Потребительский кредит


вернуться в оглавление книги...

Потребительский кредит предоставляется торговыми предприятиями в виде товаров, проданных в рассрочку, а также банками и специальными кредитными институтами для покупки потребительских товаров и оплаты услуг (включая счета врача и оплату обучения). Его объектом являются обычно товары длительного пользования (мебель, автомашины, холодильники, телевизоры, стиральные машины и другое имущество), разнообразные услуги. Потребительский кредит выступает в товарной форме (продажа товаров в кредит через розничные магазины) и денежной (предоставление ссуд кредитными учреждениями на потребительские цели). Иногда банки заключают соглашения с магазинами, которые продают товары в кредит клиентам банков. При этом банки сразу выплачивают магазинам наличные деньги за проданные товары, а покупатели постепенно погашают ссуду банка. Максимальный срок потребительского кредита три года.
Потребительский кредит стал неотъемлемым элементом капиталистической реализации за счет вторжения в будущие доходы населения, поскольку платежеспособный спрос населения ограничен, а продажа товаров связана с хроническими трудностями; Размер задолженности по потребительскому кредиту постоянно растет (например, в США она составила в 1975 г. более 161,1 млрд. долл. против 7,2 млрд. в 1939 г.; ежегодно население т тит на погашение этих ссуд 15,4% личных доходов, остающихс: после уплаты налогов).
Классовая сущность потребительского кредита проявляется том, что по нему взимаются высокие проценты (в США — 10— 25% в год и более, во Франции вместе с комиссионными — до 30%), которые выплачиваются из доходов населения и выступают как вторичная форма распределения национального дохода в; пользу монополий. Обычно при несвоевременном очередном взносе в погашение задолженности товар отбирается, продается с торгов и внесенные за него деньги возвращаются покупателю лишь частично. Кроме того, на товары, продаваемые в кредит, устанавливаются более высокие цены, чем на аналогичные товары, продаваемые за наличные деньги. Во время экономического кризиса и роста безработицы потребительский кредит разоряет трудящихся, имеющих небольшие доходы и потерявших работу.
Разновидностью потребительского кредита являются долгосрочные ссуды частным лицам на приобретение или строительство жилищ. Жилищный кредит усиливает эксплуатацию трудящихся, так как приобретение индивидуальных домов в рассрочку обходится дорого. Например, в США за 1965—1975 гг. выплата процентов (9% в год) при приобретении индивидуального дома в рассрочку на 25 лет увеличилась с 18,4 тыс. до 33,6 тыс. долл., не считая ежемесячной платы за содержание дома, коммунальные услуги и налоги. В силу частной собственности на землю, дома и коммунальные услуги этот кредит не улучшает жилищные условия трудящихся.