Торговые скидки


ТОРГОВЫЕ СКИДКИ — (накидки, наценки) — часть розничной цены товара, предназначенная для возмещения издержек обращения и образования прибыли розничных торговых организаций и предприятий.

Величина торговых скидок рассчитывается как разница между розничной ценой и оптовой ценой промышленности (т. е. ценой, по которой товар поступил в розничное торговое предприятие). Разрабатывает и утверждает торговые скидки Госкомцен СССР.

Они отражаются в прейскурантах розничных цен и в специальных инструкциях. По большинству товаров торговые скидки устанавливаются в процентах к розничным ценам, дифференцированно по отдельным видам товаров и товарным группам, месту их реализации (город, село, отдаленные районы, Крайний Север и др.) и торговым системам. Необходимость дифференциации обусловлена главным образом неодинаковыми уровнями издержек обращения торговых организаций и предприятий. Так, с учетом сложных условий сельской торговли для нее установлены повышенные торговые скидки. Экономически обоснованная скидка должна обеспечивать торговле нормальную рентабельность.

По товарам, не имеющим утвержденных в установленном порядке розничных цен (изделия местной промышленности и др.), определяются накидки к оптовой цеие промышленности. Для возмещения потребительской кооперации повышенных расходов по завозу товаров в торговую сеть глубинных населенных пунктов, расположенных на расстоянии более 10 км от станций железных дорог, водных пристаней и баз снабжения, на розничные цены товаров (эа исключением хлебопродуктов, водки и спирта, нефтепродуктов) начисляются автогужевые накидки.

На предприятиях общественного питания применяются дифференцированные наценки на розничные цены сырья, используемого для изготовления продукции собственного производства, и на большинство покупных товаров, не требующих тепловой или кулинарной обработки.

Кроме того, наценки дифференцируются по категориям предприятий (люкс, высшая, первая, вторая, третья) в зависимости от типа, места расположения, степени материально-технической оснащенности, объема предоставляемых услуг и уровня обслуживания. В среднем по всем товарам торговые скидки составляют примерно 8 % розничного товарооборота (см. также Цены оптовые, Цены розничные).

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987