Денежно-кредитная система США


вернуться в оглавление книги...

В XVIII в. денежное обращение на американском континенте обслуживалось главным образом иностранными деньгами — английскими фунтами стерлингов и испанскими серебряными долларами. В 1785 г. конгресс объявил национальной денежной единицей доллар; в 1792г. была принята система биметаллизма: доллар свободно чеканился из золота и серебра.
Несмотря на существование биметаллизма, наличноденежные платежи во второй трети XIX в. обслуживались преимущественно золотыми деньгами и неполноценной разменной монетой. Выпуск банкнот в течение длительного времени производился децентрализованно частными банками.
В 1859 г. в обращении находилось 5400 видов банкнот, выпускаемых более чем 1000 банков. Вместе с тем правительство США еще в XVIII в. начало практиковать эмиссию неразменных бумажных денег без реального обеспечения. В период войны за независимость выпускались «континентальные билеты», которые к концу века совершенно обесценились. В годы гражданской войны Севера с Югом (1861—1865 гг.) казначейство выпустило для покрытия военных расходов «билеты Соединенных Штатов», получившие за их зеленый цвет название «гринбеки» («зеленые спинки»). К 1866 г. их количество превысило 325 млн. долл., что составило половину наличных денег в стране. Избыточная эмиссия денег привела к их сильному обесценению.
В XVIII — XIX вв. предпринимались попытки централизовать и упорядочить денежную эмиссию. Правительство дважды (в 1791 и 1816 гг.) учреждало эмиссионные институты для выпуска банкнот, но эти меры оканчивались неудачей. В 1863 г. была создана система национальных банков, подчиненных федеральному законодательству. Им предоставлялось право выпуска банкнот под обеспечение государственными ценными бумагами. Одновременно эмиссия банкнот штатными банками облагалась ежегодным 10%-ным налогом, что привело к ее ликвидации в течение нескольких лет.
В 1873 г. была отменена свободная чеканка серебра. Возобновление чеканки серебра под. нажимом владельцев серебряных рудников не изменило сложившейся практики размена денежных знаков только на золото. Актом 1900 г. в США был официально введен золотой стандарт; золотое содержание доллара установлено на уровне 1,50463 г.

Федеральный резервный акт и реорганизация системы банкнотной эмиссии


Основным дефектом сложившейся в США к началу XX в. системы денежной эмиссии была ее неэластичность. В периоды кризисов, когда возникала острая нехватка денег, обращались различные заместители вплоть до сертификатов расчетных палат и почтовых марок. Положение усугублялось тем, что главным обеспечением банкнот национальных банков были государственные ценные бумаги. Изменение суммы государственного долга автоматически изменяло базу эмиссии.
Американский капитализм нуждался в контролируемой правительством и эластичной системе денежной эмиссии. В этом и заключалась одна из главных целей Федерального резервного акта 1913 г., которым учреждалась система 12 федеральных резервных банков, территориально расположенных в особых («резервных») округах. Деятельность этих банков координировалась правлением в Вашингтоне. Федеральные резервные банки, действуя как сово< купный центральный банк, наделены монопольным правом эмиссии банкнот — федеральных резервных билетов, которые первоначально обеспечивались коммерческими и банковскими акцептами. С 1917 г. было введено также 40%-ное покрытие банкнот золотом. К 1920 г. количество федеральных резервных билетов превысило все другие виды наличных денег в стране. Система вексельного и металлического обеспечения не устраняла дефектов капиталистического денежного механизма в силу резких колебаний потребности в платежных средствах при сменах фаз промышленного цикла. Кроме того, с развитием государственно-монополистического капитализма денежная эмиссия все более использовалась как инструмент антициклического регулирования. Центральный банк стремился к расширению рамок и большей свободе в эмиссии платежных средств. В этой связи в 1932 г. был принят закон Гласе — Стигалла, разрешивший использовать в качестве обеспечения банкнот государственные ценные бумаги.

