Финансы государственных предприятий


вернуться в оглавление книги...

В отличие от многих капиталистических стран Западной Европы в ФРГ государственный сектор расширяется не путем национализации монополистических предприятий, а за счет строительства новых и реконструкции старых. К государственной собственности относятся отрасли хозяйства, недостаточно рентабельные с точки зрения монополий: транспорт, связь, электроэнергетика, около половины судостроения, горная, цветная и черная металлургия, т. е. капиталоемкие отрасли, имеющие относительно продолжительный оборот капитала и окупающиеся через длительный промежуток времени.
Особое место занимают государственные промышленные предприятия. Большая часть из них возникла еще в начале XX в. в период подготовки к первой мировой войне. Немаловажное значение в расширении государственного промышленного сектора сыграл мировой экономический кризис 1929—1933 гг., а также вторая мировая война, после которой предприятия третьего рейха перешли в собственность западногерманского государства. Крупнейшими государственными промышленными предприятиями являются: «АГ фюр Берг унд Хюттенбетрибе», «Фольксваген», «Залцгиттер», ФИАГ, ФЭБА и РВЭ. В их руках сосредоточено около 2/3 всего акционерного капитала государственных предприятий. Неакционерные предприятия, формально не связанные с государственным бюджетом, необходимы для функционирования всего экономического организма страны. К ним относятся федеральные железные дороги, федеральная почта, государственные кредитные учреждения, коммунальные предприятия. Крупнейшими являются федеральные дороги и федеральная почта, которые играют важную роль в системе расчетов государственного регулирования. Организационно-правовые основы работы федеральной почты и федеральных дорог, включая исполнение доходной и расходной частей их бюджета, определены законом федерального правительства (13 декабря 1951 г.), в который в последующие годы были внесены дополнения (1961—1962 гг.). Согласно закону федеральная почта — независимое юридическое лицо, обязанное покрывать свои расходы получаемыми доходами.
Восстановление, обновление и расширение железнодорожных путей требуют больших капиталовложений. С 1948 по 1973 г. в эту важную отрасль инфраструктуры было вложено 55,3 млрд. марок, что составило около 2,5% всех государственных инвестиций. Средства были направлены в основном на модернизацию и рационализацию, а также электрификацию железных дорог, расширение вагонного парка и т. д. Федеральные дороги имеют постоянный дефицит, вызванный занижением государственных тарифов на перевозку грузов, что дает существенные выгоды монополистическому капиталу. Низкие перевозочные тарифы не могут обеспечить покрытие текущих расходов государственного транспорта. Поэтому федеральные дороги вынуждены прибегать к дотациям государственного бюджета.
Быстрый инфляционный рост цен привел к тому, что задолженность управления федеральных железных дорог достигла огромных размеров. Рост задолженности связан также с усилившейся конкуренцией других видов транспорта (трубопроводы, частные автомобильные перевозки). Долг управления железных дорог на конец 1976 г. составил 29,3 млрд. марок1. Большая часть дефицита покрыта банковскими кредитами. Такая ориентация вызвана тем, что проводимая в последнее время рест-рикционная денежная и кредитная политика сделала невыгодным эмиссию и размещение ценных бумаг, а поэтому предпочтительным стал банковский кредит. Федеральные железные дороги функционируют как запланированные убыточные предприятия. Однако они являются крупными заказчиками монополистического капитала, что способствует усилению экономической мощи монополий, особенно в металлургической промышленности.
Следующим по величине государственным предприятием является федеральная почта. Она имеет в своем распоряжении ряд научно-исследовательских институтов, проводящих исследования в области связи, оптики, телемеханики. Федеральная почта не получает дотаций от государственного бюджета. Если ее доход достигает 2 млрд. марок, то она должна отчислять в федеральный бюджет 6 2/3% дохода; если он меньше этой суммы, то отчисления устанавливаются в 6%. Федеральная почта также работает убыточно. К концу 1976 г. ее дефицит достиг 38,6 млрд. марок, в результате чего были выпущены облигационные займы и получены банковские кредиты. Вкладывая крупные инвестиции в научно-исследовательские разработки, федеральная почта тем самым освобождает монополии от вложения капиталов в нерентабельные, но необходимые сферы. Такую же функцию выполняют и другие предприятия государственного сектора.
Немаловажное значение для частного монополистического капитала играет и государственная политика цен. Государство устанавливает цены в своем секторе на таком уровне, что выручка государственных предприятий не покрывает их издержек.