Государственные доходы


вернуться в оглавление книги...

Доходы государственного бюджета ФРГ на 90% состоят из налоговых поступлений. По объекту взимания они подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются с доходов и имущества, косвенные — с товаров и услуг. Исторически прямые налоги возникли раньше косвенных, хотя длительное время им отводилась довольно скромная роль. Начиная с XX в. косвенное налогообложение отходит на второй план, а первое место занимают прямые налоги.
К прямым налогам относятся подоходный, корпорационный, поимущественный, налог с наследств и дарений, промысловый налог; к косвенным — налог с оборота, замененный во многих развитых капиталистических странах налогом на добавленную стоимость, фискальные монопольные налоги, различного рода пошлины. Если в домонополистической Германии господствовали так называемые реальные налоговые поступления, то в период империализма начинают преобладать прямые личные налоги.
Основу налоговых поступлений ФРГ составляют прямые налоги. Среди прямых налогов главную роль играют подоходный, взимаемый преимущественно с заработной платы, и корпорационный налог. На них приходится свыше 60% всех прямых налогов. Подоходный налог возник в Германии в 1891 г. Здесь исторически сложилась глобальная система подоходного налога, включающего налог на заработную плату и налог с совокупного дохода независимо от его источника. Подавляющая масса подоходного налога приходится на широкие слои трудящихся. На его долю падает более 2/5 всех налоговых поступлений. На корпорационный налог приходится немногим более 4% всех налоговых поступлений.
К прямым налогам относится и промысловый налог, при взимании которого учитываются число рабочих, размеры производственного оборудования и т. д. Он составляет около 9% налоговых поступлений в государственный бюджет. Если ранее промысловый налог попадал полностью в распоряжение общин, то начиная с 70-х годов часть промыслового налога стала поступать федерации и землям. Взамен его общины получают определенную часть отчислений от подоходного налога.
В прямые налоги входит поимущественный налог, взимаемый со стоимости зданий, сооружений, производственных помещений, земель. Его уплачивают как юридические, так и физические лица. К нерегулярным прямым налогам относится налог на прирост капитала (взимается обычно с суммы, представляющей собой разность между продажной и первоначальной балансовой стоимостью), а также налог на дарения и наследства (в ФРГ облагается не вся сумма дарений и наследства, а те части, которые приходятся на каждого получателя).
Наиболее крупным косвенным налогом ФРГ до 1968 г. был налог с оборота, являвшийся универсальным акцизом, т. е. взимавшийся в определенном проценте к обороту со всех товаров. Существуют также индивидуальные акцизы, взимаемые с какого-либо отдельного товара. С 1968 г. введен налог на добавленную стоимость, который исчисляется не со всей стоимости реализуемого товара, а лишь с добавленной в процессе обработки. Налог на добавленную стоимость представляет собой разность между суммой налога, начисленного на стоимость проданных товаров, и налогом со стоимости купленных товаров. Таким образом, происходит однократное взимание налога. На его долю приходится более 1/5 налоговых поступлений.
Фискальными монопольными налогами облагаются только товары широкого потребления, производимые и реализуемые государственными предприятиями. В данное время существует лишь фискальный монопольный налог на вино, пиво и табачные изделия.
К числу важных косвенных налогов относятся таможенные пошлины. Ими обычно облагаются как импортные, так и экспортные товары. В ФРГ главную роль играют импортные пошлины по отношению к третьим странам, так как в рамках «Общего рынка» отменено таможенное обложение товаров и услуг. На практике применяются два вида пошлин: специфические, взимаемые по твердой ставке с физической единицы товаров, и адвалерные, взимаемые в определенном проценте к цене товара. В ФРГ прибегают обычно к адвалерным пошлинам.
Манипулируя ставками прямых и косвенных налогов, государство воздействует на экономический цикл, перераспределяя национальный доход в пользу монополистического капитала. Повышая ставки налогообложения, особенно в периоды подъемов, государство сокращает инвестиционные возможности монополистического капитала. Их снижение дает обратный результат. Немаловажное значение при этом играют и амортизационные отчисления, также стимулирующие инвестиционную деятельность частного сектора. Поэтому необходимо учитывать законодательство в области амортизации, поскольку оно является скрытой формой стимулирования деятельности монополистического капитала, использующего завышенные амортизационные отчисления для укрытия части прибыли от налогов. Государство компенсирует эти потери увеличением налогообложения трудящихся. Таким образом, во всех случаях основная тяжесть налогов приходится на трудящихся.