ЦЕНЫ ОПТОВЫЕ — цены, по которым государственные предприятия и организации реализуют произведенную ими продукцию другим государственным, а также кооперативным предприятиям и организациям, организациям материально-технического снабжения и сбыта, оптовой торговли, т. е. всем категориям покупателей, кроме населения. В хозяйственной практике применяются два вида цен оптовых: цены оптовые предприятий и цены оптовые промышленности.
По ценам оптовым предприятия — изготовители продукции реализуют ее сбытовым организациям, а также непосредственным потребителям продукции (предприятиям). Цены оптовые предприятий на конкретный вид продукции включают ее отраслевую себестоимость, отражающую общественно необходимые условия производства продукции; прибыль, рассчитанную по нормативу рентабельности, установленному по отношению к себестоимости продукции, за вычетом из нее прямых материальных затрат (стоимости использованных при изготовлении продукции сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий).
К определяемой таким образом цены оптовые предприятия устанавливаются надбавки (или скидки) в зависимости от технического уровня, качества и экономической эффективности продукции.
Размер надбавки зависит от величины экономического эффекта, который обеспечивается использованием продукции в народном хозяйстве, и может достигать 30 % цен оптовых, а при экспорте продукции на конвертируемую валюту — 50%. На некоторые виды продукции, кроме цен предприятий, устанавливаются также цены оптовые промышленности, которые превышают цены оптовые предприятий на величину снабженческо-сбытовой наценки (нормативная сумма издержек и прибыли снабженческо-сбытовых организаций). На отдельные виды средств производства (нефтепродукты, газ, электроэнергия), на многие виды товаров народного потребления, изго товляемых в легкой и тяжелой промышленности, цены оптовые промышлеи ности включают также налог с оборота. По ценам оптовым промышленности продукция реализуется предприятиям и организациям-потребителям.
Цены оптовые предприятий не только обслуживают процесс реализации продукции. Они служат экономическим нормативам общественно необходимых затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции, ориентирующим предприятия на снижение себестоимости изделий. Цены оптовые предприятий используются также для формирования стоимостных показателей продукции: валовой, товарной, реализованной, чистой.
Цены оптовые предприятий принадлежит важная роль в обеспечении хозрасчетных условий их функционирования, в стимулировании технического прогресса и повышения качества продукции. Являясь денежным выражением стоимости продукции, цены оптовые должны в то же время учитывать ее потребительские свойства и эффективность.
В расчете на единицу ведущего параметра изделия (на единицу мощности, производительности, грузоподъемности и т. п.) цены оптовые должны снижаться, с тем чтобы выпуск его был экономически выгоден как изготовителю продукции, так и ее потребителям, народному хозяйству в целом. На июньском (1986г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось: «Повышение цен оправдано только в том случае, если оно вызвано существенным улучшением потребительных свойств товаров, более высокой эффективностью изделий».