Денежно-кредитная система Германии


вернуться в оглавление книги...

До 70-х годов XIX в. Германия не имела единой денежной системы. К этому времени на ее территории находилось более двадцати государств и княжеств, которые пользовались семью различными монетными системами. Все эти системы, за исключением бременской (золотой талер), основывались на серебряном монометаллизме. Золотые монеты — фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты — обращались с переменным курсом по отношению к серебру. Наряду с монетами обращались бумажные деньги 21 немецкого государства и банкноты 33 эмиссионных банков.
В результате политического объединения Германии, осуществленного «сверху» Бисмарком, в начале 70-х годов XIX в. складывается единая денежная система. Германия первая из стран европейского континента перешла к золотому монометаллизму в 1871—1873 гг. (золотое содержание марки составляло 0,358423 г чистого золота). В этом буржуазия и прусская военщина усматривали средство усиления военной мощи и орудие борьбы за мировые рынки. В 1875 г. аналогично английской системе был установлен максимальный размер не обеспеченной золотом эмиссии (250 млн. марок). В последующие годы этот лимит не раз увеличивался и в 1911 г. составил 550 млн. марок.

Особенности денежной системы Германии после первой мировой войны


В начале первой мировой войны был прекращен размен банкнот на золото и отменен золотомонетный стандарт. В результате военной и особенно послевоенной инфляции сумма бумажных денег в обращении достигла к концу 1923 г. 496 квинтильонов марок, покупательная сила марки упала более чем в триллион раз против довоенного уровня. С целью стабилизации валюты в конце 1923 г. были выпущены рентные марки. Денежная реформа 1924 г. заключалась в обмене вновь выпущенных рейхсмарок на рентную по номиналу, а на старые марки по соотношению 1 рейхсмарка=1 триллиону марок. В Германии был введен золото-девизный стандарт. Норма обеспечения банкнотной эмиссии золотом и иностранной валютой была установлена в размере 40%. Германия заимствовала ряд положений из Федерального резервного акта 1913 г. США, в частности прогрессивный налог на эмиссию банкнот сверх установленных норм покрытия. Стабилизации валюты содействовали иностранные займы.
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. привел к краху золото-девизного стандарта в Германии и системе неразменных на золото кредитных денег, приблизившихся по сущности к бумажным деньгам.

Денежная система Германии в период подготовки и во время второй мировой войны


В 1939 г. фашистское правительство приняло закон о покрытии банкнот не только коммерческими векселями, но и казначейскими (золото и иностранная валюта лишь формально зачислялись в качестве обеспечения). Агрессивная политика фашистского правительства, сопровождавшаяся непрерывным увеличением военных расходов, вызывала постоянный рост эмиссии кредитных денег. На военные приготовления было истрачено 90 млрд. рейхсмарок, из которых 2/3 было покрыто за счет обычных поступлений в государственный бюджет (налоги),. а 1/3 — за счет государственного долга, размещенного преимущественно в кредитной системе. Из общей суммы государственного долга накануне войны в 50 млрд. рейхсмарок на долю кредитной системы приходилось 34 млрд. рейхсмарок, или 70%.
В период второй мировой войны все государственные расходы Германии исчислялись в 680 млрд. рейхсмарок, из них военные— 620 млрд. рейхсмарок, или свыше 90%. Приблизительно 3/4 государственных расходов было покрыто внутренними источниками и 1/4 за счет внешних. На прирост государственного долга приходилось около 330 млрд. рейхсмарок, т. е. почти 1/2 всех расходов гитлеровской империи во время войны. На конец 1944 г. свыше 72% государственного долга размещалось в кредитной системе.
За годы второй мировой войны только наличноденежная масса в обращении выросла с 10,4 млрд. до 73 млрд. рейхсмарок, а депозитно-чековая эмиссия — более чем в четыре раза. Кроме того, имел место выпуск оккупационных марок (84 млрд.), для покрытия расходов на захваченных территориях.