Отмена золотого стандарта в 1933 г. и девальвация доллара в 1934 г


В годы первой мировой войны США в отличие от западноевропейских стран не отменяли размена банкнот на золото. Но количество золотых монет в обращении резко уменьшилось. Расчеты банкнотами и чеками заняли доминирующее место. Еще до кризиса 1929—1933 гг. подавляющая часть золотых денег была тезаврирована частными владельцами и банками, причем последние вносили золото в федеральные резервные банки в качестве резерва по депозитам.
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. дал толчок к огромной тезаврации наличных денег. Вкладчики потребовали от банков размена депозитов на наличные деньги, в том числе и на золото. Акт от 30 января 1934 г. узаконил отмену золотого стандарта и девальвировал доллар, снизив его золотое содержание с 1,50463 до 0,888671 г чистого золота. Покупная цена золота казначейством США была соответственно повышена с 20,67 долл. до 35 долл. за тройскую унцию. Гражданам и юридическим лицам США было запрещено владеть золотом в монетарной форме. Размен денег на золото отменялся. Согласно акту 1934 г. централизованный золотой запас федеральных резервных банков был передан казначейству по старой цене (20,67 долл. за унцию). Взамен федеральные резервные банки получили золотые сертификаты, служившие обеспечением банкнотной эмиссии. Казначейство ока--залось обладателем золотого запаса, который в результате переоценки увеличился на 2,8 млрд. долл. За счет этой суммы был создан стабилизационный валютный фонд для регулирования курса доллара на внешних рынках. Вместе с тем акт 1934 г. уполномочивал казначейство продавать золото иностранным официальным учреждениям (правительствам и казначействам) по цене 35 долл. за унцию.

Инфляция в период и после второй мировой войны


В годы второй мировой войны денежно-кредитная система США широко использовалась для финансирования военных расходов правительства.
Банки скупили огромную часть выпущенных государственных облигаций; у ФРС к концу 1945 г. портфель облигаций федерального правительства составил 23,3 млрд. долл. (против 2,5 млрд. долл. в 1939 г.), у коммерческих банков— 93,8 млрд. долл. (12,7 млрд. долл. в 1939 г.). Оборотной стороной этого процесса был выпуск в обращение большой массы платежных средств. В 1945 г. совокупная сумма денежных средств в обращении достигла 103 млрд. долл. против 32,4 млрд. долл. в 1939 г., причем сумма наличных денег увеличилась почти в пять раз (с 5,7 млрд. до 26,3 млрд. долл.), а банковские депозиты до востребования—в три раза (с 26,7 млрд. до 76,8 млрд. долл.).
Несмотря на резкое повышение потребности в платежных средствах (увеличение тезаврации денег, крупные наличноденежные платежи военнослужащим, вывоз денежных знаков за границу и т. д.), сокращение товарооборота в сочетании с усиленной эмиссией привело к избытку денег в обращении. Это явилось важной причиной инфляции в период войны и в первые послевоенные годы. Введение контроля над ценами не давало возможности открыто проявиться инфляции; она нашла выражение в повышении спроса на товары и в огромном росте цен на черном рынке. Но с отменой контроля над ценами в 1945 г. цены на товары резко подскочили вверх; индекс розничных цен повысился за 1945—1948 гг. на на 33,7%.
Развитие инфляционного процесса шло под влиянием не только денежных факторов. Большую роль играли политика повышения цен монополиями, периодическая нехватка сырья и материалов, внешнеэкономические факторы и т. д.
Участие США в войне во Вьетнаме привело к резкому росту военных расходов, в финансировании которых широкое участие приняла кредитно-денежная система.
С 1965 по 1975 г. портфель государственных облигаций у федеральных резервных банков возрос на 47,6 млрд. долл., банкнотная эмиссия — на 35 млрд. долл. Это способствовало повышению цен: индекс розничных цен (1967 г. = 100) повысился с 94,5 до 161,2, т. е. на 70%. Покупательная сила доллара снизилась до 62,3% по сравнению с 1967 г.
Конец 60-х — начало 70-х годов характеризовались значительным ухудшением валютных позиций США и крупным пассивом платежного баланса. Золотой запас страны, накопленный США а период войны и в первые послевоенные годы за счет огромного превышения экспорта над импортом, начал сокращаться. С 1949 по 1976 г. золотой запас казначейства (куда не входит золото стабилизационного фонда) сократился с 24,6 млрд. до 11,17 млрд. долл. В конце 60-х годов, когда золотой запас приближался к границе 25%-ного обеспечения внутренней эмиссии, обязательное золотое покрытие доллара было отменено. В декабре 1971 г. после 37 лет поддержания неизменным металлического паритета доллара он был девальвирован: золотое содержание доллара понизилось на 7,9% и соответственно официальная покупная цена золота была установлена на уровне 38 долл. за унцию. В феврале 1973 г. последовала новая девальвация. Золотое содержание доллара снизилось еще на 10%, официальная цена золота повысилась до 42,22 долл. за унцию.
В 1975 г. американское правительство разрешило своим гражданам покупать золотые монеты и слитки. Были проведены два аукциона, имевшие целью снизить розничную цену золота и ускорить процесс его демонетизации. Но эта задача не была достигнута: золото и поныне используется в международном обороте в качестве резервного актива и средства обеспечения кредитов.

