Формирование мировоззрения Герцена и Огарева


«Самыми выдающимися деятелями дворянского периода были декабристы и Герцен»,— указывал В. И. Ленин. Александр Иванович Герцен родился в 1812 г. в семье состоятельного дворянина. Огромное влияние на него оказало движение декабристов. Восстание декабристов, как писал В. И. Ленин, разбудило и «очистило» Герцена. Тайное общество Пестеля и Рылеева, в которое он готов был бы войти не задумываясь, стало его идеалом. Декабристов Герцен считал своими учителями и отцами.
В 1824 г. Герцен познакомился с Николаем Платоновичем Огаревым (родился в 1813 г.), с которым на протяжении всей своей жизни был связан дружбой настолько, что друзья стали, по словам Герцена, двумя томами одной поэмы. Они поклялись вместе вести борьбу за счастье народа, и это сделало их дружбу верной, сердечной и самоотверженной.


В Московском университете, где учились Герцен и Огарев, вокруг них организовался кружок прогрессивно настроенной молодежи. Здесь передовая русская молодежь в поисках ответа на волновавшие их вопросы общественного устройства впервые знакомилась с работами западноевропейских социалистов.
Естественно, что кружок не мог не привлечь внимания царской полиции, и через год после окончания университета, в 1834 г., друзья были арестованы: Огарева сослали в Пензенское имение отца, а Герцена — сначала в Пермь, а затем — в Вятку и Владимир.
По возвращении из ссылки в 1842 г. Герцен создает произведения, принесшие ему славу и широкую известность. В романе «Кто виноват?», повестях «Доктор Крупов», «Сорока-воровка» и др. содержится острая и яркая сатира на самодержавно-крепостнический строй.

В эти же годы Герцен написал ряд статей философского содержания под общим названием «Дилетантизм в науке» и классический философский труд «Письма об изучении природы». Оценивая философское мировоззрение Герцена, В. И. Ленин писал: «Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед — историческим материализмом».
Реакционный режим николаевской эпохи вынуждал Герцена писать эзоповским языком, «чтобы закрыть свою мысль под рабски вымышленными, условными словами и оборотами». Отсутствие в России условий для легальной борьбы вынудило Герцена в 1847 г. покинуть родину. Вскоре за ним последовал и Огарев.

В своих мемуарах «Былое и думы», ставших подлинной летописью общественной жизни и революционной борьбы в России и Западной Европе, Герцен четко и решительно формулировал свое кредо, определявшее содержание и направление его деятельности: «Везде, во всем, всегда быть со стороны воли против насилия, со стороны разума против предрассудков, со стороны науки против изуверства, со стороны развивающихся народов против отстающих правительств. Таковы общие догматы наши».

Для осуществления этих целей Герцен за границей основал русскую типографию, в которой печатал свои произведения, направленные против крепостного права: «Юрьев день! Юрьев день!», «Крещеная собственность» и другие. С 1855 г. он стал издавать альманах «Полярная звезда», а с 1857 г. (уже совместно с Огаревым) — ежемесячное приложение к нему под названием «Колокол», которое выходило в течение десяти лет. С 1862 г. в дополнение к «Колоколу» по инициативе Огарева стало выходить «Общее вече», обращенное непосредственно к народу.
Герцен следующим образом формулировал политическую программу «Колокола»: освобождение слова — от цензуры, крестьян — от помещиков, а податного сословия — от побоев.

В дальнейшем эта программа развивалась и конкретизировалась, включая все более и более революционные задачи. «Колокол» стал совестью передовой общественности, страстным обличителем всех мерзостей русской жизни. Он расходился в огромном количестве. Каждый его номер зачитывался до дыр, переписывался и распространялся далее, возбуждая умы и сердца русских людей. Звон «Колокола» содействовал освобождению крестьян.

Высоко оценивая его значение, В. И. Ленин писал: «Предшественницей рабочей (пролетарски-демократической или социал-демократической) печати была тогда общедемократическая бесцензурная печать с «Колоколом» Герцена во главе ее».
В эволюции «Колокола» отражался сложный процесс формирования революционно-демократических взглядов его издателей. Герцен и Огарев прошли трудный путь развития: с позиции дворянских революционеров в 40-х годах они постепенно переходили в лагерь революционной демократии, отражавшей интересы и чаяния многомиллионного русского крестьянства, боровшегося за свое освобождение.

В. И. Ленин, рассматривая сложный путь, пройденный Герценом, писал: «При всех колебаниях Герцена между демократизмом и либерализмом, демократ все же брал в нем верх».
Отражением и, в известной мере, причиной этих колебаний была глубокая духовная драма, пережитая Герценом в связи с поражением французской революции 1848 г.
Демократ и революционер, ненавидящий крепостнический строй России, Герцен в Западной Европе надеялся найти те силы, которые способны к революционной борьбе.

Буржуазная революция 1848 г., принятая им за социалистическую, окрылила его надеждой. Ее поражение потрясло Герцена, вызвало настроение пессимизма и скептицизма. В. И. Ленин характеризовал духовный крах Герцена как крах буржуазных иллюзий в социализме. «Духовная драма Герцена,— писал он,— была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела».
Не умея материалистически подойти к явлениям общественной жизни, Герцен из поражения революции 1848 г. сделал вывод о том, что Западная Европа не способна к социалистическим преобразованиям. Вместе с тем он не перестал верить в неизбежность социалистического переустройства общества и стремился найти народы, способные совершить социалистический переворот. Решив, что эта задача посильна русскому крестьянству, он создал утопическую теорию «русского крестьянского социализма».

И только в конце жизни, в письмах «К старому товарищу» (1869 г.), Герцен подошел к пониманию капитализма как строя, способного создать предпосылки перехода к социализму. Эти письма явились завершением идейного развития Герцена, который окончательно порывает с анархизмом Бакунина и делает попытку перейти на позиции классовой борьбы пролетариата, обратив свои взоры, как отмечал Ленин, не к либерализму, а к Интернационалу, руководимому Марксом. Огарев был менее последовательным и до конца не сумел порвать с анархизмом.

Герцен умер в Париже 21 января 1870 г. После смерти друга Огарев в течение еще семи лет не прекращал революционной и публицистической деятельности. Жизнь Герцена и Огарева — пример беззаветного служения родине и своему народу.
Беспримерная дружба Герцена и Огарева, длительное творческое содружество и взаимодействие двух великих мыслителей, органическое единство их социально-экономических взглядов не привели, однако, к нивелированию их индивидуальностей, каждый из них занимает собственное место в истории русской общественной мысли.

Источник: История экономических учений, М., 1963