Особенности денежного обращения в Западной Германии после второй мировой войны


Поражение во второй мировой войне привело к полному расстройству экономики и финансов Германии, которые целиком были подчинены целям военной агрессии. Денежное обращение находилось в состоянии хаоса, процветал «черный рынок».
В июне 1948 г. западные державы издали закон о сепаратной денежной реформе, чем положили начало расколу страны. Выпущенные в обращение новые марки обменивались на старые рейхсмарки по соотношению 10:1, за исключением 60 марок на каждого жителя, обмененных по номиналу. По такому же соотношению переоценивались вклады в кредитных учреждениях.! Цйг ловина суммы переоцененных вкладов былазачислена на блбкйд рованные счета. Законом от 4 октября 1948 г. 70% блокированных счетов было аннулировано. Таким образом, фактически переоценка была произведена по соотношению 6,5 новых марок за/ 100 старых. В результате денежной реформы трудящиеся потеряли 95% своих сбережений. В то же время не предусматривалось ограничений при обмене сумм, нажитых на войне и спекуляции, чем воспользовалась буржуазия. В прямом выигрыше оказались капиталистические монополии также в связи с уменьшением их долгов в десять раз, что освободило их от основной суммы задолженности. В этом сказался антидемократический характер сепаратной денежной реформы. Одновременно с выпуском новой денежной единицы были отменены ограничения на рост цен по большинству предметов потребления и средств производства, что усилило инфляционный процесс и отразилось на положении марки на валютных рынках. В мае 1949 г., когда принималась конституция, узаконившая раскол страны и образование ФРГ, курс западногерманской марки был установлен в размере 3,33 марки за 1 долл. Однако инфляция подрывала устойчивость марки и 28 сентября 1949 г. она была девальвирована на 20,7%; курс по отношению к доллару США был снижен до 4,20 марки за доллар. В 1953 г. после вступления ФРГ в МВФ было зафиксировано золотое содержание марки в 0,211588 г чистого золота, но золотое обеспечение и размен банкнот на золото не предусматривались.
Денежная масса в ФРГ исчисляется в двух агрегатах: М1 и М2. В агрегат М1 включаются банкноты, монеты и остатки на счетах до востребования. В агрегат М2 включены также вклады сроком до четырех лет («подобие денег»). На конец 1975 г. денежная масса, исчисленная по агрегату М1 составляла 183,3 млрд. марок, в том числе наличная (банкноты и монеты)—56,5 млрд. марок и остатки на счетах до востребования — 126,8 млрд. марок. Денежная масса по агрегату М2 составляла на эту же дату 284,2 млрд. марок, в том числе 100,9 млрд. марок — остатки на срочных счетах до четырех лет («подобие денег»).

Инфляция в ФРГ, ее особенности


В ФРГ инфляционный процесс претерпел существенные изменения. Прежде всего это относится к масштабам обесценения денежных единиц. В 50-е годы цены на продукцию промышленных предприятий и индекс стоимости жизни росли темпами около 2% в год. В 60-е годы средние темпы роста цен предприятий сократились до 1%, а цен на потребительские товары ускорились до 2,7% в год. Коренным образом изменилась ситуация в 70-е годы. В 1970—1975 гг. ежегодные темпы прироста цен предприятий приблизились к 5%, цены на предметы потребления находились на уровне 6%, а ВНП — около 7% вследствие высоких цен по заказам государства. В целом за весь период с 1950 по 1975 г. покупательная способность западногерманской марки упала до 50%. Если до 70-х годов речь шла об «умеренной» инфляции и инфляции «рысью», то в 70-е годы она стала «галопирующей». Инфляция — многофакторное явление, и лишь анализ всех факторов может дать о ней полное представление. Причинами инфляции в ФРГ являются: дефицитное финансирование особенно в результате непроизводительных военных расходов государства; монопольное взвинчивание цен; внешняя экспансия, имеющая своим следствием активное и пассивное воздействие на расширение платежеспособного спроса внутри страны («импортируемая» инфляция); кредитная экспансия.
Важным инфляционным фактором служит дефицитное финансирование. Так, в 1975 г. дефицит государственного бюджета достиг невиданного за послевоенный период размера в 75 млрд. марок, а государственный долг составил на конец 1975 г. 317,8 млрд. марок.
Существенным фактором роста цен в ФРГ является внешнеэкономическая экспансия. Актив платежного баланса за 1967— 1975 гг. составил 51,7 млрд. марок, что дало прирост золото-валютных резервов в 47,8 млрд. марок. Последние увеличили денежную массу в обращении, ибо на их основе выпускали дополнительные марки. Следовательно, «импортируемая» инфляция была важным фактором роста внутренних цен на протяжении длительного времени послевоенной экономической экспансии. Она воздействовала на цены с двух сторон — со стороны непосредственного расширения денежной массы из-за актива платежного баланса и ввиду превышения вывоза над ввозом, т. е. со стороны внутреннего товарооборота. Кроме того, инфляция усиливалась в ФРГ и в результате притока краткосрочных иностранных капиталов, а также из-за роста импортных цен.
Немаловажное значение для инфляционного процесса в ФРГ имеет депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков. Однако главная причина современной инфляции в ФРГ — это взвинчивание цен монополиями. Последние, опираясь на свою силу и поддержку государства, повышают цены на продукцию даже в периоды кризисов, чего не наблюдалось ранее.

