Передовая общественная мысль России 40—60-х годов XIX в


В 40—60-х годах XIX в. в России назревал острый конфликт между развивающимися производительными силами и сковывающими их феодально-крепостническими отношениями. Низкая рутинная техника и крепостническая организация общественного труда тормозили развитие производительных сил страны, сковывали прогресс техники, обусловливали замедленные темпы начавшегося промышленного переворота.

Весь ход экономического развития России требовал немедленной ликвидации крепостного права. Рост крестьянских волнений в связи с усилением феодальной эксплуатации и поражение России в Крымской войне заставили правительство и дворянство вплотную заняться вопросом освобождения крестьян. Их вынудила взяться за реформу «сила экономического развития, втягивавшего Россию на путь капитализма. Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, рушившихся форм хозяйства. Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России. Крестьянские «бунты», возрастая с каждым десятилетием перед освобождением, заставили первого помещика, Александра II, признать, что лучше освободить сверху, чем ждать, пока свергнут снизу».

В ускорении отмены крепостного права огромную роль сыграло общественное движение первой половины XIX в. В ту пору все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом, крестьянский вопрос определял расстановку классовых сил и политических группировок.
Идейным вождем освободительного движения 40-х годов выступил В. Г. Белинский, оказавший огромное влияние на формирование революционных взглядов своих современников.

Он был представителем русского утопического социализма. Белинский защищал интересы трудящихся вообще и крестьянства в особенности. В отличие от декабристов, он ориентировался на народную революцию как средство борьбы с самодержавно-крепостническим строем России.
Уже в начале 40-х годов Белинский стал приверженцем идей великих социалистов Запада, но воспринимал их критически и с сомнением относился к тем, кто «существующую действительность хотел заменить утопией». Признавая прогрессивную роль буржуазии, Белинский вместе с тем показал ее историческую ограниченность. Будущее представлялось Белинскому как общество без богатых и бедных, без эксплуатации, построенное на началах демократии и социализма.

К 40-м годам относится и деятельность петрашевцев, среди которых были как дворянские революционеры, так и революционеры-разночинцы. Основное ядро петрашевцев — участники «пятниц», организованных Михаилом Васильевичем Буташевичем-Петрашевским в Петербурге в 1845—1849 гг. В 1849 г. было начато следствие по делу Петрашевского, в котором оказалось замешано почти сто человек. 21 человек из них во главе с Петрашевским были приговорены к смертной казни, замененной затем пожизненной каторгой. Причиной такой жестокой расправы с петрашевцами являлось их непримиримое отношение к самодержавию и крепостничеству.

Петрашевцы не были едины в своих экономических взглядах, но их объединяла ненависть к крепостному праву. Некоторые из них даже ставили задачу немедленной революции народа против царского самодержавия. Намечая пути дальнейшего экономического развития России, петрашевцы выступили как приверженцы социалистических идей. Они первыми в России стали пропагандировать социализм в печати и на собраниях кружков. Своей пропагандистской деятельностью, направленной против крепостнического гнета и реакции, они способствовали углублению кризиса феодального строя России.

Глубоким и оригинальным мыслителем 40-х годов XIX в. был В. А. Милютин (1826—1855 гг.). Выражая демократическую тенденцию в борьбе с крепостничеством, Милютин требовал ликвидации помещичьего землевладения и передачи всей земли в частную собственность крестьян. Но, сознавая несовершенность мелкого крестьянского производства, он защищал план создания на базе этого мелкого частного землевладения производственных ассоциаций крестьян, сообща обрабатывающих землю.

В своих трудах Милютин остро критиковал капитализм и его защитников. Он обличал пороки капитализма, сочувствовал положению рабочего класса в капиталистическом обществе и прослеживал его ухудшение под влиянием введения машин, кризисов перепроизводства и других причин. Однако он не видел необходимости ликвидации частной капиталистической собственности, а на пролетариат смотрел только как на страдающий класс, не понимая значения его политической и даже экономической борьбы. Милютин первый из русских экономистов выступил с анализом истории экономических учений и с критикой буржуазной экономической науки. Отграничив А. Смита от его вульгарных последователей, он показал нисходящую линию развития буржуазной политической экономии. Важнейшей его работой была статья «Мальтус и его противники», разоблачающая антинародную сущность учения Мальтуса.

Милютин одним из первых в России выступил не только с пропагандой в печати социалистических идей, но и защитой их от карикатурного изображения буржуазными экономистами.
Испытав на себе большое влияние западноевропейского утопического социализма, он пошел дальше, пытаясь отыскать в реальной действительности основу для преобразования общества, но так и не поднялся до понимания необходимости революционного преобразования. Ему казалось, что можно мирно изменить все общественно-экономическое устройство как на Западе, так и в России. В этом сказалась его буржуазная ограниченность.

Источник: История экономических учений, М., 1963