«Происхождение семьи, частной собственности и государства»


К числу самых замечательных произведений марксизма принадлежит написанная Энгельсом в 1884 г. классическая работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ленин писал об этом труде, что это — одно из основных произведений научного социализма.

Не являясь исключительно экономической работой, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» содержит постановку и развитие целого ряда экономических вопросов и является образцом того, как следует применять теорию в качестве орудия анализа конкретного исторического материала. На основе изучения и обобщения огромного исторического материала Энгельс показывает в этой работе процесс возникновения и развития частной собственности, классов и государства.

И для историка и для экономиста огромный интерес и значение имеет его блестящий анализ экономических процессов, лежащих в основе развития общества.

На заре человеческой истории люди обладали лишь примитивными орудиями труда и могли только общими усилиями бороться за свое существование. Средства производства находились в общественной собственности, эксплуатации человека человеком не было. Разделение труда и рост производительности труда приводят к возникновению обмена. С развитием обмена неизбежно возникает имущественное неравенство внутри общества — появляются богатые и бедные, возникает частная собственность, общество раскалывается на классы.

«...Все больше и больше развивается производительность труда, а вместе с ней — частная собственность и обмен, имущественные различия, возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым основа классовых противоречий».

Энгельс доказал, что на первых ступенях общественного развития не было государства, оно возникает с появлением классов как орган господства одного класса над другим. Таким образом, государство является институтом историческим, возникшим на определенной ступени развития общества, как продукт классовых противоречий.

Экономически господствующий класс при помощи государства приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Рабовладельческое государство было орудием рабовладельцев для подавления рабов, феодальное - орудием дворян для подавления крепостных и зависимых крестьян, буржуазное государство — «орудие эксплуатации наемного труда капиталом».

Но классы не будут существовать вечно, они так же неизбежно исчезнут, как и появятся. «С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором».
Свое дальнейшее, развитие эти идеи получили в работах В. И. Ленина и его учеников.

В последние годы своей жизни Энгельс написал ряд других небольших работ. В частности, в связи с повторным изданием тех или иных работ Маркса он написал ряд предисловий к ним. Необходимость их написания вызывалась клеветнической кампанией буржуазной печати в адрес Маркса, в связи с которой Энгельс отстаивал идеи своего великого друга, давал отпор всяческим попыткам умалить их величие и доказывал их значение как открытий, означавших революционный переворот в экономической теории.

Источник: История экономических учений, М., 1963