Двойственная роль государственно-монополистического капитализма в развитии инфляции


вернуться в оглавление книги...

Существует прямая и обратная связь между государственно-монополистическим механизмом хозяйствования и инфляционным процессом. С одной стороны, сращивание экономической силы монополий с властью государства усугубляет инфляционные факторы. Поэтому инфляция стала неотъемлемым элементом современного капиталистического воспроизводства. С другой стороны, возникла потребность заменить утраченный вследствие крушения золотого стандарта стихийный, автоматически действовавший регулятор денежного обращения государственно-монополистическим регулированием. В рамках денежно-кредитного регулирования экономики монополистический капитал и буржуазное государство пытаются в своих интересах оказывать воздействие на инфляционный процесс.
Основные методы регулирования инфляции — общие для большинства капиталистических стран, хотя они и различаются в зависимости от степени инфляции, состояния экономики, соотношения классовых сил, форм государственно-монополистического регулирования и господствующих концепций, оказывающих влияние на экономическую и денежную политику.
К инструментам регулирования инфляции, кроме эмиссионной политики, относится широкий комплекс бюджетных, налоговых, кредитных мер, регулирование цен и заработной платы, «политика доходов» и др.; используются также математические методы программирования экономики.
Для преодоления бюджетного дефицита сокращаются расходы государственного бюджета, преимущественно гражданские, отменяются субсидии предприятиям, уменьшаются социальные расходы. Под предлогом изъятия излишней денежной массы повышается налоговое обложение преимущественно в форме косвенных налогов. Одновременно правящие круги отказываются повысить налоги на прибыли и предоставляют налоговые льготы монополиям. Следовательно, классовая сущность регулирования инфляции с помощью налогов проявляется в увеличении налогового бремени на трудящихся и снижении налогов на крупные монополии. Взимание налогов лишь временно перераспределяет денежную массу из обращения в казначейство. Но в конечном счете государство выпускает эти привлеченные суммы в оборот в процессе финансирования своих расходов, оплаты военных заказов, выдачи жалования военнослужащим, чиновникам. Налоги могут служить эффективным антиинфляционным средством при следующих условиях: введение высоких налогов на монополии, сокращение военных расходов, устойчивое равновесие государственного бюджета. С целью изъятия части денег из обращения правительства периодически выпускают государственные займы.
В практике антиинфляционного регулирования важную роль играет кредитная политика. Для ограничения банковских кредитов и сокращения денежной массы периодически повышается учетная ставка центральных банков, регулируются процентные ставки по активным и пассивным операциям, осуществляется контроль над ресурсами банков с помощью системы обязательных резервов, операций на открытом рынке и прямого воздействия государства на объем кредита (лимитирование роста кредитов, предварительный контроль центрального банка при предоставлении крупных ссуд коммерческими банками и другие методы выборочного контроля).
В качестве антиинфляционной меры применяется регулирование цен в разных формах. Периодически блокируются цены на отдельные товары (во Франции — во второй половине 50-х и в 60-х годах, в Италии, Голландии, Испании — в 70-х годах). Блокирование цен дает некоторый эффект, однако отрицательно влияет на развитие отдельных отраслей. Например, блокирование цен на продукцию металлургической промышленности во Франции в 1954—1965 гг. задержало нормальное развитие этой отрасли.
С 60-х годов XX в. в большинстве капиталистических стран в качестве регулирования экономики и инфляции стала применяться «политика доходов». Ее сущность заключается в установлении государством верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях воздействия на размер и распределение вновь созданной стоимости в интересах монополий. Обычно политика доходов ведет к ограничению роста заработной платы или ее замораживанию, но она не затрагивает растущих прибылей монополий. Это одна из форм государственно-монополистического вмешательства в перераспределение прибавочной стоимости и повышения прибыли за счет сокращения необходимого времени и ухудшения материального положения трудящихся.
Новым явлением в условиях современного капитализма стало проведение экспериментов «контролируемой» инфляции. С 60-х годов важное место заняли «планы стабилизации». Их отличительная черта — координация основных методов регулирования экономики и денежного обращения.
Западноевропейская экономическая интеграция послужила почвой для возникновения тенденции к межгосударственному регулированию инфляции, например в рамках «Общего рынка». Первым опытом межгосударственной антиинфляционной программы был разработанный в 1964 г. «план В. Маржолена» (по имени вице-президента исполнительного комитета ЕЭС). Вторая программа совместных антиинфляционных рекомендаций была принята в 1972 г. Но эти рекомендации не носили обязательного характера и также оказались неэффективными.