Валютное положение


С 1950 по 1975 г. платежный баланс ФРГ девять раз сводился с дефицитом на общую сумму 32,6 млрд. марок и 17 раз показал положительное сальдо на общую сумму и 112,1 млрд. марок. Следовательно, общий актив платежного баланса ФРГ за 1950—1975 гг. составил 79,5 млрд. марок. Это привело к увеличению золото-валютных резервов Немецкого федерального банка (в конце 1975 г. 86,4 млрд. марок, в том числе золото— 14 млрд. марок).
Актив платежного баланса и крупные золото-валютные резервы определяли прочные позиции западногерманской марки на международной арене. После 1949 г. западногерманская марка ни разу не была девальвирована, напротив, шесть раз проводилась ее ревальвация.
ФРГ первая из западноевропейских стран ввела полную обратимость своей валюты 29 декабря 1958 г. 6 марта 1961 г. официальный курс марки по отношению к доллару и другим валютам был повышен на 5% (с 4,2 до 4 марок за 1 долл. США), соответственно золотое содержание было установлено в 0,222168 г чистого золота. В результате второй ревальвации (27 октября 1969г.) официальный курс марки был увеличен на 9,3% (до 3,66 марки за 1 долл.). Третья ревальвация марки (21 декабря 1971 г.) осуществлялась одновременно с девальвацией доллара, что выразилось в повышении ее курса по отношению к доллару на 13,58% (3,2225 марки за 1 долл.) и увеличение золотого содержания на 4,61%.
Отличительной особенностью двух последующих ревальвации марки (19 марта 1973 г. — на 3% и 29 июня 1973 г. — на 5,5%) является, во-первых, то, что марка была ревальвирована не по отношению к доллару, а к СДР; во-вторых, прекратилась фиксация золотого содержания марки; в-третьих, они были проведены в условиях кризиса бреттонвудской системы и перехода капиталистических валют к «плавающим» курсам; наконец, в-четвертых, ревальвации были обусловлены созданием системы «европейской валютной змеи», в которой ФРГ занимает господствующее положение.
Ревальвация марки 18 октября 1976 г. была проведена дифференцированно: по отношению к голландскому гульдену и бельгийскому франку — на 2%, к норвежской и шведской кронам — на 3 и к датской кроне — на 6%. Дело в том, что гульден и бельгийский франк еще могли поддерживать свои курсы внутри «змеи»; остальные валюты были не способны к этому и менее всех датская крона. Чтобы сохранить «змею», нужно было соответственно изменить паритет составляющих ее валют. Оберегая таким образом валютную «змею», в ФРГ стремятся не только сохранить, но и усилить свое влияние в странах своеобразной новой валютной группировки.
Последовательно проводимые ревальвации марки содействовали росту экспорта капитала ФРГ, особенно в 70-е годы. С 1971 по 1975 г. только прямые капиталовложения концернов ФРГ за границей составили 25 млрд. марок, что превысило размеры их иностранных инвестиций за все предыдущие послевоенные годы. Общая сумма прямых капиталовложений ФРГ за границей достигла к концу 1975 г. 42 млрд. марок.

