Предмет и метод австрийской школы политической экономии


Австрийская школа вульгаризировала понятие предмета политической экономии. Политическая экономия должна изучать не экономические отношения людей, а явления народнохозяйственной жизни с точки зрения сознания хозяйствующего субъекта. Политическая экономия, говорит Бем-Баверк, критикуя Маркса, должна исследовать сознание хозяйствующего субъекта со всем богатством его опыта... Задача науки состоит в том, чтобы научно исчерпать, объяснить богатое содержание опыта обыкновенного хозяйственного сознания.

Австрийская школа давала извращенное представление о капиталистическом обществе как механической совокупности робинзонов, «хозяйствующих субъектов», которые связаны друг с другом исключительно рыночными отношениями. Рынок рассматривался австрийскими теоретиками как механическая совокупность актов купли-продажи. Они игнорировали социальные силы, которые скрываются за рыночными процессами. Поэтому знание и «богатый опыт хозяйствующих индивидуумов», который они призывали изучать, не выходил за пределы поверхностно понятых рыночных отношений купли-продажи. Этот «опыт» ограничивался оценкой товаров «хозяйствующими субъектами», иначе — продавцами и покупателями.

Процесс общественного производства, в данном случае капиталистического производства, где кроются корни капиталистической эксплуатации, оставался за пределами сферы исследования австрийской школы. Вместо того чтобы изучать отношения людей, складывающиеся в процессе производства, что составляет действительный предмет политической экономии, австрийские теоретики предлагали сконцентрировать внимание на отношении людей к вещам, которые они продают или покупают на рынке.

Приемы «исследования», или метод, применяемый австрийской школой в области политической экономии, представляет собой разновидность вульгарного идеалистического субъективно-психологического метода.
Австрийские теоретики прибегли не только к антинаучным приемам, используя в теории фантастические робинзонады, не существующие в человеческом обществе и в том числе капиталистическом, но все исследование перевернули с ног на голову, определяя бытие сознанием. Наряду с этим теория австрийской школы исходит из так называемой меновой концепции, которая сводит экономические отношения между людьми только к отношениям обмена.

Теоретики австрийской школы поставили целью открыть и обосновать так называемые естественные, вечные законы развития общества, якобы заключенные в обмене и распределении. Для того чтобы доказать отсутствие эксплуатации и гармоничное развитие капиталистического общества, они маскировали специфические законы капитализма, маскировали антагонистические классовые противоречия. Эти вульгарные приемы австрийская школа использовала для того, чтобы оправдать капитализм и опровергнуть марксистскую политическую экономию.

Источник: История экономических учений, М., 1963