Современная структура денежного обращения


В США имеются три основных эмитента денег: казначейство, центральный банк (ФРС) и коммерческие банки. Казначейство выпускает мелкокупюрные денежные билеты (достоинством 1 — 10 долл.), а также серебряные доллары и разменную (неполноценную) монету. Казначейская эмиссия составляет 11 % наличноденежной массы, причем подавляющая ее часть приходится на монеты. Главным средством наличноденежного оборота в стране служат банкноты федеральных резервных банков.
Третий вид эмиссии — деньги безналичного (межбанковского) оборота. В денежной массе они представлены депозитами до востребования. Чек служит средством передачи депозита одним владельцем другому. В целом денежная масса примерно на 70% состоит из денег безналичного оборота. О масштабах использования этого вида платежных средств говорит тот факт, что в 1974 г. в США насчитывалось 94 млн. депозитных счетов. Безналичным путем осуществляется свыше 90% всех платежей в американской экономике.
В долговременном аспекте (если учесть тенденции с XIX в.) удельный вес наличных денег снизился. Но в период войны и в последние полтора десятилетия их доля возросла. Это было связано со специфическими военными явлениями (повышенная тезаврация и т. д.), а в последние годы — с изменившейся структурой потребления, распространившейся системой торговых автоматов и т. п.
Ускоренный рост денежной массы (с 36,8 млрд. долл. в 1939 г, до 295 млрд. долл. в 1975 г.) явился одним из факторов обострения инфляции. Значительную роль в этом процессе сыграло изменение скорости обращения денег. Если принять за ориентир скорость обращения средств на банковских депозитных счетах (отношение дебетовых списаний к среднему остатку), то с 1964 по 1975 г. скорость возросла в 2,5—2,8 раза (в крупных нью-йоркских банках — в 3,7 раза). Увеличение скорости обращения денег было связано как с факторами структурного порядка (расширение безналичных расчетов, применение ЭВМ и новых средств передачи информации), так и с изменениями конъюнктуры (например, повышением нормы процента). Эти процессы приводили к ускорению роста цен, так как повышение скорости обращения денег при прочих равных условиях эквивалентно дополнительной эмиссии платежных средств.

Кредитная система


Особенности исторического развития. Специфической чертой американской банковской системы была ее раздробленность и отсутствие центрального банка вплоть до начала XX в.
По данным американского экономиста Р. Голдсмита, за 1800— 1850 гг. количество коммерческих банков возросло с 28 до 700, а их активы — с 40 млн. до 800 млн. долл. Это были годы финансовых злоупотреблений и хаоса, часто происходили крахи мелких банков.
В 1863 г. правительство учредило систему национальных банков, которые подчинялись контролеру денежного обращения в Вашингтоне. Устанавливался минимальный размер капитала этих банков, их периодическая отчетность перед федеральными властями. Важным условием было требование о создании банками обязательных резервов для обеспечения банкнот и депозитов. Банки резервных городов были обязаны держать 25%-ный резерв в виде наличных денег или сумм на корреспондентских счетах против своих обязательств по банкнотам и депозитам. Для провинциальных банков норма резервов была установлена на уровне 15%.
Создание национальных банков не устранило недостатки кредитной системы США, неэластичность эмиссии платежных средств и неустойчивость мелких кредитных учреждений. Более того, введение обязательных резервов для обеспечения банкнот и депозитов усиливало финансовые трудности в периоды денежно-кредитных кризисов. Провинциальные банки предпочитали держать резервы в форме остатков на счетах в более крупных банках-корреспондентах, а те в свою очередь помещали средства в банках Нью-Йорка и Чикаго. В результате в периоды кризисов возникал массовый отлив средств из крупных финансовых центров, что усугубляло панику среди вкладчиков и приводило к массовым крахам банков.

