Франчайзинг


Под франчайзингом понимается вид определенных экономических отношений, возникающий между субъектами рынка при передаче одной стороной права на ведение определенного вида бизнеса при определенной оплате.

При существующей модели ведения бизнеса в форме лицензирования одна сторона передает право субъекту рынка осуществлять деятельность от своего имени с использованием и применением существующего товарного знака или бренда, маркетинговые системы продаж, рекламу, особенности ведения бизнеса с уклоном на процессы снабжения, развития и поддержки бизнеса.

В широком смысле франчайзинг выступает своеобразной формой арендных отношений, а объектом аренды выступает коммерческое обозначение или товарный знак. Регулирование отношений между субъектами в вопросах франчайзинга осуществляется на основании заключенного договора, в котором закрепляются основные положения использования товарного знака с урегулированием величины оплаты.

В большинстве случаев оплата франчайзинга выступает в фиксированной стоимости и носит разовый характер выплат. В ряде случаев оплата может носить фиксированный размер в форме процентов от продаж или получаемой прибыли. В договоре особое внимание уделяется условиям использования логотипа, товарного бренда или знака.

Преимуществом применения франчайзинга выступает возможность использовать существующие бизнес концепции, которые позволяют получить максимальную величину прибыли при минимальных уровнях риска. В этом случае новые компании могут избежать множества ошибок и в кратчайшие сроки добиться требуемых масштабов ведения деятельности.

Во всех экономических системах франчайзинг представляет собой определенную гарантию надежности создаваемого бизнеса, что открывает множество возможностей для получения и привлечения дополнительных заемных средств в кредитных учреждениях. По имеющимся статистическим данным, среди вновь образованных фирм и компаний около 87 процентов в первый год подвергаются банкротству или прекращают свою деятельность в связи с неэффективностью проводимой деятельности. При использовании франчайзинга в момент образования фирмы этот показатель составляет лишь 10 – 12 процентов.

За последние тридцать лет во всем мире франчайзинг пользуется популярностью. В США компании с ведением бизнеса на основе франчайзинга формируют 40 процентов розничного товарооборота. В Европейских странах данных показатель немного ниже и составляет только 20-30 процентов.