись и некоторые революционные тенденции. Это сочетание вполне объяснимо классовой позицией Прудона, природой мелкой буржуазии, которую он защищал. Раздваиваясь между реформизмом и революционностью, Прудон лишь отражал двойственность, противоречивость мелкой буржуазии, характеризующую ее положение в развитом буржуазном обществе. Мелкий буржуа как частный собственник тяготеет к крупной буржуазии, но как труженик он тяготеет к народу, сочувствует его страданиям, его бедствиям. В первой своей роли — он консерватор, допускающий лишь реформу, но не уничтожение капитализма, во второй - он революционер, составляет резерв рабочего класса в борьбе за революционное свержение капитализма.
Именно под этим углом зрения Маркс в письме к П. А. Анненкову писал, что «г-н Прудон — с головы до ног философ, экономист мелкой буржуазия», что ему «принадлежит заслуга быть научным истолкователем французской мелкой буржуазии».
Сам Прудон по рождению и по роду своих занятий принадлежал к мелкой буржуазии и жизнь его была олицетворением двойственности этого класса. Он родился в Безансоне в семье бедного пивовара, который одновременно был и крестьянином. Двойственное положение мелкого буржуа в капиталистическом обществе определило и политическое лицо Прудона. Стремясь к политической деятельности, он никогда не удерживался долго в роли политического деятеля. Буржуазия не доверяла ему, усматривая в нем революционера. Пролетарским же полититическим деятелем он не стал в силу своего мелкобуржуазного мещанского пренебрежения к нищете, к тяжелому материальному положению пролетария. Прудон говорил, что он стыдится бедности и «пытался подняться в ранг счастливых», какими он считал богатых людей. Эта цель «подняться в ранг счастливых» как нельзя лучше характеризует содержание мелкобуржуазного социализма Прудона, «мелкобуржуазного квази-социализма», как называет его В. И. Ленин.

Курс лекций "История экономических учений",
издательство "Высшая школа", Москва, 1963 г.