Федеральная резервная система (ФРС)


Непосредственной целью Федерального резервного акта 1913 г. было создание центрального банка в виде системы 12 федеральных резервных банков для упорядочения денежной эмиссии, концентрации банковских резервов, контроля над деятельностью кредитных институтов.
В настоящее время наиболее влиятельным является Федеральный резервный банк Нью-Йорка. На его долю приходится свыше 1/4 всех активов федеральных резервных банков, тогда как остальные банки имеют от 2 до 6% активов каждый.
Членами ФРС по акту 1913 г. являются все национальные банки, а по Банковскому акту 1935 г. — и штатные банки с депозитами не менее 1 млн. долл. В члены ФРС могут вступить более мелкие штатные банки, удовлетворяющие ряду требований. Члены ФРС обязаны подписаться на акции федеральных резервных банков в размере не менее 6% собственного оплаченного капитала. Кроме того, установлены минимальные нормы резервов, которые банки-члены обязаны хранить на счетах в федеральных резервных банках. Эти нормы сначала были неизменными, а затем начали периодически изменяться по решению Совета управляющих. В декабре 1975 г. нормы резервов в зависимости от размера депозитов банка составляли от 7,5 до 16,5% для вкладов до востребования и от 3 до 6% для срочных вкладов.
Органы управления ФРС, помимо Совета управляющих, включают комитет по операциям на открытом рынке, совещательный комитет и правления отдельных федеральных резервных банков. Совет управляющих (до 1935 г. — Федеральное резервное управление) состоит из семи членов, назначаемых на срок в 14 лет президентом США и утверждаемых сенатом. В функции Совета входят: надзор за деятельностью федеральных резервных банков, назначение их президента и вице-президента; контроль за эмиссией банкнот; утверждение нормы обязательных резервов и учетных ставок, устанавливаемых отдельными федеральными банками; выработка принципов денежно-кредитной политики и ряд других.
Комитет по операциям на открытом рынке осуществляет покупку и продажу государственных облигаций через Федеральный резервный банк Нью-Йорка.
Правление каждого федерального резервного банка состоит из представителей банков-членов (три директора), Совета управляющих (три директора) и промышленников данного региона (три директора).
В настоящее время ФРС объединяет 40% всех коммерческих банков США, которым принадлежит 77% депозитов. Многие мелкие банки воздерживаются от вступления в ФРС, так как не хотят отказаться от взимания комиссии за каждый оплачиваемый ими чек, что несовместимо с членством в ФРС. В целом ФРС, несмотря на сохранение элементов децентрализации, способствовала концентрации банковского капитала. Она является важным инструментом государственно-монополистического регулирования экономики.

