Регулирование обязательных резервов кредитных учреждений


вернуться в оглавление книги...

Система обязательных резервов была введена в Италии в 1926 г. и интерпретировалась законом как часть ликвидных средств депозитных банков, предназначенных для защиты интересов вкладчиков. Однако практически эта система не разрабатывалась и поэтому не смогла предотвратить банкротства итальянских кредитных учреждений в период мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Только в 1947 г. впервые была установлена норма обязательных резервов; их регулирование стало одним из основных инструментов денежно-кредитной политики. Банк Италии обязал коммерческие банки держать в резерве 25% общей суммы депозитов. Помимо наличных денег, в состав резервов разрешалось включать государственные бумаги. Эта мера центрального банка имела целью ограничить кредитную экспансию и входила составной частью в комплекс акций, предпринятых итальянскими властями для сдерживания инфляции.
В последующий почти тридцатилетний период обязательные резервы неоднократно использовались для решения отдельных вопросов экономической политики. Однако соотношение между резервами и депозитами было пересмотрено только один раз: в январе 1962 г. максимально допустимый коэффициент резервов был снижен с 25 до 22,5% 2. Изменения касались главным образом структуры обязательных резервов и выражались в росте удельного веса долгосрочных ценных бумаг, что означало высвобождение наличных средств для финансирования определяемых правительством отраслей экономики. Таким образом, обязательные резервы использовались не только как традиционный инструмент денежно-кредитной политики, но и как средство селективного кредитования.
После снижения коэффициента резервов, в результате которого было высвобождено 190 млрд. лир наличных денег (теоретически это должно было привести к приросту депозитов, более чем в четыре раза превышающему высвобожденную сумму), очередное вмешательство компетентных органов затронуло структуру резервов. В октябре 1964 г. сберегательным кассам было разрешено заменить наличные средства, составляющие обязательный резерв, казначейскими векселями и некоторыми долгосрочными облигациями. В 1965 г. это разрешение было распространено и на коммерческие банки; в 1967 и 1968 гг. за счет обязательных резервов финансировались программы по строительству школ и другие, после чего удельный вес долгосрочных облигаций еще более возрос.
Растущая доля долгосрочных облигаций в общем объеме обязательных резервов свидетельствует о том, что они утратили свое первоначальное назначение, определяемое законом как страхование интересов вкладчиков на случай массового изъятия депозитов. Как отмечают буржуазные экономисты, предусмотренные законом резервы не ставят целью защитить вклады; они служат в основном средством контроля за объемом банковских депозитов и совокупной денежной массы.
На начало 1975 г. коммерческие банки Италии должны были иметь резерв в наличных деньгах в размере 10% общей суммы депозитов. Сберегательные кассы должны полностью держать обязательные резервы в долгосрочных бумагах. В конце января 1975 г. Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям постановил, что в случае увеличения депозитов в обязательный резерв следует отчислять наличные средства в размере 15% прироста за каждый предшествующий месяц.
Весь комплекс инструментов денежно-кредитной политики Италии используется для регулирования экономики.
Как показывает действительность, влияние изменений в кредитно-денежной сфере на формирование конъюнктурообразующих факторов (инвестиции, личное потребление, выпуск продукции) имеет разный характер в зависимости от интенсивности совокупного спроса. В частности, отмечается слабая эффективность кредитных инструментов в периоды кризисов и стагнации. Меры, направленные на оживление спроса путем большей доступности кредита, не приводят к перелому в развитии деловой активности и мало способствуют скорейшему выходу экономики из депрессивного состояния. Например, в 1958 г. итальянские власти для активизации спроса снизили учетную ставку, стремясь удешевить кредит и дать тем самым импульс к оживлению инвестиционной деятельности. Однако, несмотря на возрастающую доступность кредита, деловая активность еще длительное время оставалась на низком уровне. Итальянский экономист А. Грациани писал по этому поводу: «Кредитная система была готова предоставить в распоряжение предприятий ликвидные средства, но эта готовность оказалась малоэффективным инструментом, поскольку она не означала, что предприятия воспользуются кредитом для финансирования производительных инвестиций. Кредитная политика современного государства не может служить радикальным средством регулирования экономики».
