Государственный долг


вернуться в оглавление книги...

Милитаризация экономики и усиление государственного вмешательства в процесс общественного воспроизводства являются причинами, определяющими возрастание задолженности государства. Если раньше рост государственной задолженности происходил в периоды войн, то послевоенное развитие ФРГ характеризуется хронической дефицитностью государственного бюджета.
Государственный долг превратился в один из важнейших факторов финансово-кредитной системы современного капиталистического государства.
Государственный долг ФРГ включает задолженность федерального правительства, правительств земель и общин, долг федеральных дорог и почты, а также фонда выравнивания бремени, фонда восстановления и фонда общественных работ. На протяжении всего послевоенного периода прослеживается тенденция к сокращению доли федерального правительства и земель при наглядном возрастании задолженности общин. Эта тенденция проступает еще более отчетливо, если включить в государственный долг задолженность федеральных дорог и почты. До середины 50-х годов почти весь государственный долг приходился на федеральное правительство и органы власти земель, затем федеральный долг (при увеличении абсолютных размеров) стал сокращаться относительно остальной части государственного долга. Задолженность земель до середины 60-х годов уменьшалась не только относительно, но и абсолютно. В последующий период их эволюция шла идентично задолженности федерации. Задолженность общин, которые осуществляли большие капиталовложения, не имея достаточных источников доходов, росла быстрыми темпами. Такое распределение налоговых поступлений ухудшает положение общин. Оно свидетельствует об усиливающейся централизации финансовых ресурсов в руках федеральных и земельных органов власти.
Подавляющая часть государственного долга размещена в кредитной системе. В 1950 г. на кредитную систему приходилось 73,1%, в 1964 г. —81,9, в 1975 г.— 78,4% всей задолженности. Краткосрочный и среднесрочный кредиты в сумме государственного долга составляли относительно небольшую величину: в 1950 г.— 8%, в 1964 г.— 9,3, в 1975 г.—13,5%. Основу государственного долга ФРГ составляет долгосрочный долг банкам, на который в 1975 г. приходилось 50% всей суммы задолженности, тогда как в 1950 г. около 3%.
Таким образом, основным кредитором государства является кредитная система, которая сосредоточивает около 4/5 всей государственной задолженности. Подавляющая часть правительственных долгов кредитным учреждениям приходится на государственный сектор (Немецкий федеральный банк, жироцентрали, сберегательные кассы и специальные банки). На государственные кредитные учреждения в 1974 г. падало более 70% долга государства кредитной системе. При этом на сберегательные кассы и жироцентрали в 1974 г. приходилась 1/2 государственного долга, размещенного в кредитной системе. Тем самым население хотя и не приобретает непосредственно государственные ценные бумаги на значительные суммы, но фактически косвенно является одним из основных кредиторов государства.
Размещение правительственных ценных бумаг внутри страны, не охватывающее кредитную систему, значительно расширилось в 60—70-е годы. Если в 50-е годы такие обязательства составляли 1%, в 1964 г. —14,4, то в 1975 г. их удельный вес достиг 18%.
Приведенные данные свидетельствуют о росте задолженности государства, обусловленной в значительной степени усилением вмешательства государства в процесс экономического воспроизводства в целях сохранения капиталистического строя.
Мировой экономический кризис 1974—1975 гг. обусловил невиданные ранее темпы роста государственного долга при одновременном замедлении поступлений в доходную часть бюджета. Аналогичная картина наблюдается и в других странах капиталистического мира.