Факторинг


При нарушении платежной дисциплины современное коммерческое предприятие вынуждено иногда искать несколько непривычные пути решения проблемы своевременной оплаты долгов предприятий - дебиторов. Современным и эффективным способов решения проблемы дебиторской задолженности является факторинг.

Что такое факторинг?

Факторинг (от английского factor «торговый агент») представляет собой продажу всей или части дебиторской задолженности факторинговой компании или банку, предоставляющему подобные услуги. Данное мероприятие влечёт за собой уменьшение дебиторской задолженности, увеличивая тем самым ликвидность и финансовую устойчивость коммерческого предприятия. Кроме того, факторинг способствует снижению риска финансовых потерь.

Участники

В процессе факторинга участвуют три компании. В роли покупателя задолженности выступает факторинговая компания, продавец товара или услуги является кредитором, а покупатель товара – дебитором.

Как правило, факторинговые компании осуществляют покупку краткосрочной дебиторской задолженности, выплачивая клиенту (кредитору) в начале часть денежных средств, а при поступлении полной суммы от дебитора, - оставшуюся. За свои услуги подобные компании взимают со своих клиентов вознаграждения в виде дисконта, процентная ставка которого зависит от риска и других условий взыскания денежных средств с дебиторов.

Виды факторинга

Существует открытый и закрытый типы факторинга. Открытый тип подразумевает уведомление дебитора о передаче долга факторинговой компании, закрытый предполагает передачу задолженности без уведомления должника.

По отношению к временным рамкам факторинг бывает реальным и консенсуальным. В случае если дебиторская задолженность образовалась до подписания договора с факторинговой компанией – имеет место быть реальный факторинг. Консенсуальный факторинг возникает в случае с планируемым возникновением денежного требования в будущем.

По географическому положению контрагентов различают внутренний и внешний факторинг. Если в процесс факторинга вовлечены резиденты одной страны, значит факторинг внутренний. При внешнем, участниками могут быть резиденты разных стран. В целом, видов факторинга чрезвычайно много, их главным различием является степень риска, которую берёт на себя факторинговая компания.