Большей эффективностью обладает рестрикционная политика Банка Италии, поскольку сужение кредита для многих предприятий означает сокращение производственных программ. Однако политика кредитных ограничений вызывает последствия, которые правящие круги хотели бы избежать: снижение деловой активности происходит в значительно большей степени, чем это намечалось. По мнению еженедельника «Ринашита», «осуществление дефляционных мероприятий в Италии вызывает более опасные и драматические последствия, чем в других европейских странах». Таким образом, меры по сдерживанию деловой активности, в том числе и кредитные рестрикции, могут привести к резкому конъюнктурному спаду, а политика, направленная на оживление хозяйственной деятельности, подхлестывает инфляционный процесс. Складывается ситуация, при которой возникает критическая альтернатива: инфляция или спад.
Рестрикционная политика оказывает воздействие на спрос в широких диапазонах и задевает интересы так- же той части предпринимателей, в активизации деятельности которых правящие круги заинтересованы. Отсюда появляется стремление к расширению селективных форм кредитных и других ограничений, когда контролю подвергается определенный участок экономической деятельности. Так, в 1964 г. были введены ограничения потребительского кредита и одновременно предоставлены налоговые льготы предпринимателям для поощрения инвестиционной активности. Примером селективной формы льготного кредита служит использование обязательных резервов для приобретения долгосрочных облигаций определенной категорией предпринимателей. Меры селективного контроля были приняты Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям в 1974 и 1975 гг., в частности ослаблены ограничения сельскохозяйственного и экспортного кредита. Расширение селективного кредитного регулирования свидетельствует о том, что инструменты косвенного контроля над кредитом все более теряют автоматический характер воздействия на конъюнктуру.
Второе направление кредитной политики предусматривает участие банковской системы в решении наиболее острых социально-экономических проблем в долговременном плане. Характерная для капитализма неравномерность развития всех звеньев хозяйственной системы с особой силой проявилась в Италии, что определялось относительно низким уровнем накопления капитала. Увеличились диспропорции между отдельными отраслями промышленности (проблема поддержки отстающих отраслей) и неравномерность развития предприятий (проблема мелких и средних предпринимателей), обострились региональные диспропорции (проблема Юга, помощь другим слаборазвитым районам). Итальянское правительство вынуждено заниматься «лечением» больных звеньев экономики, поскольку их оздоровление необходимо для создания благоприятных условий монополистической экспансии, а также под давлением прогрессивных сил, требующих проведения социально-экономических реформ.
Планы и программы экономического развития финансируются за счет средств бюджета, автономных государственных учреждений и частных капиталистов, а также из средств, аккумулированных кредитной системой.
Попытки смягчить остроту социальных проблем с помощью кредитных инструментов не увенчались успехом и не сопровождались какими-либо ощутимыми результатами. Региональная диспропорция усилилась, по-прежнему высоким остается число безработных, что свидетельствует о невозможности в условиях капитализма превратить экономическое программирование в средство социального прогресса.
Одновременно с реализацией экономических программ задачей кредитной политики является облегчение доступа на рынок долгосрочных капиталов монополистической буржуазии, испытывающей в 70-е годы возросшие затруднения в привлечении свободных денежных средств через рынок ценных бумаг.
Промышленный кредит занимает одно из центральных мест в функционировании банковской системы, ему отводится также ведущая роль и в кредитной политике. В конце 1975 г. из общей задолженности хозяйства институтам специального кредита на промышленность приходилось более 2/3, причем промышленные компании получили 80% всех предоставляемых льготных кредитов.
При помощи промышленного кредита решались различные проблемы. В период восстановления хозяйства (до 1951 г.) потребность в среднесрочном кредите намного превосходила возможности, основанные на мобилизации внутренних свободных средств. Основными источниками банковских ссуд промышленникам были иностранные займы и бюджетные ассигнования. Кредитные операции носили характер распределения государственных средств между относительно небольшим числом крупных компаний. Основная часть операций осуществлялась через «ИМИ», которому были переданы бюджетные средства и фонд лир, представляющий собой счет казначейства, на который зачислялась выручка от товаров, получаемых от иностранной «помощи», а также валютные средства, полученные от экспортно-импортного банка США, по «плану Маршалла» и некоторым займам. В 1948—1952 гг. общая сумма кредитов, предоставленных итальянским промышленникам за счет бюджета и иностранных займов, составила 524 млрд. лир, около половины которых получили машиностроительные компании; приблизительно по 10% общей суммы приходилось на черную металлургию и электроэнергетику.