Коммерческие банки


В 1975 г. в США насчитывалось 14,6 тыс. банков; по сравнению с 1925 г. их количество уменьшилось почти вдвое (с 27,8 тыс.).
Централизации банковской системы способствовали массовые крахи банков в 30-х годах, слияния и поглощения, быстрый рост филиальной сети. Особенно резко сократилось число штатных банков (с 19,8 тыс. в 1925 г. до 9,8 тыс. в 1974 г.; из них только 1072 являлись членами ФРС). Количество национальных банков тоже уменьшилось и составляет 4,7 тыс. (в 1925 г. 8 тыс.); все они являются членами ФРС.
В банковской системе США господствуют крупнейшие монополистические банки при сохранении видимости раздробленности. Так, в 1974 г. на долю 50 крупнейших банков (менее 0,5% всех банков) приходилось 37,3% активов банковской системы. В послевоенный период широко применяются в США такие формы централизации капитала, как создание филиалов и банковских холдинг-компаний, корреспондентские связи.
Банковское законодательство США запрещает открытие отделений за пределами штата, где находится главная контора банка. В ряде штатов банкам вообще не разрешается иметь отделения. Крупные монополии, будучи ограничены в возможности развертывания филиальной сети, пытаются обойти запрет путем создания многобанковских систем. К ним относятся банковские холдинг-компании и системы цепной связи. Холдинг-компания скупает акции юридически независимых банков и ставит их под контроль какого-нибудь крупного монополистического банка. Системы цепной связи контролируются не компанией, а отдельными лицами, которые приобретают акции банков в определенном районе.
После второй мировой войны в США появились такие гигантские банковские холдинги, как «Норсуэст корпорейшн», «Уэстерн бэнк корпорейшн» и другие, под контролем которых находятся десятки и сотни кредитных учреждений. Долгое время в сферу контроля федеральных властей не входили однобанковские холдинг-компании. Бурный рост этих учреждений наблюдается с конца 60-х годов. Дело в том, что холдинг-компании являются удобной ширмой для обхода ряда законодательных запретов (например, покупка акций небанковских компаний — страховых, потребительского кредита и т. д.). Однобанковские холдинг-компании были организованы в последние годы многими наиболее крупными банками США, в том числе такими, как «Чейз Манхэттэн бэнк», «Сити бэнк» и др.
Наряду с изменениями в структуре банковской системы и тенденцией к укрупнению банков претерпели изменения и операции банков. В начале XX в. главной статьей активов коммерческих банков были краткосрочные ссуды торгово-промышленным предприятиям. В 20-х годах резко повысился удельный вес инвестиций в-ценные бумаги и выдача ссуд под эти бумаги, что было связано с биржевым бумом, который окончился крахом в 1929 г. В период второй мировой войны подавляющую долю активов составляли облигации казначейства, тогда как ссуды промышленным компаниям не превышали 15—16% всех активных операций.
В послевоенный период значительно повысилась доля ссудных операций, и в них видное место заняли ссуды торгово-промышленным компаниям на длительные сроки (от трех до восьми — десяти лет).
Специфической чертой послевоенного периода был также быстрый рост различных форм кредитования конечного потребления. Задолженность по ссудам коммерческих банков, выдаваемым для покупки товаров в рассрочку, возросла с 745 млн. долл. в 1945 г. до 16,7 млрд. долл. в 1960 г. и 73,2 млрд. долл. в 1975 г.
Важной чертой послевоенного развития американских банков было значительное расширение масштабов их операций в международном экономическом обороте. Экспансия крупнейших банковских монополий за рубежом происходила в форме открытия заграничных филиалов, приобретения доли в капитале заграничных банков, участия в многонациональных консорциумах и т. д.
В I960 г. восемь американских банков-гигантов имели 149 отделений за границей, из которых более половины (82) принадлежали «Сити бэнк». В 1973 г. уже 125 банков имели 699 отделений за границей, в том числе 156 в странах Западной Европы (52 — в Великобритании). Активы этих отделений равнялись 122 млрд. долл. (против 9,1 млрд. долл. в 1965 г.) Крупные иностранные банки в свою очередь расширяют филиальную сеть в США: количество их американских отделений возросло за 1965—1974 гг. с 49 до 62, а активы — с 4,8 млрд. до 29,5 млрд. долл. Одним из крупнейших иностранных филиалов в США является принадлежащий западноевропейскому банковскому консорциуму «Европейско-Американский банк».
Что касается участия в таком новом виде международных монополий, как многонациональные банки (МНБ), то из десяти созданных к началу 1976 г. МНБ американские банки участвуют лишь в двух — «Орион» (наряду с канадским, японским, английским, итальянским и западногерманским капиталом) и «Интернэшнл знерджи бэнк» (вместе с английским, канадским, западногерманским, голландским, итальянским капиталом).
Заграничные операции приносят банкам, осваивающим международные рынки капиталов, крупные прибыли.

