Монополия


Под термином монополия понимается коммерческая организация, которая имеет привилегированное положение в той или иной области торговли определенным видом товаров, так как не имеет в данной области конкурентов, либо опасных конкурентов. Изначально монополии появились благодаря государственным санкциям, которые наделяли ту или иную фирму определенными привилегиями для торговли каким-либо товаром.

Различают несколько разновидностей монополии

Естественная монополия объединяет предприятия единой сбытовой организацией и обуславливается неизменностью спроса на определенные товары и незаменимость данных товаров. К примеру, к подобным монополиям относятся почтовые службы, водоснабжение и т.д.

Государственная монополия создается в соответствии с законодательством, в котором определяются товарные границы данного монопольного рынка и способы контроля монополиста.

Чистая монополия появляется, когда определенный вид товаров предоставляет только единственный поставщик. Конгломерат является сообществом финансово взаимно интегрированных субъектов, но, по сути, разнородных.

В целом монополии считаются неэффективными для экономического развития общества, так как изготовитель того или иного вида товаров увеличивает прибыль до наибольших значений и оставляет количество изготовленного товара на уровне максимизации прибыли. Таким образом, ресурсы распределяются неэффективно, и товар является абсолютно неконкурентоспособным, но все равно приобретается, так как отсутствует альтернатива.

Для регулирования монополий используется несколько способов. Наиболее известными и часто применяемыми являются:
Регулирование доходности;
Цены Рамсея;
Контроль отношений собственности.