Цены розничные


ЦЕНЫ РОЗНИЧНЫЕ — цены, по которым товары продаются населению, а также предприятиям и организациям, приобретающим их в розничной сети. Цены розничные обслуживают процесс реализации товаров народного потребления и услуг во всех их формах. В связи с этом различают государственные цены розничные, по которым реализуется продукция государственных и кооперативных предприятий, и цены колхозного рынка, по которым реализуется продукция личных подсобных хозяйств трудящихся и часть продукции колхозов.

Разновидностью цен розничных являются цены комиссионной торговли, устанавливаемые по соглашению с собственником товара, сдаваемого на комиссию. По своему экономическому содержанию аналогичны государственным ценам розничным тарифы на услуги государственных предприятий бытового обслуживания и пассажирского транспорта, на отпускаемые населению электроэнергию и тепло. По структуре государственные цены розничные отличаются от оптовых цен промышленности (см. Цены оптовые) на величину торговли скидки, за счет которой покрываются издержки обращения и формируется прибыль торговых организаций. Цены розничные на новые товары народного потребления устанавливаются применительно к уровню цен аналогичных, ранее выпускавшихся изделий, при этом учитывается качество, потребительские свойства новых изделий.

При несущественных же различиях на новые изделия распространяются цены, утвержденные ранее на аналогичную продукцию. Цены розничные продовольственных товаров могут быть общесоюзными или поясными. На большинство продовольственных товаров установлены неясные цены розничные, общесоюзными являются цены на сигареты и папиросы, соль, чай, кофе, ликеро-водочные изделия.

Основой дифференциации цен по поясам являются различия в затратах на производство, транспортных и других расходах. Цены розничные на хлеб, например, установлены по трем поясам: I пояс — Украина, Молдавия, Поволжье и другие районы зернового производства; II пояс — Московская, Ленинградская, Горьковская и другие области, в которые завозится значительное количество муки и зерна из других районов; III пояс — районы Крайнего Севера и другие, для которых характерны высокие транспортные расходы по доставкам муки. Разница между ценами соседних поясов составляет примерно 10 %. При формировании цен розничных на отдельные изделия в определенной мере учитывается соотношение спроса и предложения.

Так, относительно более высокие розничные цены устанавливаются на особо модные изделия, пользующиеся повышенным спросом, понижаются цены на товары, спрос на которые падает (прямое снижение цен, распродажа товаров по сниженным ценам, уценка товаров). На новые непродовольственные товары улучшенного качества, пользующиеся большим спросом населения, устанавливаются временные повышенные цены розничные.

На многие виды продовольственных товаров (мясомолочные товары, многие виды овощей, картофель и др.) цены розничные не возмещают затрат на производство и реализацию, что обеспечивает возможность их приобретения всеми слоями населения с различным уровнем доходов, а разница в ценах возмещается за счет государственного бюджета. Только на возмещение разницы между затратами государства на закупку, переработку и реализацию мясо-молочной продукции и действующими ценами розничными из государственного бюджета ежегодно выделяется более 40 млрд руб.

В то же время на некоторые товары, не относящиеся к предметам первой необходимости, установлены относительно высокие цены. Повышенные цены установлены также на винно-водочные и табачные изделия. Совершенствование системы государственных цен розничных и тарифов направлено на более полное отражение в них общественно необходимых затрат, качества и потребительских свойств изделий, обеспечение экономически и социально обоснованных соотношений цен на различные группы товаров, снижение цен на отдельные товары по мере повышения эффективности их производства и снижения себестоимости, накопления необходимых товарных и финансовых ресурсов.

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987