Специальные кредитные институты


Послевоенный период отмечен значительным повышением роли специализированных учреждений на рынках ссудного капитала. Их быстрый рост связан с процессами дальнейшей дифференциации функций кредитных институтов, специализацией кредитного рынка, ориентирующегося на обслуживание различных групп заемщиков, острейшей борьбой за сбережения долгосрочного характера и рядом других причин.
Коммерческие банки продолжают оставаться самой крупной категорией кредитных институтов. Но роль специализированных учреждений резко повысилась.
Большинство специализированных институтов возникло в XIX в., но тогда они намного уступали коммерческим банкам, которые благодаря своим эмиссионным функциям и повышенному спросу на краткосрочный капитал стали наиболее популярным и быстро растущим видом кредитных учреждений.
Что касается привлечения сбережений, то до 80-х годов XIX в. в этой области господствовали взаимно-сберегательные банки. В 1880 г. на них приходилось 60% долгосрочных капиталов, аккумулированных кредитной системой. Основную часть привлеченных средств взаимно-сберегательные банки вкладывали в ипотечные ссуды под залог недвижимости. С XX в. с ними конкурируют ссудо-сберегательные ассоциации, которые предоставляли кредит под залог жилых строений. Росту ссудо-сберегательных ассоциаций в значительной мере способствовало законодательство 30-х годов, создавшее льготные условия для финансирования строительства жилых домов. В настоящее время ссудо-сберегательные ассоциации намного обогнали своих конкурентов. Кредитные союзы, которые тоже мобилизуют сбережения, уступают другим учреждениям. Они специализируются на выдаче мелких ссуд.
Видное место в кредитной системе США занимают страховые компании.
В первой половине XIX в. страхование имущества было более распространено, чем другие виды страхования. Однако к 1900 г. на первое место по объему привлекаемых сбережений вышли компании по страхованию жизни. В настоящее время страховые компании привлекают огромные денежные средства.
Они ежегодно предоставляют рынку ссудных капиталов 18— 20 млрд. долл. аккумулированных долгосрочных сбережений. Главный объект инвестирования страховых сумм — облигации корпораций, ипотеки, государственные ценные бумаги.
Острая конкуренция захватила сферу потребительского кредита, где наиболее активны коммерческие банки и финансовые компании.
Первоначально коммерческие банки неохотно кредитовали покупку товаров в рассрочку. Поэтому в 20-х годах, когда крупные промышленные компании (главным образом автомобильные) начали учреждать филиалы для продажи их продукции в кредит, у этих филиалов по существу не было конкурентов. Их количество за 1921—1925 гг. увеличилось с нескольких десятков до 1700. Так, крупные финансовые компании по кредитованию торговцев — «Дженерал моторз аксептэнс корпорейшн», «С. И. Т. файнэншл корпорейшн» и «Коммершл кредит компани» — первоначально возникли как филиалы автомобильных компаний. Быстро росли и компании мелкого потребительского кредита, которые сосредоточивают у себя значительную часть потребительских ссуд.
Пенсионные фонды корпораций стали играть важную роль на рынке ссудных капиталов после второй мировой войны.
С 1950 по 1960 г. их капиталы, образованные из взносов предпринимателей и рабочих, возросли более чем в четыре раза, а с 1961 по 1975 г. утроились, превысив 150 млрд. долл. Средства пенсионных фондов вкладываются в акции (более 70% всех активов в 1975 г.) и облигации корпораций. В этом отношении они конкурируют с инвестиционными компаниями, которые, покупая акции торгово-промышленных и транспортных фирм, выпускают на рынок собственные обязательства. Последние охотно покупаются мелкими держателями, стремящимися к диверсификации и уменьшению риска.
Значение дилеров и брокеров по операциям с ценными бумагами определяется их посредническими функциями, участием в размещении новых выпусков ценных бумаг и в торговле старыми выпусками. Их роль в механизме господства финансового капитала исключительно велика.