Кредитная система


Кредитная система ФРГ в основном унаследовала структуру и функции, существовавшие до разгрома гитлеровской Германии. В первые послевоенные годы ведущие звенья — центральный банк и банковские монополии (гроссбанки) — Немецкий банк, Дрезденский банк и Коммерческий банк — подверглись реорганизации. Потребовался определенный период для их полного восстановления.
Немецкий федеральный банк (Бундесбанк) является преемником Рейхсбанка, созданного 14 марта 1875 г. Наряду с Рейхсбанком эмиссию банкнот осуществляли вначале еще 32 частных банка, но к 1 апреля 1875 г. 14 из них отказались от эмиссионного права из-за введения строгого устава. После первой мировой войны действовали только четыре частных эмиссионных банка, роль которых была незначительна, с 1935 г. эти банки потеряли право эмиссии банкнот. Руководство Рейхсбанком осуществлялось до 1924 г. рейхсканцлером, президентом Рейхсбанка и правлением. В 1924 г. в связи с осуществлением плана Дауэса Рейхсбанк был объявлен независимым от германского правительства. При нем были созданы: Генеральный совет, состоявший наполовину из иностранцев, и должность комиссара по наблюдению за эмиссией банкнот. Таким путем осуществлялось иностранное вмешательство в банковское дело Германии. В 1933 г. фашисты упразднили Генеральный совет. Закон о кредитной системе от 5 декабря 1934 г. предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению ко всей кредитной системе. В конце войны у Рейхсбанка находилась 1/5 всего портфеля военного государственного долга и не менее !/з краткосрочного.
После разгрома фашистской Германии в советской зоне все отделения Рейхсбанка были закрыты, в западных зонах они продолжали действовать, хотя и лишились единого центра.
в конце 1946 г. в американской зоне оккупации Германии, а затем в английской и французской на базе филиалов Рейхсбанка в пределах каждой земли был создан свой центральный банк. Капиталы образованных таким образом 11 центральных банков состояли из взносов коммерческих и прочих банков. Структура эмиссионной банковской системы Германии напоминала ФРС США. Однако вскоре (12 февраля 1948 г.) был создан государственный Банк немецких земель (БНЗ) вначале для Бизоний, а затем с присоединением к нему центрального банка французской зоны — для всей Западной Германии. Его капитал в 100 млн. марок состоял из взносов земельных центральных банков. БНЗ осуществлял операции только с центральными банками земель, правительством и иностранными эмиссионными банками. БНЗ устанавливал учетные ставки, определял минимальные резервы центральных банков земель, регулировал их платежные отношения, проводил операции на открытом рынке, использовал монопольное право выпуска банкнот. По закону 1957 г. БНЗ слился с центральными банками земель и Центральным западноберлинским банком в единый центральный банк — Немецкий федеральный банк.
Важнейшие операции Немецкого федерального банка включают: эмиссию банкнот, операции с золотом и девизами, кассовое исполнение бюджета, кредитование государства и международных организаций; учетную политику, операции на открытом рынке, регулирование банковских резервов (вклады) и т. д.

Коммерческие банки («кредитные банки»)


