Жан-Батист Сэй


Родоначальником и главнейшим представителем ее явился Жан-Батист Сэй (1767—1832 гг.).
Свой основной труд Сэй выпустил в 1803 г. под названием «Трактат политической экономии». В 1817 г. появился его «Катехизис политической экономии», по существу содержащий краткое изложение «Трактата...», и в период 1828—1830 гг.— шеститомный «Курс политической экономии».

В работах Сэя вульгаризация экономической теории доведена до абсурда. Оценивая «теории» Сэя, Маркс называет его пошлым и ограниченным.
Сэй выступил как комментатор учения Смита. Однако его «комментарии» свелись к полной ревизии научных положений классической школы и пропаганде ненаучных вульгарных элементов экономической теории Смита и Рикардо, которые доводятся Сэем до апологетических выводов. В своем «Трактате» он похоронил прежде всего метод классической школы, подменив его ненаучной апологетической методологией. В ее основе лежит разрыв производства, распределения, потребления и обмена. Возведя этот разрыв в принцип экономической науки, Сэй даже разделил политическую экономию на три части: 1) производство, 2) распределение и 3) потребление.

Производство Сэй рассматривал вне всяких исторических границ. Игнорируя общественную форму производства, он говорил о производстве вообще. Процесс производства он понимал не как производство материальных ценностей, а как производство полезности как таковой, не связанной с вещественной материальной формой продукта. «Производство,— пишет Сэй,— не создает материи, но создает полезность. Оно не может быть измеряемо ни в длину, ни в объеме, ни в весе продукта, но только соответственно полезности, сообщенной предмету».

Это ненаучное определение производства Сэй дополнял еще одним не менее абсурдным определением. Отождествив полезность с оказанием услуг, Сэй определял в конце концов производство как производство услуг.
Своей теорией услуг Сэй пытался замаскировать буржуазные производственные отношения. Классовые антагонистические отношения буржуазии и пролетариата он представлял в виде взаимного оказания услуг одного индивидуума другому индивидууму.

Маркс дал резкую критику теории услуг Сэя. Он показал, что эта теория специально придумана для того, чтобы извратить действительное отношение между капиталом и трудом. Обмен «услугами» между классами буржуазного общества отнюдь не предполагает равные эквивалентные отношения. Каждый «индивидуум» буржуазного общества является представителем определенного класса — либо буржуазии, либо пролетариата. Эта его классовая принадлежность определяет и тот характер «услуг», которые он предлагает.

Маркс показал, что действительная «услуга», которую оказывает рабочий капиталисту, состоит вовсе не в том, что он доставляет ему потребительное благо, полезность, а в том, что он работает на капиталиста большую часть рабочего дня безвозмездно, принося ему прибавочную стоимость. Капитал в данном случае оказывает ту «услугу» рабочему, что противостоит ему как чуждая и порабощающая его сила. «Поэтому, так как в покупке услуг,— пишет Маркс,— совершенно не содержится специфического отношения труда и капитала,— здесь оно либо полностью изгладилось, либо вовсе отсутствует,— то покупка услуг естественно является для Сэя, Бастиа и всей их компании излюбленной формой для выражения отношения между капиталом и трудом».

Сэй перечеркнул все достижения классической школы в анализе стоимости. Трудовой теории стоимости он противопоставил несколько вариантов ненаучной трактовки стоимости. В основе всех этих вариантов лежало, во-первых, отождествление стоимости с потребительной стоимостью и, во-вторых, отождествление стоимости с меновой стоимостью и меновой стоимости —с ценой. Сэй выдвинул положение о том, что стоимость определяется не трудом, а полезностью вещи, ее потребительной стоимостью. Он утверждал, что величина стоимости прямо пропорциональна увеличению степени полезности данного предмета.
«Как сообщается ценность предмету? - спрашивал Сэй.— Сообщением оному полезности, каковой он не имел прежде. Как увеличивается ценность, находящаяся уже в вещах? Увеличением той степени полезности, какую они имели до приобретения ее».

Соответственно этому он и цену определял не как денежное выражение стоимости, а как выражение полезности в вещах. «...Цена предмета,— писал он,— служит только верным указателем полезности».
Определив стоимость товара его полезностью, Сэй шагнул далеко назад от классиков. Полезность не может быть субстанцией стоимости потому, что она не может быть общей мерой вещей, которая делала бы возможным их обмен.
«Как потребительные стоимости,— говорит Маркс,— товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно, не заключают в себе ни одного атома потребительной стоимости».
Это важнейшее научное положение теории стоимости очень хорошо понимал уже Рикардо, который подчеркивал, что «полезность не является мерой меновой стоимости, хотя она существенно необходима для этой последней».