Государственно-монополистический капитализм в кредитной системе


Государственные кредитные учреждения в США возникли преимущественно в тех сферах, где частный капитал считал кредитование неприбыльным или рискованным делом. Имеется развитая система сельскохозяйственного кредита, учреждения по кредитованию внешней торговли и учреждения, занимающиеся предоставлением гарантий по кредитным обязательствам частно-капиталистических компаний.
Кредитованием фермеров занимаются: 1) 12 федеральных земельных банков, учрежденных в 1916 г. по одному в особых зе-. мельных округах; они выдают долгосрочные ссуды как через сельскохозяйственные кредитные кооперативы, так и непосредственно фермерам под закладную, которая служит обеспечением облигаций самих земельных банков; 2) 12 федеральных банков среднесрочного кредита, созданных в 1933 г. за счет взносов казначейства; банки предоставляют ссуды на срок до трех лет; средства мобилизуются путем продажи собственных обязательств сроком от 3 до 12 месяцев; 3) 12 федеральных корпораций по кредитованию производства; учреждены в 1933 г. и предназначены для выдачи краткосрочных ссуд (до одного года) через систему кредитных фермерских кооперативов; 4) центральный банк для, кооперативов в г. Вашингтоне и 12 банков для кооперативов; учреждены в 1933 г.; выдают долгосрочные и краткосрочные ссуды на разнообразные цели (реализация урожая, строительство складских помещений и т. д.); 5) Корпорация товарного кредита, основанная в 1933 г. с целью «поддержания» цен на сельскохозяйственную продукцию (кукурузу, хлопок, рис, пшеницу, табак). Если рыночные цены падают ниже обусловленного уровня, фермер передает корпорации урожай по фиксированной цене. Продукты хранятся на складах корпорации и могут быть впоследствии реализованы. Запасы корпорации часто служили источником американской «помощи» развивающимся странам.
Экспортно-импортный банк был учрежден в 1934 г. для финансирования внешнеторговой экспансии американских монополий. Он предоставляет кредиты как экспортным фирмам в США, так и иностранным импортерам американских товаров. Банк является также агентом правительства по предоставлению займов и «помощи» иностранным государствам и играет большую роль в проникновении американского капитала в экономику других стран.

Денежно-кредитная политика


Регулирующая деятельность центрального банка США направлена преимущественно на борьбу с периодическими колебаниями хозяйственной конъюнктуры. В послевоенный период ФРС при осуществлении своей политики ориентировалась на состояние денежного рынка, т. е. использовала в качестве главного ориентира уровень процентных ставок.
В конце 60-х годов с усилением инфляционных тенденций в американской экономике центральный банк несколько изменил ориентацию, применив более жесткий контроль над динамикой денежной массы при одновременном ослаблении внимания к колебаниям процентных ставок. С 1972 г. комитет ФРС по операциям на открытом рынке начал устанавливать на предстоящие один-два месяца «допустимые границы» изменения величины денежной массы, а также банковских резервов, представляющих «базу» депозитной экспансии. Однако вскоре стало ясно, что центральный банк США не может нейтрализовать влияние многих стихийных факторов и обеспечить запланированные темпы увеличения денежной массы. Вместе с тем резкие колебания рыночных процентных ставок заставили ФРС вновь вернуться к тактике контроля над состоянием денежного рынка, ослабить ориентацию на рост денежых агрегатов в качестве основного принципа политики. Председатель ФРС А. Берне неоднократно указывал на практическую невозможность для центрального банка обеспечить «плавное» увеличение показателя денежной массы, на слабую эффективность денежно-кредитных мер в условиях, когда быстрое развитие инфляции сочетается с кризисными явлениями в американской экономике.
Тем не менее ФРС по требованию конгресса с 1975 г. начала определять допустимые пределы колебаний темпов роста различных денежных агрегатов и некоторых видов процентных ставок. На 1976 г. установлены следующие ориентиры: среднегодовой темп роста M1 —от 4,5 до 7,5%, М2 —от 7,5 до 10,5%, М3 —от 9 до 12%. Но, как показывает практика 1975 г., изменение денежной массы в обращении далеко выходит за рамки этих ориентиров. Попытки центрального банка жестко контролировать денежное обращение и посредством этого состояние хозяйственной активности вновь оказываются малоэффективными.