«Нищета философии»


В 1847 г. появилась работа Маркса «Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона». Появление этой работы было вызвано необходимостью дать отпор мелкобуржуазной идеологии, выразителем которой был Прудон.
Прудон в своей книге выразил интересы мелкой буржуазии. Этим определялась путанность и противоречивость его концепции, отражавшей промежуточное положение и двойственность этого слоя, стремившегося избавиться от зол капитализма, угрожающего ему разорением, сохранив вместе с тем его основу - частную собственность.

«Нищета философии» содержит сокрушительную критику теоретических построений Прудона. Маркс исходил при этом из, основных положений исторического и философского материализма, разработанных и сформулированных в предшествующих работах.
Значение «Нищеты философии», с точки зрения формирования марксизма, определяется тем, что она представляла собой дальнейшее развитие пролетарского мировоззрения, всех его элементов: философии, научного социализма и экономической теории. С точки зрения становления экономической теории марксизма, «Нищета философии» представляла крупный шаг вперед.

Это, в сущности, первая из опубликованных работ Маркса, в которой первостепенное внимание уделялось вопросам экономической теории. В ней Маркс уже формулировал некоторые исходные положения своего экономического учения, которое получило в дальнейшем свое полное воплощение в «Капитале». В «Нищете философии» в развернутом виде сформулировав тезис об историческом характере экономических категорий, выражающих определенные производственные (общественные) отношения: «Экономические категории представляют собой лишь теоретические выражения, абстракции общественных отношений производства».
Люди, устанавливающие соответственно развитию материального производства общественные отношения, создают и «идеи» и категории соответственно своим общественным отношениям. Таким образом, эти идеи, эти категории столь же мало вечны, как и выражаемые ими отношения. Они представляют собой исторические и преходящие продукты».

Значение этой мысли огромно, ибо она означала коренной переворот в понимании содержания политической экономии из науки надысторической, предметом которой были естественные вечные законы, она превращалась в науку историческую, изучающую исторически определенные общественные (производственные) отношения, получающие свое выражение в категориях этой науки. Исторический характер изучаемого предмета определяет исторический, изменчивый характер выражающих его категорий.

Что же касается установления и изменения самих этих общественных отношений, изучаемых политической экономией, то оно определяется развитием производительных сил. В «Нищете философии» Маркс формулировал это положение исторического материализма с предельной ясностью: «Общественные отношения тесно связаны с производительными силами. Приобретая новые производительные силы, люди изменяют свой способ производства, а с изменением способа производства, способа обеспечения своей жизни, -- они изменяют все свои общественные отношения». Чтобы сделать свою мысль более наглядной, Маркс облек ее в следующий яркий образ: «Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница - общество с промышленным капиталистом».

Маркс заложил в этой работе основы теории стоимости и денег. Исходя из нового понимания категорий политической экономии как понятий исторических, выражающих исторически определенные производственные отношения, Маркс показал классово ограниченный характер взглядов Рикардо. Для Рикардо стоимость, товар и деньги - категории естественные, Маркс показал исторический характер этих категорий.

В «Нищете философии» Маркс еще употреблял понятие товар-труд и говорил о продаже труда. Он еще не открыл категории «товар-рабочая сила». Но говоря о товаре-труде он связывал его существование с буржуазным способом производства, с процессом капиталистической эксплуатации.
Новым и очень важным, с точки зрения становления экономической теории марксизма, является изложение Марксом в «Нищете философии» сущности и роли разделения труда. Опровергая Прудона, согласно которому разделение труда есть вечный закон, простая и абстрактная категория, Маркс показал, что разделение труда, его характер и его облик исторически менялись. В основе этих изменений лежит развитие производительных сил: «Труд организуется и разделяется различно, в зависимости от того, какими орудиями он располагает. Ручная мельница предполагает иное разделение труда, чем паровая».

По мере роста и развития производительных сил развивается разделение труда. Являясь результатом определенного уровня развития производительных сил, оно само становится фак-ром их развития. Маркс безжалостно высмеивал Прудона, который не понял революционной стороны разделения труда, не шел дальше представлений и устремлений мелкого буржуа, выступающего против крупной промышленности. Прудон звал фабрики назад к средневековью, к ремеслу.

Большое значение имеют мысли, высказанные Марксом в «Нищете философии» по вопросу о земельной собственности и ренте. По существу в этой работе уже заложены основы марксистской теории ренты. «Рента, - пишет Маркс, — является результатом тех общественных отношений, при которых совершается эксплуатация земли... Рента обязана своим происхождением обществу, а не почве». Маркс показывал, что ошибка Рикардо заключалась в том, что свое понятие земельной ренты он применял к земельной собственности всех времен и народов. Маркс раскрывал и корни этой ошибки: «Это - общее заблуждение всех экономистов, которые выдают отношения буржуазного производства за вечные категории». Таким образом, отталкиваясь от рикардовской теории ренты, Маркс уже в этой работе показал исторический характер ренты, ее связь с определенными общественными условиями.

Наконец, в «Нищете философии» Маркс сделал значительный шаг вперед в разработке всеобщего закона капиталистического накопления. «В рамках тех же самых отношений,—писал он, — в которых производится богатство, производится также и нищета; ...в рамках тех же самых отношений, в которых совершается развитие производительных сил, развивается также и сила, производящая угнетение; ...эти отношения создают буржуазное богатство, т. е. богатство класса буржуазии, лишь при условии непрерывного уничтожения богатства отдельных членов этого класса и образования постоянно растущего пролетариата».

«Нищетой философии» было, таким образом, положено начало тому революционному перевороту в экономической теории, который был завершен позднее созданием «Капитала». Уже в «Нищете философии» Маркс показал, что в недрах капиталистического способа производства зреют материальные условия, необходимые для освобождения пролетариата, что необходимость изменения общественного строя диктуется противоречием между производительными силами и производственными отношениями, что освобождение угнетенного класса подразумевает создание нового общества. Таким образом, прудоновскому реформизму Маркс противопоставил пролетарскую революцию, задачей которой является не исправление буржуазного общества, а его уничтожение.

Источник: История экономических учений, М., 1963