Коммерческие банки занимают ведущее место в кредитной системе страны. К их числу относятся: три крупнейшие банковские монополии (гросс-банки) — Немецкий банк, Дрезденский банк и Коммерческий банк; региональные коммерческие банки; филиалы иностранных банков; банкирские дома, или частные банкиры. Вплоть до 70-х годов XIX в. в кредитной системе Германии господствующее положение занимали частные банкирские дома. Со второй половины XIX в. начался бурный процесс учредительства акционерных банков, которые имели возможность аккумулировать капитал в больших размерах и предоставлять его в ссуду. Крупнейшие коммерческие акционерные банки, занявшие в дальнейшем господствующее положение во всей кредитной системе Германии, были созданы в 70-е годы XIX в. В 1870 г. был учрежден в Берлине Немецкий банк, а в Гамбурге — Коммерческий и Учетный банки; в 1872 г. был образован Дрезденский банк. Вскоре они перевели свои правления в Берлин, распространив филиалы по всей стране. Расширение филиальной сети шло главным образом путем поглощения других ранее самостоятельных банков. К началу первой мировой войны «большая восьмерка» коммерческих банков располагала половиной вкладов всех коммерческих банков страны. Банкирские дома были потеснены и отошли на второй план.
После мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. из «восьмерки» остались три гроссбанка — Немецкий банк, Дрезденский банк и Коммерческий банк, получившие название «большой тройки».
Акционерные коммерческие банки в отличие от других звеньев кредитной системы ФРГ и коммерческих банков ряда капиталистических стран являются универсальными банками, т. е. они могут заниматься всеми видами банковских операций, за исключением банкнотной эмиссии и ссуд под ипотеки.
Гроссбанки. Согласно Потсдамскому соглашению, на заседании Контрольного Совета 21 октября 1946 г. было решено ликвидировать чрезмерную концентрацию экономической мощи немецких банков. Однако это решение было выполнено только на территории советской зоны оккупации.
Иное дело было в западных зонах. В 1945 г. в американской зоне оккупации была разрешена деятельность гроссбанков. Вскоре этому последовали англичане и французы, так что в 1946 г. были восстановлены филиалы гроссбанков.
На базе филиалов трех гроссбанков (Немецкий банк, Дрезденский банк, Коммерческий банк) были образованы 30 самостоятельных региональных банков; их операции были строго ограничены пределами земель, в которых они функционировали. Кроме того, по одному банку от трех гроссбанков было образовано в Западном Берлине на базе их старых отделений. Новые банки стали называться банками — преемниками старых гроссбанков и наряду с их новым названием в скобках ставилось название прежнего гроссбанка, филиалом которого они раньше являлись.
По мере восстановления западногерманского империализма гроссбанки шаг за шагом отвоевывали свои позиции, опираясь на банковский закон от 29 марта 1952 г. («Гроссбанкгезетц»), официально легализовавший деятельность гроссбанков. Вся территория Западной Германии была разбита на три района (север, запад, юг), в котором каждый из трех гроссбанков имел одного преемника. Таким образом, их стало 9 вместо прежних 30. Это означало большой шаг по пути концентрации и централизации банковского капитала и восстановления его прежних позиций.
Законом «Об отмене ограничений в области открытия отделений кредитных институтов» (второй закон о гроссбанках), вступившим в силу 24 декабря 1956 г., был открыт путь к окончательному объединению преемников Немецкого банка (в апреле 1957 г.), Дрезденского банка (в мае 1957 г.), Коммерческого банка (в конце 1958 г.). Таким образом в ФРГ вновь действуют прежние банковские монополии — Немецкий банк, Дрезденский банк и Коммерческий банк. В конце 1975 г. гроссбанки, составляя менее 1 % общего числа коммерческих банков, сосредоточили у себя около 41% вкладов и 40% кредитов всех коммерческих банков. Монопольные позиции гроссбанков в кредитной системе обеспечиваются их местом в структуре финансового капитала, связями с монополиями других отраслей хозяйства.

Специальные кредитные учреждения


Наряду с центральным банком, стоящим над всеми кредитными учреждениями, и коммерческими банками, операции которых носят универсальный характер, кредитная система ФРГ включает звенья, отличающиеся четко выраженной специализацией. Это относится как к пассивным, так и активным операциям следующих кредитных учреждений: сберегательных касс, ипотечных банков, государственных кредитных учреждений, банков потребительского кредита, кредитных товариществ, страховых обществ, инвестиционных компаний.

Сберегательные кассы


Почти все сберегательные кассы в ФРГ являются государственными. Как по числу, так и по величине активов они значительно превышают ведущее звено кредитной системы — коммерческие банки. Основу их пассивов, или привлеченных средств, составляют сбережения населения. Активные операции сберегательных касс сводятся главным образом к выдаче долгосрочных ипотечных и коммунальных займов. В настоящее время насчитывается около 700 сберегательных касс с 17 тыс. отделений. Центральным органом муниципальных сберегательных касс являются 12 жироцентралей. Возглавляет всю систему сберегательных касс и жироцентралей Немецкий коммунальный банк.

Ипотечные банки


Германия является родиной ипотечного кредита. Большие потрясения происходили с ипотечными банками в периоды войн и инфляции, когда должники погашали свои обязательства обесцененными денежными знаками.
После второй мировой войны и сепаратной денежной реформы 1948 г. в Западной Германии начали деятельность 33 банка. В дальнейшем их число росло и достигло к концу 1975 г. 41 (27— частных и 14 — государственных). В большинстве частных ипотечных банков контрольные пакеты акций принадлежат гроссбан-кам. Главная активная операция ипотечных банков — предоставление долгосрочных ссуд под недвижимость. Средства для этого они привлекают путем продажи ценных бумаг.