В годы экономического подъема (1953—1963 гг.} иностранные кредиты и бюджетные средства теряют свое прежнее значение основного источника финансирования промышленных инвестиций. Ведущую роль приобретают собственные накопления предприятий и рынок ценных бумаг. Доля средств, полученных от кредитных институтов, колебалась в 1954—1958 гг. в пределах 12— 16% суммы частных промышленных инвестиций. Характер и направление деятельности учреждений промышленного кредита существенно меняется; так называемые специальные операции, т. е. распределение иностранных кредитов и бюджетных ассигнований через «ИМИ» и другие институты, занимают все меньше места в операциях. Основным источником, формирующим их пассив, становится рынок ценных бумаг; в активах растет удельный вес кредитов, предоставленных новым отраслям, в частности химической и др. В годы наиболее высоких темпов роста производства (1959—1961 гг.) активность учреждений промышленного кредита возросла. Более четверти промышленных компаний финансировались за счет банковского кредита. Высокий уровень предложения на рынке ссудного капитала способствовал размещению не только ценных бумаг, выпускаемых промышленными компаниями, но и облегчал размещение облигаций специальных институтов, что позволило расширить кредитные операции. Промышленный кредит в годы высокой конъюнктуры играл роль акселератора, подхлестывая и без того относительно высокие темпы роста итальянской экономики.
Иное значение приобретает промышленный кредит в периоды экономических спадов и кризисов. Он выступает в качестве спасательного средства, дающего надежду на преодоление резко возросших трудностей. Политика в области промышленного кредита, с одной стороны, направлена на обеспечение специальных институтов ликвидными средствами и с другой — воздействует на распределение кредитов в соответствии с общими направлениями государственно-монополистического регулирования.
Следует отметить стремление правительственных органов расширить масштабы экспансии специальных институтов и в особенности банков промышленного кредита. Наиболее прямой путь в этому лежит через использование краткосрочных вкладов, аккумулируемых депозитными банками и сберегательными кассами. Краткосрочные депозиты, охраняемые банковским законом 1936 г. от долгосрочного замораживания, давно подвергаются атакам со стороны инвесторов. Значительная часть их уже обменена на облигации специальных кредитных институтов и государственных компаний; растет сумма среднесрочных и долгосрочных кредитов, непосредственно предоставляемых коммерческими банками промышленным предприятиям. Правительство вынуждено поощрять тенденцию к усилению использования аккумулированных кредитными учреждениями свободных денежных средств для финансирования капиталовложений, поскольку предприятия не в состоянии покрыть спрос на капитал за счет других источников ЧВ связи с этим власти в начале 1974 г. обязали кредитные учреждения приобретать облигации специальных кредитных институтов, выпускаемые для финансирования промышленных инвестиций или запасов.
Кредитные льготы являются основным средством, воздействующим на направления банковских ссуд, выдаваемых промышленникам. Возможность льготного кредитования возникает, когда имеются фонды, за счет которых можно предоставлять кредит на льготных условиях (оборотные фонды) либо покрывать разницу между льготным и рыночным ссудным процентом (расходуемые фонды). Эти фонды учреждаются в соответствии с законами, принимаемыми для решения конкретных проблем развития промышленности (поддержка отдельных отраслей, стимулирование экспорта, региональные проблемы и т. д.).
По мере их расходования фонды пополняются новыми бюджетными ассигнованиями в зависимости от значимости решаемых проблем. В 1975 г. действовало шесть правительственных решений о кредитных льготах итальянским промышленникам. Характер задач, решаемых с помощью льготного кредита, имеет весьма широкий диапазон — от финансирования отдельных экспортных операций до индустриализации Юга. Противоречия и хозяйственные диспропорции, сопровождающие развитие экономики Италии, выдвигают новые участки, нуждающиеся в кредитной помощи. Размеры ассигнований для льготного промышленного кредита непрерывно растут. Если в 1962 г. льготные ссуды, предоставленые специальными институтами промышленного кредита, составили 400 млрд. лир (40% годовых операций), то в 1972 г. они увеличились до 1977 млрд. лир (54%). При этом 456 млрд. лир (23%) были выданы

Доля собственных средств (капитал плюс резервы) в пассивах предприятий снижается при росте банковской задолженности. С 1966 по 1973 г. отношение собственных средств к задолженности (главным образом банковской) снизилось для предприятий «ИРИ» с 33 до 19% и частных компаний — с 57 до 34%.

средним и мелким предприятиям, 764 млрд. лир (39%) — на индустриализацию Юга, 342 млрд. лир (17%) — экспортерам промышленных товаров.
Политика в области сельскохозяйственного кредита направлена на поддержание крупных аграриев, а также на решение наиболее острых проблем общего характера (сбыт сельскохозяйственной продукции, ее переработка на местах, развитие инфраструктуры и т. д.).