Сэй совершенно преднамеренно отождествил стоимость с потребительной стоимостью. Это понадобилось ему для того, чтобы отождествить производство стоимости с производством потребительной стоимости, в создании которой участвуют и природа, и материальные элементы производства, образующие вещественное материальное тело товара.
На этой основе, в противоположность научному положению классиков о том, что единственным источником стоимости является труд, Сэй выдвинул теорию «трех факторов производства». Он утверждал, что в создании стоимости участвуют три фактора — капитал, земля и труд. Капитал порождает прибыль и процент, земля — ренту и труд — заработную плату.

Замаскировав тем самым источник прибавочной стоимости, Сэй сделал реакционный вывод о том, что рабочий не имеет права претендовать на весь продукт труда, так как он создает только часть его, что доход капиталиста проистекает не из эксплуатации рабочих, а из эксплуатации «услуги» капитала, что капитализм в целом не выражает отношений эксплуатации.
Как бы забыв о том, что он определил стоимость товара полезностью, Сэй вслед за тем дал другое определение стоимости. Он определял ее тем количеством денег, которое дается за товар в обмене. Сэй при этом отрицал какую-либо объективную основу обмена товара на деньги. Он утверждал, что деньги потому служат мерило стоимости товара, что из ежедневного употребления монеты ее ценность людям лучше известна, нежели ценность других предметов.

Кроме этих теорий стоимости, Сэй пропагандировал еще теорию издержек производства, заимствованную у Смита,— определял стоимость товара стоимостью труда, т. е. заработной платой. Теорию издержек производства Сэй использовал в целях доказательства того, что низкая заработная плата выгодна для всего общества и в том числе для рабочих. Обрушиваясь на Сисмонди, за его положение о том, что от низкой заработной платы выигрывают только предприниматели, Сэй писал: «Низкая заработная плата, вследствие конкуренции, понижает цену продуктов, над которыми трудятся рабочие, а следовательно, выгоду из той дешевой цены извлекают потребители продуктов, т. е. все общество». А так как рабочие тоже потребители, то они, по, мнению Сэя, выиграют больше от низкой цены товара, чем проиграют от снижения заработной платы.

Эти антирабочие выпады Сэя основаны на ненаучном фундаменте, так как изменение заработной платы не вызывает никакого изменения в стоимости (и цене) товара. Оно ведет лишь к изменению той пропорции, в которой делится вновь созданная стоимость между рабочими и капиталистами. В данном случае снижение заработной платы в противоположность утверждениям Сэя принесет выгоду не всему обществу, а лишь капиталистам, так как приведет к росту их прибылей. В своем наступлении на жизненные права рабочих Сэй использовал весь арсенал своих и чужих вульгарных апологетических теорий. Так, он пропагандировал теорию народонаселения Мальтуса, утверждая, что основные бедствия народа вовсе не зависят от общественного устройства, они прямо «истекают из природы человека и вещей». К таким вечным бедствиям он и относил излишек населения по отношению к средствам существования.

Одно из центральных мест в теории Сэя занимала его теория реализации, или, как он сам ее называл, «теория сбыта». Сам Сэй весьма гордился своей «теорией сбыта». На самом же деле она представляет собой одну из наиболее типичных вульгарных теорий, изобретенную не во имя науки, а во имя апологии капитализма. Предпосылку теории реализации Сэя составляла ненаучная «догма Смита» и отождествление капиталистического товарно-денежного обращения (Т—Д—Т) с простой меной продукта на продукт (Т—Т). Сэй, согласно «догме Смита», полностью игнорировал производство и воспроизводство средств производства. Он говорил лишь о реализации продуктов потребления. Отождествив же капиталистическое товарное обращение с натуральным обменом, он выдвинул утверждение о метафизическом равновесии покупателей и продавцов, о том, что якобы в капиталистическом обществе «каждый продукт с того самого момента, как он произведен, открывает собой сбыт для других продуктов на полную сумму своей ценности».

На этой ненаучной основе покоилось сэевское отрицание кризисов перепроизводства при капитализме. Сэй допускал лишь возможность частичного перепроизводства товаров, связанного с тем, что некоторые отрасли произвели товаров меньше, чем это нужно для обмена с товарами других отраслей. «Известных продуктов слишком много, потому что не достает других»,— заявлял он.
Таким образом, теория реализации Сэя, так же как и все другие его теории, направлена на то, чтобы замаскировать противоречия капитализма, кризисное его развитие.

Источник: История экономических учений, М., 1963