Государственные кредитные учреждения


К этому звену кредитной системы относятся 19 государственных банков с суммой активов на конец 1975 г. в 103 млрд. марок. В их числе созданный в 1949 г. на основе «плана Маршалла» Банк восстановления, задачей которого было долгосрочное кредитование ведущих отраслей промышленности и экспорта в развивающиеся страны. Среднесрочное кредитование экспорта осуществляет созданный в 1952 г. Экспортный банк («Аусфуркредит»). В 1949 г. возрожден Сельскохозяйственный рентный банк для долгосрочного кредитования сельского хозяйства. В группу специальных кредитных учреждений входит Промышленный кредитный банк, Немецкий коммунальный банк, Банк выравнивания бремени и т. п. Цель их операций заключалась, во-первых, в оказании помощи частному сектору со стороны государства в послевоенный период восстановления экономики и, во-вторых, в усилении влияния государства на процесс воспроизводства. Основными статьями пассивов и активов являются долгосрочные займы и переходящие кредиты. Средства, которыми располагают специальные банки, поступают к ним большей частью из государственного бюджета в соответствии с целевым назначением.

Банки потребительского кредита


Первый банк потребительского кредита возник в Германии в 1926 г., накануне второй мировой войны их было уже 50, ныне—152, и они быстро развиваются. Важнейшими причинами роста служат трудности реализации продукции, прибыльность данной сферы деятельности, изменения структуры потребления и недостаточный платежеспособный спрос населения.
Из общего числа банков потребительского кредита в ФРГ выделяются два ведущих банка, на долю которых (включая их дочерние банки) приходится более 1/3 всех их активов: банк «Гефа» (Общество по финансированию сбыта) в Вуппертале и «Кунден-кредитбанк» в Дюссельдорфе.
В отличие от коммерческих банков, кредиты которых способствуют главным образом расширению производства товаров и предоставляются поэтому функционирующим капиталистам, банки потребительского кредита призваны помогать реализации произведенной продукции. Их кредит предоставляется, как правило, потребителям. К концу 1975 г. потребительский кредит всей кредитной системы составил 43 млрд. марок, в том числе 37,7% выдано банками потребительского кредита.

Кредитные товарищества


Эти кредитные учреждения возникли, как и акционерные банки, в XIX в. Процесс индустриализации страны вызвал огромный спрос на кредит, в котором особо острый недостаток ощущали мелкие и средние предприятия из-за меньшего доступа к рынку капиталов и банковскому кредиту. Отсюда и попытки создать собственные кредитные учреждения в форме кредитных товариществ. Кредитные товарищества возникали как в городах, так и в сельской местности. Кредитная кооперация представлена городскими и сельскими кредитными товариществами. Всего на конец 1975 г. было 5196 кредитных товариществ. Основной вид их операций — краткосрочное кредитование торговцев, мелких промышленников, ремесленников и зажиточных слоев деревни. Наряду с головным центральным учреждением (Немецкая касса кредитных товариществ) кредитные товарищества имеют 18 центральных региональных касс, в том числе 5 для городских кредитных товариществ и 13 — для сельскохозяйственных кредитных товариществ.

Страховые общества


Страховые учреждения ФРГ располагают огромными средствами, значительная часть которых предоставляется в кредит. В ФРГ действуют в общей сложности около 10 тыс. страховых учреждений, однако более 9 тыс. из них незначительны и балансы их не публикуются. В конце 1975 г. на 330 страховых компаний, дающих сведения Бундесбанку, приходилось свыше 90% активов всех страховых компаний. 110 из 330 являлись обществами но страхованию жизни с активами в 98,0 млрд. марок; 127 — обществами по страхованию имущества от несчастных случаев с активами в 27,9 млрд. марок.; 24 компании с активами в 9,2 млрд. марок занимаются перестрахованием. Кроме того, действуют 41 пенсионная касса, 28 обществ по страхованию болезней и т. п.
После второй мировой войны произошли существенные изменения в структуре вложений активов страховых компаний. На первое место в начале 50-х годов выдвигаются долгосрочные займы промышленности (удельный вес их до войны был незначительным), ас конца 50-х годов на второе место выходят кредиты под ценные бумаги. Классическая форма вложений страховых учреждений — ипотечный кредит — отошла на третье место.