В силу исторических обстоятельств сельское хозяйство Италии по уровню производительности труда значительно отстало от многих западноевропейских государств. Затруднения испытывают не только мелкие арендаторы и испольщики, но и средние и в определенной степени крупные хозяйства, которые не достигли той конкурентоспособности сельскохозяйственных товаров, которая позволила бы им успешно бороться против своих партнеров по «Общему рынку».
В течение всего послевоенного периода осуществлялись многочисленные государственно-монополистические мероприятия, направленные на преодоление отсталости сельского хозяйства. Наиболее крупным из них было финансирование двух долгосрочных программ, получивших название «зеленых планов». Первая программа охватывала 1961—1965 гг. и предусматривала инвестиции в 1200 млрд. лир, вторая — 900 млрд. лир в течение 1966—1970 гг. «Зеленые планы» сыграли определенную роль в укреплении сельского хозяйства, повышении уровня механизации и улучшении конкурентоспособности итальянской сельскохозяйственной продукции главным образом за счет крупных капиталистических хозяйств. Кредитной системе и, в частности, специальным институтам было отведено ведущее место в реализации «зеленых планов». Специальные кредитные институты размещали облигации и проводили всю техническую работу по финансированию капиталовложений и кредитованию хозяйств из средств оборотного фонда.
Помимо средств по осуществлению общих программ, в распоряжение кредитной системы выделяются из бюджета ассигнования для вмешательства регионального характера или для поддержания отдельных видов сельскохозяйственного производства. Например, в апреле 1974 г. был принят закон об ассигновании 30 млрд. лир для увеличения поголовья скота. Эти средства позволят институтам сельскохозяйственного кредита давать среднесрочные ссуды (три — пять лет) скотоводческим хозяйствам на льготных условиях (3% годовых).
Аналогичные законы и постановления принимаются ежегодно, в результате чего в системе кредитных институтов образовались многочисленные специализированные фонды, управление которыми возложено на министерство сельского хозяйства, а также на региональные власти и администрацию самих институтов. Используя в качестве основного средства кредитной политики льготный ссудный процент, институты сельскохозяйственного кредита действуют в соответствии с общей стратегией государственно-монополистического регулирования. Сфера их вмешательства весьма обширна— от участия в финансировании мелиоративных работ до кредитования закупок сельскохозяйственных товаров, осуществляемых государственными учреждениями для поддержания цен.
Ипотечный кредит занимает значительное место в деятельности специальных институтов. По своей природе (кредит под залог недвижимости) он тесно связан с жилищным строительством, где в качестве залога выступает земельный участок или часть построенного здания. Проблема жилищного строительства является в Италии одной из сложных, особенно обострившихся в связи с разорением крестьян и перемещением их в город. Спекулятивный ажиотаж, вызванный ростом потребности в жилье, огромные средства, затраченные на строительство домов-люкс и фешенебельных отелей, привели к резкому росту средней арендной платы, ставшей практически недоступной для широких масс трудящихся. Для смягчения кризиса правительство было вынуждено наметить в начале 60-х годов две десятилетние программы: одну—по жилищному строительству в сельской местности, другую — в городах. Первая программа предусматривала затраты в 200 млрд. лир, причем средства должны были изыскиваться с помощью кредитной системы. Вторая программа предусматривала вложение в строительство экономичных жилых домов в течение 1962—1971 гг. около 1000 млрд. лир за счет бюджета некоторых автономных государственных учреждений. Обострение инфляционного процесса и спекулятивный рост цен на земельные участки затрудняют реализацию принятых программ.
Динамика жилищного строительства является важным конъюнктурообразующим фактором, влияющим на воспроизводственный процесс в целом. Поэтому политика в области ипотечного кредита приобретает значение не только с точки зрения решения острой социальной проблемы (нехватка жилья), но также и в связи с тем влиянием, которое оказывают инвестиции в строительство на ход развития экономики.
Мобилизация свободных денежных средств с помощью кредитной системы способствовала осуществлению ряда государственно-монополистических мероприятий и облегчила финансирование наиболее крупных инвестиционных программ. Вместе с тем механизм кредита использовался монополистическим капиталом Италии для дальнейшей экспансии небольшой группы промышленных компаний, что вело к накоплению противоречий, которые проявились в самом тяжелом за послевоенный период экономическом кризисе 1975 г., сопровождавшемся небывалым ростом дороговизны и безработицы.