Теория цены А. Маршалла


В начале XX в. центр буржуазной экономической мысли постепенно перемещается в Англию и в США. Австрийскую и молодую историческую школу оттесняют английские и американские буржуазные экономисты. Основными идеологами выступили Альфред Маршалл (1842—1924 гг.) и Джон Бейтс Кларк (1847—1938 гг.).
Борьба с марксизмом к этому времени стала неотъемлемой составной частью буржуазной политической экономии. А. Маршалл и Д. Б. Кларк начали новую атаку на марксизм. Первый сосредоточил внимание на теории цен, второй на теории распределения.

Английский экономист А. Маршалл получил признание среди идеологов монополистического капитала с момента опубликования его основного труда «Принципы политической экономии» (1890 г.). В этой работе он предпринял попытку придать теории ценности австрийской школы видимость более реалистичной теории. Для этого он эклектически соединил теорию «предельной полезности» австрийской школы с вульгарной теорией издержек производства. Он настаивал на том, что в образовании ценности участвует как «производственный фактор», под которым он подразумевал издержки производства, так и субъективный фактор — полезность, определяемая в зависимости от индивидуальных потребностей и вкусов продавцов и покупателей.

«Спорить о том, определяется ли ценность полезностью или издержками производства, мы можем с таким же успехом, как о том, верхнее ли или нижнее лезвие пары ножниц режет кусок бумаги»,— писал он в «Принципах». Полезность, по Маршаллу, лежит в основе цены спроса, а издержки производства определяют цену предложения. Категория цены, в понимании Маршалла, так же как и в понимании австрийской школы, по-прежнему оставалась механической равнодействующей спроса и предложения. По идее Маршалла, конкуренция, с помощью которой определяются цены, благотворно влияет на развитие производства, так как обеспечивает автоматическое регулирование капиталистической экономики.

Связь «теории ценности» Маршалла с производством была чисто иллюзорной. Теория оставалась поверхностной, не выходила за пределы обращения, с позиций которого невозможно объяснить образования стоимости. Издержки производства -- это то, что стоит товар для самого капиталиста, т. е. только часть стоимости, товара. Величина их определяется ценой потребленных средств производства и ценой примененной рабочей силы.

Маршалл, объясняя цену предложения издержками производства, попал в заколдованный круг: цена определяется ценой. Вместе с тем он умолчал о той части стоимости, которую капиталист присваивает безвозмездно, эксплуатируя рабочего, т. е. о прибавочной стоимости. Прибыль на капитал у Маршалла выступает как вознаграждение за воздержание. Эта плата за «жертвы», которые капиталист несет, откладывая потребление.

А. Маршалл выступил в роли апологета монопольной цены. Оправдание монопольных цен, предполагающих монопольно высокую прибыль, он вел под видом теории «оптимальных цен». По Маршаллу, сами монополии заинтересованы в установлении «оптимальной цены», которая отвечала бы интересам покупателей и приблизительно была равна цене спроса. Если «оптимальная цена» будет выше цены спроса, то произойдет его автоматическое сокращение. Поэтому монополисты, считаясь с угрозой сокращения спроса, устанавливают умеренные цены.

Таким образом, теория «оптимальной цены» Маршалла была направлена на то, чтобы замаскировать эксплуататорскую сущность монопольной прибыли, скрыть истинное лицо монополий. Его попытка приспособления австрийской «теории ценности» к жизни оказалась приспособлением к интересам монополий.

Источник: История экономических учений, М., 1963