Инвестиционные компании


В Германии вплоть до конца второй, мировой войны это звено кредитной системы фактически отсутствовало. Начало деятельности инвестиционных компаний в ФРГ относится лишь к середине 50-х годов. В настоящее время существуют более десятка инвестиционных обществ с активами в 24,5 млрд. марок (на конец августа 1976 г.). Сущность операций инвестиционных обществ заключается в том, что они реализуют свои сертификаты (или акции) и на привлеченные таким образом капиталы приобретают акции промышленных и других предприятий. Кроме средств, полученных от реализации сертификатов, инвестиционные общества обязаны по закону 1957 г. иметь основной капитал не менее 0,5 млн. марок.
Инвестиционные общества являются важным дополнительным орудием централизации капитала в руках банковских монополий. Путем продажи сертификатов и «народных акций» монополистический капитал пытается привлечь сбережения широких слоев населения и использовать их в своих интересах. Акции промышленных и торговых компаний, приобретаемые инвестиционными обществами, попадают к гроссбанкам и позволяют им формировать контрольные пакеты без затрат собственных средств.

Государственно-монополистический капитализм в денежно-кредитной сфере


Непосредственным проводником государственной денежно-кредитной политики является Немецкий федеральный банк. Он осуществляет ее в трех основных формах: манипулирование учетной ставкой; операции на открытом рынке; регулирование норм обязательных резервов кредитных учреждений.
Операции по переучету вначале не играли в Западной Германии значительную роль. Закон о кредитной системе 1962 г. усилил действенность учетной политики с помощью увязки уровня процентных ставок коммерческих банков (по активам и пассивам) с процентом центрального эмиссионного банка.
Для усиления воздействия дисконтной политики на ликвидность кредитных учреждений, а через нее на ход экономического развития Немецкий федеральный банк применяет также систему изменения лимитов переучета векселей. Однако эта мера используется слабо в западногерманской практике. До 1965 г. Немецкий федеральный банк проводил рестрикционную политику только в периоды подъема. Начиная с 1965—1966 гг. рестрикционные меры были направлены главным образом на борьбу с усилившейся инфляцией.
Операции на открытом рынке связаны с краткосрочными казначейскими векселями, среднесрочными беспроцентными казначейскими свидетельствами (до двух лет), а также импортно-складскими свидетельствами.
Немецкий федеральный банк, покупая или продавая государственные долговые обязательства, воздействует на ликвидность кредитных институтов в угодном для себя направлении. Эта форма косвенного воздействия на экономическое развитие тесно связана с учетной политикой и проводится либо одновременно, либо опережая ее. Операции на открытом рынке более приспособлены к краткосрочным конъюнктурным колебаниям, чем учетная политика, поскольку проценты по государственным бумагам быстрее воздействуют на ликвидность банков, чем изменения процента.
Наиболее действенной формой денежно-кредитной политики ФРГ является регулирование норм обязательных резервов для кредитных учреждений. Эти меры были предусмотрены в законе 1934 г., но практического применения в Германии не имели. В ФРГ им было отведено видное место после второй мировой войны. Изменение норм обязательных резервов в отличие от других мер императивно затрагивает кредитную деятельность коммерческих банков, ухудшая или улучшая их ликвидность. Сумма минимальных резервов была определена на конец 1975 г. в 39,8 млрд. марок, или 7,9% всех вкладов кредитных институтов (501,7 млрд. марок). Основные формы денежно-кредитной политики Немецкого федерального банка, как правило, применяются одновременно и в одном направлении. Например, во время рестрикционной политики учетная ставка растет, государственные долговые обязательства продаются по меньшим ставкам, нормы обязательных резервов увеличиваются.
Синхронное действие всех форм денежно-кредитного регулирования оказывает определенное влияние на ход экономического1 развития, однако не может устранить его цикличности, обусловленной противоречиями капиталистического процесса воспроизводства. Кроме внутренних факторов, на кредитно-денежную политику большое влияние оказывают внешние факторы. Зачастую цели внутренней и внешней политики требуют диаметрально противоположных мер денежно-кредитного регулирования, что еще больше обостряет капиталистические противоречия.