Воздействие монополистического государства на инфляционный процесс противоречиво в силу антагонистической природы капиталистического способа производства: регулирование направлено не только на сдерживание, но и на использование инфляции для искусственного стимулирования производства. Противоположность задач определяет противоречивость методов регулирования инфляции. Для них характерно чередование или сочетание жесткого интервенционизма (прямого вмешательства в экономику) с рыночными регуляторами.
Практика использования антиинфляционных программ свидетельствует о невозможности преодолеть неустойчивость капиталистической экономики, стихийные рыночные закономерности. Переплетение многочисленных факторов, вызывающих обесценение денег, порождает необратимость инфляции. В условиях общего кризиса капитализма инфляция носит нелокальный, а международный характер не только в периоды войны и послевоенной разрухи, но и в мирное время. Об этом свидетельствует рост розничных цен. Например, в 1965—1975 гг. цены повысились в США на 58,2%, в Англии — в 2,3 раза, Франции — на 88,6%, Италии — на 98,4%, Японии — в 2,2 раза, в ФРГ — на 53,7%. Наиболее интенсивна инфляция в развивающихся странах. В Латинской Америке среднегодовой рост цен в середине 70-х годов составлял: в Аргентине— 43,6%, Уругвае — 62,7, Чили — 207%. Проблема инфляции в развивающихся странах связана с тяжелым наследием многовекового господства иностранного капитала, которое задерживало развитие национальной экономики. Правительственные расходы на индустриализацию при недостаточно эффективной налоговой системе и огромных выплатах по государственному долгу порождают огромный дефицит государственного бюджета, финансировать который приходится за счет эмиссии денег.
Регулирование инфляции в рамках «планов стабилизации» в принципе более эффективно, чем разрозненные мероприятия, применявшиеся после второй мировой войны. Координация методов регулирования инфляции позволяет устранить наиболее острые формы ее проявления при наличии объективных предпосылок. Этим объясняется «ползучий» характер инфляции в 60-х — начале 70-х годов в промышленно развитых странах. Но с середины 70-х годов темп ее заметно ускорился в связи с обострением противоречий государственно-монополистического капитализма.
Государственно-монополистическое регулирование инфляции сопровождается обострением противоречий капитализма. Регулирование не может отменить стихийное действие объективных законов капиталистического способа производства. Это определяет границы и слабую эффективность регулирования инфляции. Меры по ее пресечению обычно вызывают застой в производстве, увеличение безработицы.
Например, во Франции регулирование инфляции в рамках «плана стабилизации» (1963—1965 гг.), который включал мероприятия по замораживанию заработной платы, контролю над ценами, сокращению расходов на народное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, а также жесткие кредитные ограничения, привело к относительной стабилизации цен. Но оно вызвало замедление темпов экономического роста с 7% в 1964 г. до 1,9% в 1965 г., поскольку сократились частные капиталовложения и потребление трудящихся в связи с блокированием заработной платы.
В результате другой стабилизационной программы (1969 г.) темпы экономического роста во Франции удалось сохранить за счет ослабления позиций франка на внутреннем рынке, где цены росли ежегодно на 5—6%, а в середине 70-х годов —на 12—15%.
В США программа «чрезвычайных мер» по борьбе с инфляцией и спадом, декларированная 15 августа 1971 г., характеризовалась жесткими государственно-монополистическими мерами, включая замораживание заработной платы. Четыре фазы борьбы с инфляцией, объявленные (в 1971 —1973 гг.) в рамках экономической политики США, не имели успеха. С середины 70-х годов антиинфляционная политика в США направлена на ограничение темпа роста денежной массы и банковских кредитов (в пределах 5—7,5% на 1976 г.) с целью более осторожного использования эмиссионного механизма.
Все меры регулирования инфляции используются для совместного наступления буржуазного государства и монополий на жизненный уровень трудящихся. Поэтому антиинфляционные программы являются объектом классовой борьбы.
Коммунистические и рабочие партии капиталистических стран, а также прогрессивные профсоюзы выступают как против инфляционной политики, так и против наступления государства и монополий на жизненный уровень трудящихся под флагом борьбы с инфляцией. Коммунистические и рабочие партии предлагают антимонополистические меры для преодоления инфляции в рамках общедемократических преобразований: сокращение непроизводительных, прежде всего - военных расходов, демократизация налоговой системы, контроль над ценами и программирование экономики.