«Святое семейство»


Первой совместной работой Маркса и Энгельса, появившейся после их встречи летом 1844 г., явилось «Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании». (Написана в сентябре-ноябре 1844 г., вышла в свет в феврале 1845 г.) Эта работа наносила окончательный удар по идеализму, в частности и в особенности — по той разновидности левогегельянства, которую развивали и защищали Бруно Бауэр и его последователи.

В. И. Ленин очень точно обрисовал сущность течения, возглавлявшегося Бауэром, и его вредность для дела рабочего класса: «Эти господа, - писал он, - проповедывали критику, которая стоит выше всякой действительности, выше партий и политики, отрицает всякую практическую деятельность и лишь «критически» созерцает окружающий мир и происходящие в нем события».

Абстрактное понимание критики как «критики ради критики» означало отрицание конкретной борьбы. Уже этим оно было враждебно интересам пролетариата. Более того, признавая, что лишь высоко интеллектуальная, избранная личность может мыслить критически, Бауэр и его последователи противопоставляли массу, народ - героям, «критически» мыслящим личностям. «Против этого вздорного и вредного направления решительно восстали Маркс и Энгельс», — писал Ленин.

Маркс и Энгельс в «Святом семействе» ставили целью разгромить враждебную рабочему классу идеалистическую концепцию «героев и толпы» и одновременно противопоставить ей свое понимание исторического процесса. Значение этой работы в формировании марксизма определяется в первую очередь именно этим положительным ее содержанием.

Важнейшее значение для оценки этой работы имеют записи, сделанные В. И. Лениным при ее чтении. Ленин отмечает, что в «Святом семействе» Маркс «подходит к основной идее всей своей «системы»... — именно к идее общественных отношений производства». Он уже приближается к мысли о решающей роли способа производства в развитии общества, когда говорит, что основную причину исторического развития следует искать в «грубо-материальном производстве». Это - уже ядро исторического материализма.

Ленин в своем конспекте «Святого семейства» отмечал, что Маркс в этой работе подходит уже и к теории стоимости. Он подчеркивает в ней значение рабочего времени, т. е. затрат труда, при определении стоимости товара. Это еще не трудовая теория стоимости, но это крупный шаг вперед, к ее созданию, хотя в целом в этой работе Маркс еще не освободился от некоторых ошибочных взглядов в этой области.

Оценивая эту работу, Ленин особо отмечает, что для нее характерен «почти уже сложившийся взгляд Маркса на революционную роль пролетариата». Этот новый взгляд покоился на объективной оценке положения и роли рабочего класса в капиталистическом обществе: «Дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать. Его цель и его историческое дело самым ясным и непреложным образом предуказываются его собственным жизненным положением, равно как и всей организацией современного буржуазного общества».

Таким образом, «Святое семейство» знаменовало собой важный этап в развитии марксистской теории, в частности, экономической теории. Разгромив в этой работе левогегельянство, Маркс и Энгельс могли теперь от полемики перейти к положительному изложению своих взглядов.

Источник: История экономических учений, М., 1963