Франшиза


В англо-русском словаре Мюллера перевод «franchise» имеет несколько значений, что вообще характерно для английского. Слово имеет старофранцузские корни и, вероятно, приплыло в Англию с кораблями Вильгельма Завоевателя. Итак, франшиза обозначает права - право голоса и участия в выборах.

Франшизой называют различные лицензии, привилегии и разрешения от государства - на торговлю и/или производство, беспошлинную транспортировку груза и т.д. В страховом деле обозначает, оговоренную условиями договора сумму, до которой причиненный убыток не возмещается страховщиком. Специализированную лицензию на производство и/или продажу товаров и продукции в конкретном районе по технологиям и под торговым знаком другой компании, также называют этим словом.

Производным от него есть термин «франчайзинг», обозначающий выдачу такой лицензии. Кстати, произносится «franchise», как «франчайз». Существует даже медийная франшиза, подтверждающая права собственности интеллектуальной. Так у писательницы Дж. Роулинг она распространяется на весь придуманный ею фантазийный мир и его героев.

Франшиза в страховом деле


Трактование франшизы в страховании определяется условиями заключаемого договора. Применение такого инструмента призвано оптимизировать эти условия. В силу действующего законодательства, в большинстве стран существует определенный минимум нанесенного ущерба, при котором издержки оформления выплаты страхового возмещения становятся экономически невыгодными страхователю.

Дополнительные денежные расходы и потеря времени на бумажную волокиту делают для страхователя привлекательной возможность получения скидки при оформлении договора с оговоренной франшизой. Условия заключения договора учитывают индивидуальные особенности определения ее величины.

В практике страхования известны временные, высокие и динамические, но чаще применяют вычитаемые (безусловные) и невычитаемые (условные) франшизы, устанавливаемые в абсолютных или процентных величинах от страховой суммы.

Франшиза в организации бизнес систем


Давно и широко применяемая практика контрактов-франшиз, между крупными компаниями и средними и мелкими производственными и торговыми предприятиями, позволяет последним получать законченный бизнес-пакет с отработанными технологиями и процессами, готовым к реализации товаром. Такая практика характерна проведением взаимного кредитования, как в денежном выражении, так и в лизинговой форме.

Кроме того, выгоды мелких предприятий очевидны и в плане экономии всевозможных издержек и накладных расходов, снижении рисков ведения мелкого или среднего бизнеса с известным товарным знаком. В свою очередь, крупные корпорации, в дополнение к оплате, получают выгоды маневренности небольших производителей и торговцев, полный контроль качества их бизнес-процессов.

Эти предприятия прочно привязываются системой франшиз к крупным корпорациям, как к постоянному источнику разных видов кредитования, материально-технического, научного и финансового снабжения. Так крупные предприятия экономят в случаях, когда вложение больших средств сопряжено с риском низкой окупаемости и отсутствием перспектив развития направления.