«Немецкая идеология»


Весной 1845 г. Маркс переехал в Брюссель, куда за ним последовал и Энгельс. Здесь они проводили огромную организационную работу по подготовке к созданию коммунистической партии. Результатом их деятельности была организация в 1847 г. «Союза коммунистов». Пребывание Маркса и Энгельса в Брюсселе было периодом интенсивной работы обоих друзей над вопросами теории, в частности экономической теории, так как создание пролетарской партии требовало дальнейшей ее разработки. К «брюссельскому периоду» относится написание «Немецкой идеологии».

«Немецкая идеология» была плодом совместной работы Маркса и Энгельса и составила важный этап в формировании марксистской теории. Написана она в 1845—1846 гг. Опубликовать ее в то время не удалось и рукопись была, по выражению Маркса, предоставлена «грызущей критике мышей».

В этой работе Маркс и Энгельс дали развернутую критику метафизического материализма Фейербаха, младогегельянской философии и разоблачили реакционную сущность так называемого «истинного социализма», «Немецкая идеология» представляет исключительный интерес по богатству содержащихся в ней идей. Для разработки экономической теории марксизма особенно большое значение имели главы этого труда, в которых развиты основные положения исторического материализма. Это, прежде всего, глава I, посвященная критике Фейербаха, и глава III, в которой подвергаются критике взгляды Штирнера («Святой Макс»).

Правда, в «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс пользовались еще несколько иной терминологией, чем в более поздних и более зрелых работах. Так, например, вместо термина «производственные отношения» Маркс и Энгельс здесь пользуются, как правило, термином «формы общения». Но по своему содержанию этот термин уже соответствует понятию производственные отношения. Несмотря на различие терминологии (которая окончательно «отстоялась» позднее), положения, развиваемые Марксом и Энгельсом в «Немецкой идеологии», содержат уже последовательное изложение исторического материализма.

Впервые именно в этой работе появляется идея общественно-экономической формации (хотя самого термина еще нет). Дается краткая характеристика сменяющих друг друга формаций, для каждой из которых характерны иные «отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда».

Четко формулируется причина, определяющая смену общественно-экономических формаций. Она кроется в противоречии между производительными силами и «формой общности», которое каждый раз прорывается в виде революции. Это, в сущности, уже формулировка закона соответствия производственных отношений характеру производительных сил, который получил свое классическое выражение в предисловии «К критике политической экономии», написанном через 13 лет.

В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс завершили критику младогегельянства в лице Бауэра и Штирнера и разоблачили реакционную сущность так называемого «истинного социализма». Критике этого последнего направления, которое в условиях Германии 40-х годов становилось орудием реакции, посвящена вся вторая часть «Немецкой идеологии».

«Истинные социалисты» пытались подменить практическую борьбу—борьбой в области идей. Борьба с «истинными социалистами» имела огромное значение для преодоления разрыва между теорией социализма и практикой рабочего движения.
Таким образом, эта работа Маркса и Энгельса была огромным шагом вперед в формировании их мировоззрения. Как писал позднее Маркс, «наша главная цель — уяснение дела самим себе — была достигнута».

Источник: История экономических учений, М., 1963