Молодая историческая школа в Германии


В конце XIX — начале XX вв. в Германии наряду с австрийской школой получила большое распространение молодая историческая школа. Она была непосредственным преемником старой исторической школы. Реакционный апологетический характер, агрессивный дух немецкой вульгарной буржуазной политической экономии в конце XIX — начале XX вв. еще более усилились.

Воссоединение Германии после франко-прусской войны утвердило буржуазно-помещичий характер Второй Германской империи. В Германии были сильны феодальные пережитки. Но развитие капиталистической промышленности происходило на передовой технической основе. Германская буржуазия благодаря закону неравномерности экономического развития вырвалась вперед и встала на путь колониальных захватов. Теоретики молодой исторической школы встали на службу Второй империи, на путь поддержки и оправдания ее агрессивной империалистической политики.

Развитие капитализма, переход его на стадию империализма в Германии, так же как и в других странах, сопровождались обострением классовых противоречий и ростом революционного сознания рабочих масс. В Германии к тому времени уже окрепло рабочее движение.

В 1875 г. в Готе произошло объединение эйзенахской и лассальянской партий и была создана единая партия. Ее популярность среди рабочих росла. На выборах 1877 г. партия получила почти полмиллиона голосов. Социал-демократы завоевали крупнейшие промышленные центры. Распространение марксизма и успехи социал-демократии сильно встревожили господствующие классы и их идеологов. Немецкая вульгарная политическая экономия сосредоточила свои главные усилия на борьбе с марксизмом.

В роли теоретиков молодой исторической школы выступили профессора Берлинского университета Г. Шмоллер (1838— 1917 гг.) и Л. Брентано (1844—1931 гг.). Эта школа предприняла еще одну вылазку против метода материалистической диалектики в политической экономии.

В работах Г. Шмоллера «Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы» и Л. Брентано «Классическая политическая экономия», «Этика и народное хозяйство в истории» делалась попытка противопоставить марксизму новую форму апологетики — историко-этический или социально-этический метод. Большое место в работах представителей молодой исторической школы заняла апология «классового мира» и германских монополий.

Источник: История экономических учений, М., 1963